Герой не пропал без вести

Валентин Котюх
     В печатной книге Памяти Белгородской области значится пропавшим без вести рядовой Новиков Николай Семенович, уроженец Красненского района, Белгородской области Большовского сельского поселения хутора Первомайский.

     До войны эти населенные пункты входили в Уколовского района Воронежской области.  Так Николая Семеновича Новикова (он на фото из газеты) своим земляком могут считать жители Воронежской и Белгородской областей.
 
     Его мама Анна Павловна Новикова проживала в Большовском сельском совете. Последнее письмо от него она получила 17 июня 1942 года.
Николай Семенович Новиков бьется с врагом за город Воронеж в составе 605 стрелкового полка 232 стрелковой дивизии.

В августе - сентябре 1942 года 605 стрелковый полк сражается на Губаревском плацдарме у села Губарево Семилукского района. Бойцы полка форсировали реку Дон недалеко от устья реки Ведуги и захватили плацдарм. В их числе был и Николай Семенович.

Здесь 14 августа 1942 года было дано приказание старшему сержанту минометной роты по специальности связисту Новикову Николаю Семеновичу восстановить телефонную связь с 3 батальоном 605 стрелкового полка. Старший сержант Новиков задание выполнил с честью, проявив при этом смелость и отвагу, под шквальным огнем минометов и автоматчиков противника Новиков прополз 1,5 км и включил линию, доложив об обстановке.
 
В то время, когда противник, вел атаку на наш 3-й бата¬льон силою до 2-х батальонов пехоты и автоматчиков при поддержке 3-х танков. Новиков связался с командным пунктом и корректировал артиллерийский огонь на себя. В результате атака была отбита, много УНИЧТОЖЕНО живой силы противника. Новиков остался жив, выполнил боевой приказ. Его наградили орденом «Красного Знамени».

Газета 60-й армии «Армейская правда» в заметке Николая Выборного «Отважный воин Николай Новиков» так описала этот подвиг:
«Исправляя порванную линию, телефонист Новиков, обнаружил группу немецких танков и до двух рот вражеской пехоты, накапливавшихся для внезапной атаки на наши позиции. Николай Новиков, рискуя жизнью, вызвал на себя артиллерийский огонь. Подключив телефонную трубку, он передал на командный пункт:  «В лощине немецкие танки.  На окраине села—до двух рот вражеских солдат».

Артиллеристы открыли огонь. Попадания были не совсем точные. Тогда бесстрашный связист корректировал огонь. Снаряды накрыли цель. Вражеская атака была сорвана.
В другом бою Новиков, возглавив группу бойцов, отразил шесть яростных атак врага, расстрелял в упор пять немецких солдат и одного офицера.  Захватив немецкий ротный миномет, он открыл из него огонь по гитлеровцам, уничтожив еще 15 бандитов. Бесстрашному воину Новикову присвоено звание младшего лейтенанта. Теперь он командует взводом».
Корреспондент газеты встретился с Николаем Семеновичем, и он рассказал подробности боев на плацдарме в публикации «Круговая оборона»:
«На - днях на наш левый фланг и в тыл командного пункта начали просачиваться мелкие группы немецких автоматчиков. Они хотели окружить и уничтожить Командный пункт.

Нас было немного—несколько связистов, связных, младший политрук 6-й стрелковой роты Геннадий Кузьмич Медвежев и по¬литрук Федор Трифонович Вараксин. Мы быстро заняли круговую оборону. Немцы наседали. Они дважды ходили в атаку, устилая подступы к занимаемому нами рубежу десятками трупов своих солдат и офицеров.
 В третий раз, когда враг угрожал командному пункту, я поднял бойцов и с криками «Ура!» повел их в атаку. Дело дошло до рукопашной схватки. Боец Петров Федор Матвеевич в упор расстрелял из своей винтовки 6 фрицев. Я бросился на офицера и первой очередью из автомата уложил его. В этом бою я убил еще 5 гитлеровцев.
Мы захватили трофеи-2 автомата, 2 пулемета, несколько винтовок и много патронов. Я отобрал у убитых немцев документы и немедленно доставил их в штаб.
Бросили немцы и свой ротный миномет с четырьмя ящиками мин. Я подобрал его и вместе с тов. Вараксиным открыл из трофейного оружия сильный огонь по скоплению вражеской пехоты. Не меньше 15 бандитов полегло от своих собственных мин.
Шесть раз гитлеровцы пытались ходить в атаку на наш командный пункт. И каждый раз они с большими потерями откатывались назад. Вот что значит стойкость бойцов, организовавших круговую оборону.
В этом бою я был ранен в плечо. Но поля боя не покинул. Теперь рана заживает. Чувствую себя хорошо. я готов снова пойти в бой беспощадно уничтожать фашистскую погань.
Младший лейтенант Николай Новиков».

