36. Второй завтрак

Надежда Попова 2
Дорогие читатели!

Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…

Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.


ВТОРОЙ ЗАВТРАК

Несколько лет назад в садиках ввели второй завтрак. Время его проведения плавающее – от 9.30 до 10.20 в зависимости от занятий.

Значит, что получается?

Помним, что речь идёт о конкретном, описываемом на этом канале садике, а именно – о младшей группе «Дюймовочка».

Итак: 8.30 – завтрак. Дети в возрасте от трёх до четырёх лет, кого-то нужно кормить, кому-то помогать, в группе несколько проблемных детей, поэтому завтрак проходит не быстро.

Однако, к 9 часам столы должны быть убраны и подготовлены к занятиям. В дни, когда занятия проходят в актовом или спортивном зале, а это в 9.30, после завтрака есть полчаса, чтобы немножко поиграть и сходить в туалет перед занятием.

Ладно, позанимались, немножко поиграли/поиграли, позанимались, около 10 часов второй завтрак – фрукты и вода.

По сезону: яблоки, апельсины, мандарины, виноград, сливы, персики, груши. Поскольку многие дети не могут жевать твёрдую пищу/не приучены есть некоторые фрукты/давятся кожурой/косточками/волокнами/соком, второй завтрак проходит совсем уж не быстро.

Все столы, руки, мордашки, одежда испачканы соком, на столах и на полу валяются косточки, шкурки, ошмётки, скомканные мокрые салфетки. У кого-то обязательно будет щипать в уголках рта, кто-то подавится, кого-то из поперхнувшихся вырвет.

Водички наливают детям по половинке чашки, кто попросит – наливают ещё. Кто-то пьёт очень мало, а есть настоящие «водохлёбы». Так что водички – кто сколько хочет. Ограничивать детей в питье нельзя.

Покончили с фруктами и водой, пошли в туалетную комнату – отмывать лица, руки, пописать перед прогулкой.

Если на занятия ходили в зал, то получается, что писали примерно час назад. Многие, посидев, встают с пустых горшков – ещё не хочется. Тут уже надо идти в раздевалку, собираться на прогулку. Если зима, одевание затягивается надолго. Уже упакованные в тёплые комбинезоны дети по очереди сообщают:

- Я писать хочу!

Это дают о себе знать мочегонные фрукты и вода, всё съеденное и выпитое перед самой прогулкой.

Успевших обуться разувают, ведут в туалет – без помощи взрослого они не выпутаются из комбинезонов и тёплых штанов, неудобно делать свои дела в толстой одежде, можно нечаянно обмочить её.

Зина, Прохор, Тарас туалет не контролируют, сказать ничего не могут, поэтому описаются или в раздевалке, или на прогулке. В толстом зимнем непромокаемом комбинезоне определить сухость трусов и колготок трудно, не распаковывать же ребёнка на морозе и не лезть проверять рукой! А на вопросы эти дети не отвечают.

Памперсы в садике разрешены только в ГКП, и то там уже детей от них отучают. Но это всё хорошо, если дети нормальные и здоровые.

Хотя, теперь детишки, не контролирующие туалет, не говорящие и не понимающие обращённую речь объявлены «такими же, как все» и даже лучше.

Раньше, до введения второго завтрака, случай, чтобы ребёнок описался на прогулке, был редкостью. Теперь, после яблок и водички, стал делом обычным. Бывает, что и дети, у которых нет проблем с туалетом, в середине прогулки просятся в туалет. Апельсинчики, виноград, водичка… Тогда воспитательница звонит няне или кричит в открытое окно. Няня бросает свои дела, выскакивает на улицу, забирает ребёнка и ведёт его в туалет, расположенный в холле, недалеко от входной двери. Там она помогает ему сходить на унитаз, снова одевает, застёгивает и выводит на участок. А там на очереди уже топчется следующий страждущий. И ещё кто-нибудь, за компанию.

А в 12 часов обед. В результате, на прогулку, особенно зимой, времени остаётся меньше часа. Одевались-раздевались-потели дольше. Няня иногда не успевает сделать всё, что нужно за это время.

Конечно, дети должны есть фрукты и, по теперешним правилам, пить много воды, но вот этот второй завтрак сильно сокращает прогулку и превращает её в сплошную беготню.

А в 15.30 – уплотнённый полдник. То есть, получается, дети едят целый день. Перерывы между едой составляют час-полтора, самый большой перед полдником – три часа.

Но, несмотря на это, именно полдник дети едят хуже всего, хотя он вкусный и обильный – они просто не успели проголодаться, не хотят так плотно есть.

Подают обычно блюдо типа второго – мясное, куриное, рыбное с гарниром, салатом, хлебом плюс какая-то выпечка с напитком.

Основное блюдо едят только некоторые дети, которые вообще едят много – Егор, Никита, Артём, Тимур, Зина, Игнат, Прохор. Остальные или поковыряются немножко, или вообще не притрагиваются. Им хочется на полдник вкусную сладкую выпечку с соком, кефиром, киселём, и всё. А основное блюдо тянет на полноценный ужин где-нибудь часов в шесть-семь. Но в это время почти все дети уже дома. Поэтому большая часть хорошего, вкусного и сытного полдника пропадает.

