Воейково Ленинград. глава двадцатая

Александр Георгия Сын Николаев
Воейково \Ленинград : от ноября 1975 года до января 1977 года.

                Повесть

                Глава двадцатая


Две недели каникул, - лично для меня, - оказались не такими полезно-интересными,
да ещё и чрезмерно длительными, поскольку февральские дни и ночи были морозными, снежными, ветреными до степени неуютности в не так и далёких пеших прогулках
по рабочему посёлку.
Малоприятны были и поездки в действительно промёрзших пригородных автобусах,
на которых я совершил путешествия в два соседних города и в деревню.

В одном из них я побыл три или четыре дня желанным гостем в стареньком прохладном доме старшей сестры моей мамы. --- Эта улица не на самой окраине города Туймазы, но с неё видны покатые просторы прибрежной большой поляны и, вдоль правого берега речки, заметная высота : плато, на крутом склоне которого искусственно посаженый разномастный лес.

Помогая тёте по дому, я рассказывал о встречах с дядей и с его семьёй в городе Пушкин, о моих впечатлениях от учёбы, от Ленинграда, о жизни в комнате
и в общежитии, о самом Воейково.

За эти дни успел я основательно почистить двор от свежего и от уплотнённого снега, --- весной, при таянии, во дворе будет меньше уровень талой воды, которая всегда создаёт затруднения на участке от крыльца до уличной калитки.
Плоскость двора имеет небольшой наклон в сторону улицы, а от линии деревянных ворот и деревянной калитки, уличная сторона имеет особенность :
она даже не горизонтальная, ровно идущая в сторону ближней обочины автомобильной
дороги. --- Наоборот, эта длинная, примерно пятиметровая грунтовая полоса напротив калитки и ворот, имеет явно мешающий стоку талой да и дождевой воды уклон.
То есть в районе ворот и калитки периодически бывают неглубокие, но широкие лужи, - опасные прежде всего при таянии снега : под слоем воды корка льда.

( Лишь через много-много лет, весной 2002 года, я смог соорудить из красных кирпичей достаточно высокую дорожку от крыльца до калитки, а за пределами двора сделал тоже из кирпичей менее длинную дорожку от калитки до секции с почтовыми ящиками.
Летом того же года обе эти дорожки были покрыты слоем песчано-цементного раствора. --- Получилось надёжно : на десятки лет. )

Снег, тогда перемещённый со двора в сад, быть может чуток добавил влаги в почву.
Сад в основном вишнёвый ; три куста калины дополняют « лесной вид ».

В деревню, к родственникам отца и моим, я поехал из расчёта побыть там один день, переночевать, а на следующий день вернуться в рабочий посёлок другой дорогой, через город Октябрьский.

Так оно и получилось : тоже взаимно радостное общение, мои символические подарки,
знакомство с домашними и с деревенскими новостями.

( Младшая сестра отца вышла замуж за участника Великой Отечественной,
рядового пехотинца, в первые годы после завершения войны ; четверо детей :
два сына, две дочери. --- Младшая дочь намного моложе меня ; мои двоюродные братья по-разному старше меня, двоюродная сестра менее чем на год меня старше. )

О жизни в обычной деревне тех лет « все всё знают » : отопление дома дровами ;
вода или родниковая, - коромысла, вёдра, или от уличной водяной колонки,
часто замерзающей в зимних условиях.
Корова ; телёнок\бычок на откорм ; овцы, гуси, куры.
Желающие выращивали свиней, - ради сала, ради жирного мяса.
Мои родственники свиней не откармливали.

Дворовый пёс на короткой железной цепи. --- На ночь эта цепь пристёгивается
к идущей вдоль двора металлической прочной проволоке, уверенно позволяющей
« держать оборону » возле запертой калитки, возле запертых ворот.

Деревянная баня топилась дровами, по-чёрному. --- Баня на дальнем от дома краю сада, на границе с огромным, « соток » двадцать или двадцать пять, огородом.
Туалет размещён за хозяйственными дворовыми постройками, - надо было пройти мимо
хлева с коровой, мимо сарая с овцами, курами, гусями, мимо сеновала.

По случаю моего прибытия протоплена баня, мыться в которой приходилось аккуратно,
стараясь не касаться закопчённых стен и низкого потолка.
Вспомнили мы, не самый старший двоюродный брат и я, прежнее удовольствие
от купания нагишом в снегу за торцевой стеной маленькой бани : от « Ах ! Ох ! »  до « Здорово ! », до радостного смеха.

Размеренное долгое чаепитие в бревенчатой избе за классическим самоваром ;
сахар вприкуску ; варенье, натуральный мёд ; настоящее молоко и та самая деревенская сметана, которая прочно держит своей плотностью металлическую ложку или обычный столовый нож.
Домашний вкуснейший хлеб : ручной замес, дровяная печь.

Пригодились и привезённые мной шоколадные конфеты, лимоны, пачки индийского чая
с известным изображением слона.

