Сценарий школьных праздников

Олейник Алла
     Сценарий праздника НДК, посвященный его 80-летию.
   Выходит библиотекарь: -  80 лет назад, 24 марта 1944 года, в нашей стране появился новый праздник – Неделя детской книги. Послушайте как это было.
   Мы познакомим вас с воспоминаниями одной из участниц первого такого праздника, который проходил в г. Кадиевка  Луганской области – в городе, недавно освобождённом от фашистской оккупации.

Комментарий: рассказ Аллы Олейник может прочитать кто-нибудь из взрослых или группа детей.

   Это шёл 1943 – 1944-й учебный год. Я училась тогда во 2-м классе. Заканчивалась 3-я четверть учебного года. В последний день занятий, 23 марта, наша учительница Анна Андреевна  сказала:
 - Завтра начинаются весенние каникулы, но вы приходите в школу:  мы пойдём в кинотеатр.
   Наша радостное предканикулярное настроение померкло, а головки опустились вниз – многим из нас не могли дать деньги на билет в кино. А учительница, конечно поняла наше уныние и продолжила:
 - Нам покажут фильм… бесплатно.
   Мы оживились, обрадовались. Ещё бы! С начала Великой Отечественной войны у нас не было возможностей ходить в кино. Мамы с трудом находили способ купить что-то из еды. А тут кино! Бесплатно!
   Наступило 24 марта. Мы всем классом в кинотеатре. Весь зал заполнен ребятами из разных школ.
   На сцену перед  экраном вышла женщина и сказала, что наши войска вышли к государственной границе нашей страны, освободив всех нас от немецкой оккупации. Детские писатели решили устроить для детей праздник – День книги, и добавила, что к нам в гости пришёл корреспондент газеты “Путь Серго”, который в недавнем прошлом был военкором.
   На сцену, прихрамывая, вышел мужчина. Он опирался на трость.
   Прошло много лет. Забылись его рассказы, но уже тогда, девятилетняя  девочка, я поняла, что героями были не только те, кто получил звание Героя Советского Союза, но все кто, рискуя жизнью, погибая сражался за наше Отечество, за нас. Он привёл нам много примеров героических поступков. А я думала: среди таких героев и мой папа, которому я, став взрослой, посвятила стихи “Памяти отца”.
   А позже я узнала как возник праздник детской книги.
   Детские писатели решили устроить для нас, детей, переживших многие тяготы войны, праздник. Их поддержали художники- иллюстраторы детских книг, издатели книг для детей. Присоединились и работники культуры, и  продавцы книжных магазинов, и, конечно же, учителя.
   Из Москвы и других крупных городов писатели и другие создатели детских книг разЬехались по всей стране.
   Праздник детской книги был и в нашем городе, на который всех детишек собрали в большом зале кинотеатра.
   После праздника писатели и другие, побывавшие в командировках собрались вместе, поделились впечатлениями и решили проводить такой праздник каждые весенние каникулы, но не один день, а всю неделю – с 24 по 31 марта. Так появился праздник Недели детской книги, а коротко НДК. Позже его ласково называли книжными именинами.

   С разных сторон выходят мальчик и девочка и громко произносят:
 - Именины!
 - Именины?
   Из зала слышны голоса подготовленных детей или на сцену выходят по одному дети и спрашивают:
 - У Володи?
 - Шуры?
 - Нины?
 - У девчонок?
 - У мальчишек?
   А первые двое хором отвечают:
 - Нет! У наших детских книжек.
   Многие читатели посвятили книге свои стихи. Послушайте их. Дети могут прочитать что-то из этих стихов.

Библиотечный день в моей России!
Библиотека славится везде -
Источник радости, духовной силы,
Помощник в жизни, творческом труде.
Я людям говорю в пути, на даче:
Мол, праздник!
Грусти сбрасывая тень,
Мне отвечают:
"А чего чудачить?
У нас библиотечный - каждый день".
Ну что ж, пусть будет так всегда и вечно.
Пусть с детских лет до старости идет
За знаньями в наш мир библиотечный
Приветливый читающий народ!

