Подготовка к экзамену

Татьяна Малышева 3
   - А я думала, что ты больше не придёшь, - приветствовала на лестничной клетке ученика Тамара Георгиевна.
   - Это почему? – подходя медленно, словно каждый шаг давался с большим трудом, буркнул Кирилл.
   - Ты в прошлый раз ушёл и не попрощался, - улыбнулась репетитор.
   - Ну и что? – входя в квартиру, произнёс девятиклассник, не вкладывая в вопрос никаких эмоций. Затем  он бросил пакет с ручкой и тетрадкой на пол, повернулся к хозяйке спиной и начал медленно снимать ботинки.
   Тамара Георгиевна ждала, когда Кирилл снимет сначала один, затем другой ботинок, постоит на коврике, потом повернётся и медленно впихнёт ноги в тапки.
   Эту процедуру он проделывал во время каждого прихода на занятие.
   Пока девятиклассник оттягивал минуты до начал работы, Тамара Георгиевна вспомнила, как впервые увидела своего нового ученика.
   На первое занятие Кирилл пришёл вместе с мамой.
   - Тамара Георгиевна, - представилась блондинка.
   - И я Тамара Георгиевна, - улыбнулась репетитор, удивившись редкому совпадению имён.
   Блондинка никак не отреагировала на эти слова и тихо, чтобы не слышал сын, сказала:
   - Он у меня молчун, может вообще не разговаривать…
   - Хорошо, я вас поняла. Вы в телефонном разговоре сказали, что у сына слабая «тройка»…
   Блондинка кивнула.
   - И большие проблемы с русским?.. – продолжила расспросы репетитор.
   Опять кивнула.
   - До экзамена осталось четыре месяца…
   - Поэтому мы и пришли к вам. Подруга рекомендовала вас как опытного репетитора, - нетерпеливо перебила собеседницу мама ученика и посмотрела на часы. – Всё! Мне пора! Оставляю ребёнка… Забирать через полтора часа?
   Услышав ответ, быстро кивнула сыну и вышла из квартиры.
   Кирилл, долговязый подросток, во время разговора сначала медленно переобувался в предложенные тапки, затем стал рассматривать рисунок на обоях.
   - Проходи, - пригласила Тамара Георгиевна. – Располагайся поудобнее и расскажи о своей любви к русскому языку.
   - Я его не люблю, - выдавил из себя заученную фразу и зло посмотрел через толстые линзы очков.
   - Бывает… Тогда давай посмотрим, как у тебя обстоят дела со знаниями, - предложила репетитор и положила перед учеником листок с тестом.
   На выполнение теста из семи достаточно сложных заданий девятикласснику понадобилось не более пяти минут.
   - Всё, - отодвигая листок и тетрадь, буркнул Кирилл. На тетрадном листе напротив всех номеров заданий стояли прочерки.
   - Не знаю… - произнёс безразлично.
   - Бывает, - поддержала меланхолический тон девятиклассника Тамара Георгиевна. – А если попробовать ещё?
   - Нет! Я не знаю! – зло ответил подросток.
   - Тогда давай делать вместе.
   Всё остальное время на первом занятии они разбирали тестовые задания. Репетитор то и дело прерывала работу и объясняла орфографические и пунктуационные правила, чертила в тетради ученика схемы, строила таблицы, составляла алгоритмы.
   - Ну как? Устал? – подводя итог, спросила Тамара Георгиевна.
   - Да, - буркнул девятиклассник и посмотрел на репетитора.
   - А что делать? – улыбнулась женщина. – У тебя запущена вся начальная школа, а потом комом повалили пробелы. Но ничего, мы с тобой справимся…
   Кирилл сделал попытку улыбнуться и тут же осознал, что это лишит его маски Пьеро, поэтому развёл в стороны большой и указательный пальцы, надавил  ими на щёки и потянул вниз, помешав уголкам губ приподняться.

***

   Занятия с Кириллом шли с большим трудом. Задания он выполнял через силу, стараясь сильно себя не напрягать. Но, несмотря на это, с тестовой частью начал справляться самостоятельно, делая одну-две ошибки в заданиях. А вот с сочинением и изложением была просто беда. Текст для изложения девятиклассник совершенно не запоминал, а в сочинении использовал чаще всего простые нераспространённые предложения, нарушая при этом ещё и логику повествования.
   Но зато занятия начинали ему нравиться, хотя Кирилл это старательно скрывал, используя свой приём недопущения улыбки с помощью большого и указательного пальцев. И несколько раз за занятие открывал футляр для очков, доставал специальную салфетку, которая давно не видела мыла и воды, и медленно протирал ей толстые линзы, с удовольствием добавляя себе время на отдых.
   В эти минуты Тамара Георгиевна внимательно рассматривала ученика: худой и бледный, он выглядел никому не нужным птенцом, выпавшим из гнезда. Волосы, видимо, редко встречались с шампунем и торчали во все стороны, под ногтями чернела грязь.
   Тамара Георгиевна вспоминала маму Кирилла, высокую ухоженную блондинку с ярким маникюром в тон губной помады.

