О фразе из феноменологии духа

Сок Волгин
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ФРАЗА ИЗ «ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА»: «ВСЁ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО БЫ ИСТИННОЕ ПОНИМАЛОСЬ НЕ ТОЛЬКО КАК СУБСТАНЦИЯ, НО И КАК СУБЪЕКТ».

В новейшее время много ломали голову над указанным положением Гегеля,- что оно означает? В самом деле, уже у Спинозы субстанция есть истинное, но почему мы не могли бы сказать, что субстанция у спинозы есть в то же время субъект, ведь и у него она называется мыслящей? Все дело в том, что с точки зрения Гегеля основными определениями субъекта являются, 1) коррелятивность его наличному бытию, в результате чего субъект есть понятие, 2) свобода и обладание силой практического отождествления мира с самим собой. - Исходя из первого определения субъект должен содержать в себе различие и бесконечную примиренность, снятость противоречия противоположных сторон без уничтожения той или другой, ибо в себе безразличная и бессодержательная субстанция не коррелятивна наличному миру. А исходя из второго определения, истина, именно потому есть субстанция, что обладает силой воздействия на бытие, силой делать наличное бытие прозрачным и бесконечно податливым для себя. Таким образом выражение «ВСЁ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО БЫ ИСТИННОЕ ПОНИМАЛОСЬ НЕ ТОЛЬКО КАК СУБСТАНЦИЯ, НО И КАК СУБЪЕКТ», означает, что «я» как субъект есть средний термин преодоления противоречия сущности и бытия, «я» есть сама примиренность противоположных сторон, как их середина, - бесконечное созидательное разрушение внутренней жизни которого не уничтожает различие в нём, но не воспринимая его всерьёз сохраняет последнее, и потому (в силу различия), такая живая субстанция как субъект есть преодоление спинозизма. Но, так как у Канта понятие только противоположно реальности и бессильно к воздействию на него,- бессильно вполне обладать наличной реальностью,- то свободный в себе субъект, понимаемый в качестве истинного должен быть силой практического воздействия на реальный, физический мир, он должен в подлинном смысле «быть», и потому понятие (или субъект) необходимо должно быть субстанцией, что представляет собой преодоление кантианства. Истинная философия, таким образом, не является нигилистическим отрицанием Канта в пользу Спинозы, ни наоборот,- Спинозы во здравие Канта, но абсолютным объединением, сильной, практической потенциальности Спинозизма, с принципом бесконечного различения и гармонической интерактивности Канта.

Тематические цитаты из «Феноменологии духа»:

О том, что такое живая субстанция:

«Живая субстанция, далее, есть бытие, которое поистине есть субъект или, что то же самое, которое поистине есть действительное бытие лишь постольку, поскольку она есть движение самоутверждения, или поскольку она есть ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ становления для себя иною [внутри себя - В.К.]. Субстанция как субъект есть чистая простая негативностъ [Отрицание отрицания - В.К.], и именно поэтому она есть раздвоение простого, или противополагающее удвоение, которое опять-таки есть негация [Отрицание отрицания - В.К.] этого равнодушного различия и его противоположности [внутри себя - В.К.]; только это восстанавливающееся равенство или рефлексия в себя самое в инобытии [внутри себя - В.К.], а не некоторое первоначальное единство как таковое или непосредственное единство как таковое, — есть то, что истинно.»

«…все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект…»

«…результат сам есть простая непосредственность, ибо он есть обладающая самосознанием свобода, которая покоится внутри себя и которая не устранила противоположности и не отвращается от нее, а с ней примирена.»