                *

Не помню во сколько лет я впервые, с моими родителями, приехал к этим нашим родственникам.
Часть летних школьных каникул обязательно был я в деревне ;
зимние каникулы не так интересны, - помнятся лишь весёлые и « очень страшные »,
действительно скоростные, катания на чём придётся от верхней части одной улицы
до перекрёстка с другой.
Перепад примерно пятнадцать метров ; длина « трассы » больше ста тридцати метров. --- Летом, шагами, специально промерил.

Узкая колея, созданная большими зимними санями и лошадьми, затем утоптанная сильными пешеходами.
По бокам имеющей вид маленького каньона зимней деревенской дороги высоченные сугробы, закрывающие верхние жерди огородных заборов.

Автомашины в эту верхнюю часть села зимой никогда не заезжали. ---
Только колёсный трактор марки « Беларусь », на колёса которого надеты металлические цепи, мог одолеть невысокий, но существенно трудный для обычных грузовых автомашин подъём.
Частных легковых автомобилей в те времена было относительно мало, -
тем более в обычной деревне, у обычных колхозников.
На мотоциклах ездить в зимних условиях не принято.

Почти все гусеничные трактора на зимнем отдыхе, - два или три не только периодически очищают от снега две основные деревенские улицы, но и помогают колхозному хозяйству.
Тракторам марки ДТ-50, ДТ-75, навешивают специальные « ножи »-скребки ;
не полноценные бульдозеры, но со снегом справляются.
При помощи этих же гусеничных тракторов на молочные фермы, на конюшню
и для колхозного стада овец привозятся сухие корма, - зимние прицепы волокутся
от мест летнего и осеннего скирдования.

Ещё вспомнилось зимнее « детское хулиганство » : вместе с двоюродными братьями,
с их друзьями, я, сильно уступающий им в росте, возрасте и в общей комплекции, раза два или три « совершал набеги » на всегда в отдалении от жилых домов отстоящие деревенские бани.

Трудно было увидеть сквозь минимальные размеры покрытых инеем окошек что-либо ;
а вот моим старшим товарищам вроде бы удавалось подсмотреть за моющимися в бане
юными девушками …

Лишь однажды, летом, нас быстро прогнали от очередной бани : нашлись смелые девчонки, которые чуть одетые выбежали из бани и подняли такой крик …

                *

Та, прежняя, очень памятная изба была однокомнатной : вся их большая семья
на уютной печи спала по очереди ;
кровати « отделены » ситцевыми занавесками, имелся раскладной диван.
В летнее время удавалось мне спать на сеновале или на вынесенной во двор раскладушке.
Ночные летние звёзды !

Да и ночной отдых на деревянном домашнем полу, вместе с двоюродными братьями,
был привычен в летнюю пору, --- они подростки, я мальчишка ;
много места не занимали.

Лишь спустя много лет изба была значительно перестроена : появилась громадная,
такой же площади, кухня, - она же столовая ;
построены просторные сени, в которых одна металлическая панцирная широкая кровать для ночного отдыха в не холодное время года.

Лес недалеко ; колхозникам выделялись делянки для заготовки дров,
для производства строительных брёвен.

Самый старший мой двоюродный брат решил и дальше служить в армии :
стал « сверхсрочником » ; и по-прежнему оставался личным водителем командира
своей воинской части в Мурманской области : город Оленегорск.
Этот брат женился во время своего отпуска ; его семья получила жилье
в Оленегорске, - благоустроенная двухкомнатная квартира.

Второй мой двоюродный брат женился после возвращения из армии, где служил трактористом в строительном батальоне на территории Оренбургской области :
Тоцкий полигон.

Дважды выходила замуж старшая моя двоюродная сестра.
И семья двоюродного брата и вторая семья двоюродной сестры остались жить в той же деревне, а колхоз носил имя Свердлова ; сама деревня называется Фрунзе. ( ? )

Так что в обновлённой избе стало малолюдно : двое взрослых, родители,
и их младшая дочь, которая затем так же закончила среднюю школу в соседнем --- пройти или проехать всего два километра --- рабочем посёлке Нижнетроицкий.
Это большое село было создано ещё в восемнадцатом веке для размещения рабочей силы, направленной рабски трудиться на частном суконно-камвольном предприятии.

Во второй половине следующего дня, после вкуснейшего домашнего деревенского обеда, я тепло простился с тётей, с её мужем и отправился пешком по хорошо очищенной от вчерашнего обильного снега дороге в соседний посёлок,
на конечную остановку пригородного автобусного маршрута.

Быть может и такое, что с собой я нёс, а затем и довёз до своего дома,
в квартиру моих родителей, деревенские гостинцы.
Среди могли быть и подарки в виде изумительного вкуса сметаны, замечательного солёного гуся, и купленное у родственников говяжье или иное мясо. ---
Колхозники могли свободно продавать « излишки » на рынках, на базарах при условии прохождения продаваемого мяса через обязательный ветеринарный контроль.