 Сандружиница  Антонина Никитична Лямкина сквозь вражеский огонь на Губаревском плацдарме прорвалась к раненому связисту. Рискуя своей жизнью, оказала ему помощь и многим другим героям. Всего она в этом бою вытащила 20 раненых с их оружием. Награждена орденом Красной Звезды.

29 августа 1942 года в субботу  газета «Армейская правда» № 165 напечатала заметку: «САМОМУ ХРАБРОМУ ВОИНУ». В ней говорилось:
«Наша газета уже писала о героическом подвиге телефониста Николая Новикова. Во время боя была порвана связь. Новиков переправился на Западный берег реки, чтобы устранить повреждение. На окраине села Губарево он заметил группу немецких танков и пехоту, готовившихся атаковать позиции подразделения тов. Васильева. Самого Новикова начали окружать вражеские автоматчики. Отважный связист, рискуя жизнью, вызвал на себя огонь нашей артиллерии и минометов, чтобы сорвать атаку. Не достигнув исходного рубежа, немцы понесли огромные потери и откатились назад. Сам Новиков беспощадно истреблял гитлеровцев огнем своей винтовки.
Бесстрашного героя-телефониста горячо поздравляли бойцы и командование части. Старший сержант Николай Семенович Новиков представлен к правительственной награде и выдвинут командиром взвода связи. О герое Новикове гремит слава по всей части.
В тот самый день, когда скромный комсомолец-телефонист Новиков совершил свой геройский подвиг, в часть прибыло письмо из Арзамаса от советской девушки Наташи Новиковой. Она не называла имени бойца, которому писала. Наташа только просила—вручить её письмо самому храброму воину, который ни крови своей, ни самой жизни не щадит в борьбе с фашистскими извергами. Тому, кто стойко и мужественно за-щищает нашу Родину. И просьбу Наташи удовлетворили. Ее письмо вручили герою Новикову».
    Наташа Новикова писала:
Родной боец!
Я не знаю тебя, и не знаю, даже на каком фронте ты сражаешься. Но я понимаю, что| значит получить письмо на войне, и мне очень захотелось написать. Письмо простое, но я хочу, чтобы оно хоть немножко порадовало незнакомого, но близкого, дорогого, храброго человека. У меня никого нет на фронте, но все вы, кто честно защищает отчизну, родные нам, находящимся в тылу.
Мы каждую минуту думаем о вас. —Это не просто слова. Что бы человек ни делал, где бы он ни был, чтобы ни ду¬мал—им везде и всюду руководит мысль о вашей борьбе на фронте. Эта мысль определяет поведение и настроение совет¬ского гражданина, она зовет его на борьбу в тылу.
Я не могу попасть в бой, я бы своими руками била, души¬ла и терзала фашистскую мер¬зость. К сожалению, я не могу быть рядом с вами. Но мне очень много хочется сделать для людей и не жалеть себя, а де¬лать и делать.
Товарищ боец! Это не бесплодные мечты, не пустое желание, хвалиться не хочу, а все-таки есть и моя частица в большом труде. Мы, люди тыла, ждем вас, верим в победу. А раз ждем и верим, значит вы обязательно верне¬тесь.
Неужели не понимают фа¬шисты, что мы обязательно по¬бедим! Если не понимают, так Вы, дорогие наши, свинцом вдолбите это в их тупые головы.
Я знаю, что на фронте не письма пишут, а воюют. Но все- таки, храбрый боец, ты ответишь мне, хоть два слова, что получил мое письмо. Не знаю, кто ты, может стоишь ты у твердынь Ленинграда, может ты был участником великой битвы под Москвой, а может ты ге¬рой, защищающий Кавказ! Знаю только, что ты герой, потому что быть честным воином в отечественной войне и не быть героем нельзя.
Наташа НОВИКОВА
Горьковская область, г. Арзамас, Арзамасское почтовое отделение, до-востребования.