 Когда берем мы в руки книгу,
 Все замирает, все молчит.
 Когда берем мы в руки книгу,
 То с нами Вечность говорит.
 И оживают понемногу
 Сонеты, стансы и стихи.
 Душа выходит на дорогу,
 Где все мы лишь ученики.
 К познанью нас ведет сам Пушкин,
 Нам Данте открывает суть.
 Шекспир великий и радушный
 В любви подскажет верный путь!
 Помогут "Вертера" страданья,
 Научат Шиллера мечты!
 Вольтера, Кафки назиданья
 Забыть уже не сможешь ты!
 Попав однажды в плен чудесный,
 Не вырвешься уже вовек!
 Мир бесконечно интересный,
 Волшебный мир библиотек!
 Но в этом мире заблудиться
 Простому смертному легко!
 К кому же нужно обратиться?
 Он здесь, совсем недалеко!
 Библиотекарь — это слово
 Магическое, как кристалл!
 Всегда помочь тебе готовый,
 Твоим он лучшим другом стал!
 Он среди книг — магистр великий!
 В литературе он — король!
 Он поэтических реликвий
 Хранит незыблемый покой!
 Он в книжном море — навигатор!
 Как путеводная звезда,
 Хранитель, спутник и новатор,
 Сияй, сияй для нас всегда!
 Минует пусть тебя хула,
 Души усталой лекарь!
 Тебе честь, слава и хвала!
 Тебе, библиотекарь

Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.

Книга – учитель
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота – набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признает.
Книга – советчик,
Книга- разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность.
Спутник планеты Земля, наконец…

Шелест книжных страниц
Нам сопутствует в жизни повсюду,
От бурлящих столиц
До поселка у тихой запруды,
От горячих низин
До просторов Полярного круга,
От кудрей до седин,
Книга - нет у нас лучшего друга

Книга
Книга, как  птица,—
Может весь мир облететь.
Книга — царица —
Может сердцам повелеть.
Книга — богиня —
Чудо свершает порой.
Книга — рабыня —
Часто проходит сквозь строй.

Домашняя библиотека
В моей квартире собраны миры.
Они стоят на стеллажах и полках.
Они стоят, застывши до поры,
Но быть открытыми желанья полны.
Я каждый мир любовно обвожу
Мечтающим в него проникнуть взглядом
И каждый раз вздыхаю, ухожу,
Завороженный милым книжным рядом.
И дни бегут, событиями полны,
Влекут меня по жизни за собой.
И снова не до тех мне, что на полках
Образовали неразрывный строй.
Мне стало стыдно обводить их взглядом,
Но я уверен — это до поры:
Настанет день — я ближе к книгам сяду,
И вот тогда — да здравствуют миры!
Без  книги  в  мире  ночь  и ум
                людской убог,
Без книги,как стада,
             бессмыслены народы.
В ней добродетель, долг, в ней
            мощь и соль природы,
В ней будущность твоя
            и верных благ залог.

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига.
Вечных истин немеркнущий свет —
Это книга. Да здравствует книга!
Неустанных исканий залог.
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог—
Это — книга. Да здравствует—
                книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига.
Лучший друг, если ты одинок, —
Это книга. Да здравствует книга!

Книгу  первую  мою  берегу  я  и  люблю.
Хоть  пока  и  по  слогам,
я  ее  читаю  сам –
и  с  конца, и  с  серединки,
в  ней  красивые  картинки,
есть  стихи, рассказы, песни.
С  книгой  жить  мне  интересней.

Книга – лучший  друг  ты  мой,
мне  так  радостно  с  тобой!
Я  люблю  тебя  читать,
думать, мыслить  и  мечтать!