Проще и быстрее, чуть выгоднее было продать дефицитное хорошее мясо напрямую : родственникам, знакомым, или сдать в потребкооперацию ради обмена на популярные
« товары повышенного спроса ».

Знаю, потому что помню ; помню от того, что верно знаю :
за килограмм говядины на рынке надо было заплатить от четырёх до пяти рублей ;
свинина стоила или чуть дороже или чуть дешевле ;
цена зависела от дня недели, от качества мяса, от близости или отдалённости праздников.

В магазинах, - тогда только государственных, кооперативных, системы потребкооперации, - цены разнились : в государственных, при цене два рубля
за килограмм, и мясо было хуже да и бывало оно реже ;
в других торговых « инстанциях » относительно постоянное наличие при хорошем качестве, за которое покупатели осознанно платили побольше.

               
                *

Чем я занимался в моём родном рабочем посёлке после возвращения из обязательных
для меня поездок ?
Общался с младшим братом, учеником восьмого класса восьмилетней школы.
То есть он учился с первого по восьмой класс не в той же школе, где я,
в разных зданиях, проучился все десять лет.

Поведение младшего сына не радовало моих родителей : его и их проблемы начались класса с шестого, после его знакомства с местной шантрапой( шпаной ).
Ухудшение поведения в школе, на улицах ; резкое снижение успеваемости ;
неразумное баловство в пределах квартиры, однажды доведшее до реального пожара
в одной из комнат, - это когда он и его приятель подожгли спичками тетради,
а затем и матрас на детской кровати.

Соседи вызвали пожарных ; тушение ; спасать не пришлось :
два оболтуса, испуганные, сами выбежали во двор.
Материальный ущерб в виде испорченной кровати, обгорелого потолка и стены.

Родители получили из кассы взаимопомощи деньги, --- купили раскладушку,
новое постельное : матрас, одеяло, простыни ;
родители трижды побелили стены и потолок в их отдельной маленькой спальне,
где до поры до времени стояла детская кровать.

Затем братишка стал проводить ночи на раскладном диване, лежа рядом со мной,
но под своим одеялом. --- Имел привычку стаскивать с меня во время своего ночного отдыха.
Мы спали в проходной комнате, « с почтением » называемой залом в двухкомнатной скромной « хрущёвке ».

Свои письма домой, отсылаемые из армии, я всегда делил на две части : общую,
для родителей и для братишки, и для него одного. ---  Имел я тщетную надежду
на воспитание через расстояние …
Не помогло …

А в эти дни « студенческих » каникул я всё ещё рассчитывал на серьёзность
им восприятия моих наставлений, моего опыта, моих новых знаний о взрослой жизни.

Главным моим пожеланием было создание в нём понимания никчёмности такого общения
и большой вероятности нарастания значительных проблем для него, для нашей семьи.
Он слушал, - но слышал ли ?!

Обещания от него получены : улучшить учёбу, - скоро выпускные экзамены ;
окончание восьмилетней школы, принятие решения о переходе в девятый класс ;
занятия спортом в любой из подходящих школьных секций, --- если бы в посёлке тогда было разнообразие занятий для подростков !

В свою очередь я тоже дал обещание : обязательно его пригласить на время школьных осенних или зимних каникул к себе в гости, в Ленинград, при выполнении условий : нормальная учёба в девятом классе и не вызывающее ни для кого проблем
его поведение дома, в школе, в посёлке.

( Тогда я не представлял не только моих значительных проблем, вызванных такой неуютностью проживания в первые месяцы настоящей студенческой жизни в странном общежитии вблизи улицы Декабристов, почти напротив здания посольства
одной из малых европейских стран. - Ирландии ? Исландии ? )

Остальные мои занятости были проще : общение с друзьями, со знакомыми ;
посещение « танцевальных вечеров » в здании Дома Культуры « Энергетик » ;
быстро сочиняемые и отправляемые в тот же день или на следующий многочисленные
письма в конвертах разного типа : с пометкой « авиа » и обычных.

Почтовое отделение в шаговой доступности ; по пути к нему можно увидеть афишу
с названиями кинофильмов, идущих в ДК на этот день и на два последующих.
Или обратить внимание на две размещённые вблизи нашего дома афиши ДК
и кинотеатра.

Ко Дню Восьмого марта, заранее, отослал десяток писем и множество поздравительных открыток. --- ((( Нельзя же простаивать особенному эпистолярному мастерству ! )))

Так вот, постепенно и ожидаемо, подошло время возвращения в Ленинград.
Мог бы я и приехать на несколько дней раньше, но эта возможность не имела обоснования, ибо она, моя пассия, моя нежданная и так затем всегда желанная любовница, пребывала в обязательной для неё командировке.




                26\27.02.2024

                "     "     "     "     "