***

   - Кирилл! А где работает твоя мама? - в минуту отдыха между выполнением заданий теста однажды спросила репетитор.
   - Она медсестра в стоматологии.
   - А папа?
   Ответил не сразу, а сначала взял в руки футляр для очков, медленно открыл, достал салфетку, протёр линзы и буркнул:
   - У меня отчим, - и взглянул в глаза репетитору.
   И столько боли было в этих глазах, что Тамара Георгиевна почувствовала себя неуютно. Она хотела перевести разговор на другую тему, но Кирилл сам продолжил беседу:
   - Уже два года. А с отцом она развелась, когда мне было десять…
   Ученик замолчал, а женщина подумала: «Маму назвал в третьем лице… Странно… Хотя и в Тамариных глазах большой любви к сыну не заметила». Она вспомнила единственную встречу с блондинкой, когда та привела Кирилла на первое занятие и поспешила оставить.
   Спрашивать об отношениях с отчимом и отцом Тамара Георгиевна не собиралась и предложила:
   - Продолжим?
   Но ученик, словно не услышав, тихо сказал:
   - А папа… он меня любит.
   Женщина смотрела на мальчишку-птенца, в глазах которого стояли слёзы, и не знала, что сказать. А тот быстро ладонями провёл по глазам и выдохнул:
   - Мы с ним по выходным ездим на конюшню, иногда что-нибудь мастерим… - и впервые за всё время занятий улыбнулся и не зажал улыбку пальцами. – А еще папа сказал, что если я поступлю в техникум, то смогу жить у него.
   - Это хорошо? – спросила, чтобы дать Кириллу возможность выговориться.
   - Конечно! – снова улыбнулся.
   - Тогда продолжим? – женщина улыбнулась в ответ. – Нам с тобой ведь нужны хорошие баллы?
   - Точно, нужны! – словно впервые поняв это, подтвердил ученик. – Я поступлю! Обязательно!
   - Кирилл! А как же мама? – не удержалась - спросила. И тут же поняла, что совершила глупость: девятиклассник втянул голову в плечи, снова достал футляр для очков, оттуда – салфетку, которую так ни разу и не постирал, и начал медленно протирать толстые линзы.
   Тамара Георгиевна не посмела прервать процедуру. Закончив работу, ученик водрузил очки на нос, убрал салфетку и только после этого, взглянув на женщину, произнёс:
   - А у неё… скоро будет другой сын.
   - Кирилл! – она положила свою ладонь на его – тот не отодвинул руку. – Запомни: ты всегда будешь маминым сыном.
   - Да она…
   - Твоя мама тоже имеет право на счастье.
   - Да зачем?..
   - Так жизнь устроена… - она помолчала. – Извини, а можно спросить, почему родители развелись?
   Было похоже, что отвечать ему не очень хотелось, но все же сказал:
   - Папа пил… очень…
   - А сейчас?
   - Нет! – уверенно произнёс Кирилл. – Совсем нет!
   - Тогда хорошо! А мама не против того, чтобы ты жил с отцом?
   - Сначала была против, а как узнала, что сын… другой будет, согласилась.
   - А ты хочешь жить с отцом?
   Он кивнул и, подумав, сказал:
   - А к ней… к маме буду приходить в гости…

***

   Прошёл месяц со дня откровенного разговора. Всё это время Кирилл старательно готовился к предстоящему экзамену, иногда задерживаясь у Тамары Георгиевны, чтобы исправить допущенные в сочинении и изложении ошибки.
   - Ну вот, видишь, какой ты молодец! – хвалила ученика репетитор. – Смотри, как мы с тобой продвинулись…
   Кирилл уже не скрывал счастливой улыбки, радуясь каждому заработанному баллу:
   - Да, уже намного лучше, - рассматривая первые работы и сравнивая их с последними, в которых было намного меньше ошибок и красной пасты.
   - Техникум тебя ждёт! – улыбнулась Тамара Георгиевна, радуясь вместе с учеником их совместной работе.
   
***

   - Тамара Георгиевна! – раздался в трубке голос Кирилла. – А
экзамены отменили…
   - Уже знаю! И одиннадцатиклассникам тоже… Я рада за тебя, хотя уверена, что ты справился бы хорошо.
   - А мне страшно, - признался девятиклассник. – Теперь поступать придётся по аттестату, а не по экзаменам. Русский бы я сдал неплохо…
   - Не переживай раньше времени. Всё будет хорошо! Главное – ты стал намного увереннее в себе, так что будем надеяться на лучшее.

***
   В начале сентября Кирилл позвонил, чтобы сообщить:
   - Тамара Георгиевна! Я поступил!
   - Молодец! Мои поздравления!
   - Спасибо! – женщина представила, как собеседник улыбается и не скрывает счастливую улыбку. – Спасибо вам…
   Она тоже улыбнулась и спросила:
   - Теперь будешь жить с папой?
   - Да! – почти прокричал в трубку. – Я так рад!
   - Понимаю! А мама?
   - Она… мама не против. Но я буду заходить к ней, - и столько счастья звучало в его голосе, что Тамара Георгиевна в очередной раз улыбнулась.
   Кирилл помолчал, а потом тихо спросил:
   - А можно, я буду иногда вам звонить?
   - Конечно, можно. И в гости заходи! Буду рада тебя видеть…
   Закончив разговор, Тамара Георгиевна положила телефон на стол и подумала: «Как мало людям нужно для счастья… Главное, чтобы кто-то рядом мог выслушать, понять и поддержать. И тогда человек готов горы свернуть… и даже подготовиться к экзамену по русскому».
   Телефонный разговор прервал приятные размышления:
   - Здравствуйте, Тамара Георгиевна! Ваш номер нам дала мама Кирилла, он у вас занимался. Возьмите дочку на репетиторство…