Письмо Николая Семеновича:
Здравствуй, родная Наташа!
Я называю тебя родной не только потому, что ты случай¬но оказалась моей однофамилицей. Родная для меня— каждая русская девушка, чью честь и свободу мы кровью сво¬ей защищаем. Наташа, сегодня у меня большой праздник—меня представили к правительственной награде. Скажу тебе, что ни я, никто другой на поле боя не думает о, награде—мы живем лишь одним желанием, одним чувством: истреблять, уничтожать гитлеровскую свору изо всех своих сил. Я не стану подробно описывать тебе, -за что меня представили к награде. Скажу только—когда сегодня моим боевым друзьям угрожала опасность, я решил пожертвовать собой, лишь бы отвести от них удар. Я вызвал на себя огонь нашей артиллерии и помог разгромить группу немецких танков и около двух взводов гитлеровских головорезов. Я не могу мириться больше с тем, что хожу по одной земле с этими мерзавцами. Я не хочу больше слышать упреков - от своей любимой Родины. Вот почему каждый из нас, честных воинов, готов пожертвовать собой во имя победы над врагом. Мы грудью стали на Дону у Воронежа—и ни шагу не сделаем назад! Сила в наших руках большая, и ярость закипает в наших сердцах к бандитам. Мы слышим зов нашей Родины в этот грозный час, и мы его выполним с честью и до конца.
Я горжусь тем, что сегодняшний день у меня не пропал даром. Постараюсь, чтобы каждый день был у меня плодотворный, чтобы - каждый день гибли от наших ударов подлые захватчики. У меня сердце русское, рука крепкая и никогда не дрогнет, а винтовка моя на поле боя рабо¬тает прекрасно.
Наташа! Ты простая, скромная советская девушка, ни разу по видевшая меня, вместо со мной радуешься моей победе, оцениваешь мой подвиг. Уве¬ряю тебя, Наташа, —твое письмо попало в надежные руки. Я никогда не подведу на своем боевом посту!
Большое спасибо за письмо. Привет всем девушкам. Не забывайте. Прошу писать почаще.
Николай НОВИКОВ.

В газете напечатан ответ Наташи на письмо Николая «Привет от девушки»

Наша газета уже писала о геройских подвигах связиста Николая Новикова. В августовских боях он, выручая своих товарищей от внезапной атаки гитлеровцев, вызвал на себя артиллерий¬ский огонь. Вражеская атака была сорвана.
В тот день, в подразделение прибыло письмо из советского тыла от девушки Наташи Новиковой. Фамилия Наташи и Николая случайно совпали, но письмо девушки адресовалось самому храб¬рому бойцу и его вручили Николаю Новикову. С тех пор между Наташей и Николаем завязалась крепкая товарищеская дружба.
На-днях, когда бойцы тов. Васильев снова вели жаркие бои с гитлеровскими захватчиками, Наташа прислала Николаю свою фотокарточку и письмо. Помещаем письмо Наташи.

«Здравствуйте, Николай Семенович!
Я получила Ваше письмо. Очень рада, что мое письмо попало такому замечательному человеку, как Вы. Вы пишете о Вашем одном боевом дне. Так сражаться могут только герои. Вы герой—в этом я уверена. Очень и очень благодарна Вам за то, что вы в фронтовой обстановке нашли время ответить на мое письмо. Если на фронте получить письмо—радость, то разве не радость получить письмо с фронта из верных рук!
Николай Семенович! Из Вашего письма я поняла, что Вы автоматчик и деретесь па Дону. Автомат-прекрасное оружие, и защищаете Вы один из важнейших районов Союза. Так бейте же проклятых фрицев так, чтоб от них и следа не оставалось!
Я знаю, Вы крепко бились один против роты фашистов. Правильно. Русские богатыри именно так и дерутся. Чудо- богатыри они ещё покажут всему миру, как надо уничтожать зверье, которое лезет на чужую землю.
Николай Семенович, напишите о себе побольше. Я буду очень ждать Ваших писем. Посылаю Вам фотокарточку. Буду ждать Вашей.
Поздравляю Вас с правительственной наградой. Вы заслужили её. Это я знаю верно. Желаю Вам прекрасного здоровья и настроения. Желаю каждый день бить много фрицев. Шлю привет Вам и Вашим боевым товарищам. До свиданья!
Наташа Новикова».
На этом переписка в газете заканчивается. Как сложилась жизнь Наташи из Арзамаса неизвестно.
Младший лейтенант Николай Новиков погиб 24 января 1943 г. при освобождении Хохольского района. Похоронен в яблоневом саду в селе Кочетовка Хохольского района Воронежской области.
 
Умер от ран в госпитале Тамбова политрук Федор Вараксин. Похоронен на Петропавловском кладбище. Награжден посмертно орденом Отечественная война 1 степени. Место рождения: Кировская обл., Кильмезский р-н, Масловский с/с, д. Норино.

Медвежев Геннадий Кузьмич, уроженец села  Староустье Воскресенского района  Горьковской области вернулся домой в 1947 году. Помнит о нем его правнук, который учится в Ярковской средней общеобразовательной школе Тюменской области.
Вернулась домой в Алтайский край, Чарышский р-н, с. Сентелек Антонина Никитична Лямкина, кавалер ордена «Красная Звезда»

Красноармеец Петров Федор Матвеевич из Алтайского края Старобардинского района села Тайна (сейчас Красногорский район Алтайского края). Воевал в 180 стрелковой дивизии. Освобождал Воронежскую область. Шесть раз был ранен.
 Седьмой раз на реке Прут в апреле 1944 года. Награжден орденами Отечественной войны I степени и Славы 3 степени, медалью «За отвагу». Дальше следы его теряются.

Может кто знает эту историю в письмах и родственников Наташи Новиковой и Николая Новикова и других героев нашего рассказа просим откликнутся.