К 100 летию Мориса Симашко

Базарали Двесов 2
«О, ожившая память, полынный мой путь!». Из книги Мурата Аджи.

По мнению журналистки Наильи Галеевой повесть «Емшан» Мориса Симашко, (к стати и по единственному отзыву о произведении, доступный в интернете), является одним из лучших произведений писателя. Но при этом Галеева затрудняется в определении жанра произведения. «…Её можно также назвать и балладой, и поэмой в прозе», - считает она. С этим трудно не согласиться: в повести действительно есть отзвуки того и другого. Но все же такое определение жанра повести верно только отчасти. В повести, в которой по мнению Галеевой, «трудно определить жанр», прослеживаются характерный для периода средневековья стиль «монументального историзма» - преобладающий стиль в летописании XI-XII вв. Писатель при создании своего произведения явно ориентировался на средневековые устные и письменные источники, в частности, на народный роман о Бейбарсе «Сират аз-Захир» первой половине XVI века, в основу сюжета которого по мнения А.Е. Крымского положены «… события средневековой истории», излагающий «вымышленную историю реально существовавшего мамлюкского султана Байбарса I», а так же на труды Аль-Макризи и Сымбат Спарапета и возможно даже на сведения из «Тысячи и одной ночи», что не могло не отразиться в выборе писателем вышеуказанного стиля.
Стиль выбранный Симашко для своего произведения довольно ярко перекликается с повествовательным стилем произведений описываемого времени, хотя и имеет свои уникальные черты: своеобразное использование эпических приемов: «На стене храма из белых каменных плит стоит его конь. В черном кожаном седле сидит он, Бейбарс, и смотрит на Восток, и на Север, и на Юг. И видит только желтый песок, скованный острыми камнями, которые ранят копыта лошадей. На небо смотрит он. И видит круглое белое солнце. Вниз смотрит, и каждую травинку видит внизу. Суслика видит он, который побежал от круглой норки и камнем метнулась тень орла по земле. И твердые когти вошли в мягкое тело, и красные брызги остались на белом камне. Брызги почернели сразу, потому что камень горячий… Все это так, как он видит. И у того, кто видит не так, косые глаза»; богатство и красочность языка повествования и его лиричность: «Красное солнце легло в Реку. И красной стала желтая мгла. Желтый песок и серые камни стали красными. И красной была Река, и синие минареты Эль-Кахиры были красными от солнца. И он видел это прямо, а не так, как люди страны Миср. Кровью пророка Хусейна называли они простую вечернюю зарю» или «И она (Шадиар)в первый раз смотрела ему в лицо. И глаза ее становились все больше. Совсем светлыми стали они. И засмеялась она. И руки его перестали вдруг быть тяжелыми. Луна вдруг упала в воду, и остановилась вода…»; лаконичность суждений: «Земля была большая. На ней было много людей, домов и деревьев. Он (Бейбарс) не верил в это раньше».  При этом в передаче образов основных действующих лиц произведения сохранены реалистические черты, свойственные летописи. К примеру, если стиль монументального историзма проявляется в «Ямшан» в передаче событий в гиперболической форме: «Никто не мешал ему (Бейбарсу) теперь идти с мамелюками на Восток, в богатую армянскую Киликию, и на Запад никто не мешал ему идти, в Барку и Ливию. И на Юг, в святые города Хиджаза. И в Эфиопию, за черными рабами…» или о монгольских воинах: «Они обогнали слух о себе. Потные, безбородые, с ночным птичьим уханьем бросились они, не спрашивая, кто впереди. Тело к телу и конь к коню, не давая подняться пыли из-под копыт, ехали монголы, и остановить их было нельзя…», то дворцовые события: правление Ас-Салих II, (седьмой султан из династии Айюбидов, правивший Египтом с 1240 года и свергнутый Изеддин Айбеком); правление султана Изеддин Айбека из мамлюкской династии Бахритов (был убит по приказу Кутуза); правление мамлюкского султана Египта Аль-Малик Кутуз (был свергнут Бейбарсом после возвращения последнего с победоносного сражение с монгольским войском), даны с биографической точностью.
Принципами стиля «монументального историзма» определяется и такая особенность повести, как философские отступления, в которых достаточно четко выделяется писателем основная идея произведения: размышление о фундаментальных положениях как смысл жизни и смерти, суетности и непостоянства бытия. «Гладкие треснувшие камни лежали по обе стороны. Их когда-то возили для храма. А потом обратно к Реке. Возить готовые камни было легче, чем обтесывать…» или «Они всегда были непонятными, люди страны Миср. У них были пирамиды и бог, который раздваивал мысли. Человек с раздвоенными мыслями бьет вполсилы, и стрела его не попадает в цель. Этот бог всегда придерживал их руку, когда они поднимали клинок, и дергал их лук, когда они отпускали тетиву. Поэтому они всегда проигрывали и были плохими солдатами. Почему они благодарили бога?»  Эти философские размышления, вложенные в уста Бейбарса, не только выражение автором своего отношения к событиям «давно минувших дней», но и попытка понять сущность мира вообще через призму мира, в котором жили его герои.  В этом плане повесть «Ямшан» - глубоко философское произведение, где автор не столько рассказывает о событиях, сколько размышляет о них.

Литература:
1 «Сират аз-Захир» или «Жизнеописание султана аз-Захира Бейбарса» (в свободном доступе);
2 Абу-ль-Аббас Аль-Макризи, «Книга поучений и назиданий…», (в свободном доступе);
3 Смба Спарапет, «Летопись», (в свободном доступе);
4 «Тысяча и одна ночь», том 12, «История о Бейбарсе…», (в свободном доступе);
5 Наиля Галеева, Морис Симашко «Емшан», (в свободном доступе);
6 Крымский А. Е. «История арабов и арабской литературы…», ч.1. М., 1911., (в свободном доступе).

Двесов Б., Астана, 2024.