Я  с  детства  с  книгами  дружу,
по  строчкам  пальчиком  вожу,
и  целый  мир  за  это 
мне  выдает  секреты.

   А вот Валентин Дмитриевич Берестов  своим коротким стихотворением создал гимн книги и чтению.
Как  хорошо  уметь  читать!
Взять   книгу  в  руки  и  узнать,
что  в  мире  было  до  меня
и  для  чего  родился  я.
К  каким  галактикам  слетать,
что  посмотреть, кем  быть, кем  стать.
Мне  книга  может  рассказать,
ведь  только  ей  дано  все  знать!

   Замечательный, всем известный детский писатель С.Я. Маршак посвятил книге 2 рассказа в стихах. (“Как печатали вашу книгу” можно рассказать у плаката, который так и называется). Другой рассказ в стихах “Книжка про книжки” можно представить в виде инсценированного чтения.
   От взрослых читателей и писателей  не отстали и дети. На встрече с Тамарой Крюковой Иванова Маша прочитала такие стихи:
   Тамаре Крюковой стихи я посвящаю!
   Ей счастья, радости, здоровья я желаю!
   Чтобы все-все читали вас!
   Большое-большое спасибо от нас!
   От нас – это мама,
   От нас – это я,
   От нас – это весь мой 4-й класс “А”.

   На той же встрече с писателем стихи Тамаре Крюковой посвятила Шумкова Арина.
   Вы – лучшая писательница века!
   Приятно Ваши книги нам читать.
   Вы раскрываете характер человека.
   Из ваших книжек я смогла узнать
   Про верность, про любовь и дружбу,
   Про то, что верить в чудеса нам надо.
   Мы ценим Ваших книжек красоту.
   Для нас, детей, Вы – как Шехерезада!
   Когда-нибудь, однажды, наши внуки
   Отыщут Ваши книги где-нибудь.
   Они возьмут их бережно,  и руки
   Страницы перелистывать начнут…
   И, погрузившись в мир фантазий ваших,
   Читать они их будут до утра.
   Благодарим мы Вас за книги Ваши
   И Вам кричим: “Ура! Ура!”

   И ещё одно небольшое стихотворение, которое написала Зарина Холова и прочитала на встрече с Тамарой Крюковой.
   Ваши книги дарят радость
   И большим , и маленьким.
   Их герои очень часто
   Ходят в гости, в гости к нам.
   Мы с сестрёнкой их читаем
   С удовольствием большим.
   И за это наслажденье
   Вас сейчас благодарим.

   И ещё одно стихотворение Аллы Кудиновой.
   Дети Вас любят,
   Книги читают.
   Многие лично
   Вас уже знают.
   Взрослые помнят
   Чудесного автора,
   Сами читают,
   Другим предлагают.
   Что пожелать Вам,
   Милый наш автор?
   Книги издать
   И писать неустанно.

   А как-то готовясь к юбилею Агнии Львовны Барто  вслед за писательницей мы написали стихи про свои игрушки. Вот одно из них.
   Я люблю свои игрушки.
   Мама скажет: “СЬешь ватрушку”.
   Я беру с собой Мишутку
   И кормлю его, но… в шутку.
   У меня есть зайчик серый,
   Есть и медвежонок белый.
   У сестрёнки, у Катюши,
   Живёт куколка Настюша.
   Про мишуток и зайчишек
   Прочитал я много книжек.
   А моя сестра Катюша
   Думает лишь про Настюшу.
   Иногда играем вместе –
   Водим дружно хороводы.
   Не сидится нам на месте,
   Мы такой живой породы.

   Праздник книги подходит к концу.
 
   Пусть эта Книжкина неделя
   Продлится только до апреля,
   Но вы, читающий народ,
   Любите книгу круглый год.

   В заключение можно исполнить песню о книге, чтении или библиотеке, например песню В. Шаинского “Чему учат в школе”.

Автор Семяновская А.П., библиотекарь школы №1811 «Измайлово» г.Москвы.