Хотя некоторых детей забирают сразу после полдника, везут их на занятия или к врачу, тогда родители говорят своим детям обязательно поесть основного блюда, а выпечку, сок или кефир в коробочке или сладости, принесённые мамой Влады, просят с собой в качестве перекуса.

Но второй завтрак несёт проблемы не только с прогулкой, но и с вопросом подачи и распределения.

Когда второй завтрак только ввели, нянечки разных групп обсуждали, как удобнее и правильнее подавать детям фрукты.

Поначалу сошлись на том, чтобы апельсины, груши, персики, яблоки резать на четвертинки/восьмушки, в зависимости от размера, с кожурой (фрукты мытые), вынимать/вырезать косточки.

Это хорошо пошло только в старших группах. В младших, в частности, в «Дюймовочке», эта затея провалилась.

За исключением Игоря, Вани, Мирона, Ии, Влады и Прохора, остальные дети не могли съесть четвертинку апельсина, держа за кожуру. К тому же, апельсины привозили отнюдь не дорогие, отборные, с крупными дольками и нежными перегородками, а довольно волокнистые и с косточками, хотя и сладкие.

Прохор ел вместе с кожурой и косточками. Если к сочной дольке прилипала салфетка, то и вместе с салфеткой. Всё время приходилось быть начеку.

Яблоки с кожурой дети тоже не могли есть, давились, обгрызали, выплёвывали.

Со всеми остальными фруктами тоже было непросто. Нина Ивановна стала чистить яблоки, груши, персики и нарезать их тонкими дольками.

Апельсины резала кружочками и вытаскивала из них косточки. Кожуру надрезала ножом и учила детей, как аккуратно разомкнуть апельсиновый кружочек, растянуть его в линию и легко съесть мякоть, оставив чистую полосочку кожуры.

Сливы пополам без косточки, виноград, слава Богу, привозили киш-миш, а редкие по летнему времени дыни и арбузы нарезала кубиками, вынимала косточки и подавала к ним вилки. Проще всего было с бананами, их чистили, нарезали кружочками и ели вилочками.

Ладно, в каком виде подавать фрукты, как-то определились. Встал другой вопрос – по сколько? Вопрос глупый и неправомерный, ответ очевидный: поровну, по сколько положено.

Но вот загвоздка: фрукты выдаются хоть и по весу, но в целом виде, и одна штука никак не соответствует норме, напечатанной в меню.

Няням надлежит фрукты обработать в соответствии с возрастом детей, чтобы они могли их есть, и поделить на порции, не имея весов.

В старших группах проще – там фрукты кладут каждому на тарелку. Если кто не ест, раздают другим. Или ставят в большом блюде посередине стола, дети берут, кто сколько хочет.

Нина Ивановна опробовала оба способа.

Первый не оправдал себя сразу. Дети хватали один кусок, откусывали, бросали, брали другой. К такому, чтобы взять дольку, съесть её полностью, потом брать другую, были приучены дома единицы. Остальные, понадкусав все свои кусочки, лезли в тарелку к соседу за целым куском. Ему показывали: смотри, у тебя ещё сколько! Вот, бери, ешь этот кусок! Ребёнок надувал губы и мотал головой:

- Да-а-а!... Он «кусАный»!

- Но ведь это же ты его надкусил и не доел!

- Не буду!..

Что делать? Попробовали ставить одно блюдо посреди стола. Все лезут руками, вилками, толкаются. Некоторые дети едят медленно, потому что устают/не умеют/не приучены, другие - потому что едят аккуратно, не спеша. Пока они съедают один-два кусочка, миска пустеет. Несколько человек, из тех, что метут всё подряд, с большой скоростью и в большом количестве, опустошают её в считанные минуты.

Опять нехорошо, не по норме и не по потребностям.

В результате Нина Ивановна приспособилась так: все подготовленные фрукты кладёт в одну миску и раздаёт детям на блюдечко по кусочку/дольке/маленькой веточке винограда в несколько ягодок. Сама сидит/ходит рядом с детьми за столиком/между столами с миской и наблюдает, подсказывает, следит, чтобы ели аккуратно, не баловались. Ориентируется на нескольких хорошо кушающих детей. Торопыг тормозит, чтобы тщательнее прожёвывали, медленных подбадривает. Раскладывает по второму куску, потом по третьему и так далее. Кто-то говорит:

- Я больше не хочу!

Нина Ивановна уточняет: точно ли не хочет? Может, ещё кусочек/ягодку/дольку? Убедившись, что точно, «всё», отпускает из-за стола.

С каждым кругом детей за столами остаётся всё меньше, кто-то сидит и ест до последнего куска.

Да, всем досталось не поровну и почти всем не по норме.

Но все дети съели ровно столько, сколько хотели и могли.

А учитывая то, что в группе всегда есть лишние порции - да, не по правилам, да, запрещено, но те, кто читал все «Репортажи с горшком в руке», знают, почему в «Дюймовочке» так получается, - даже самые «прожорливые» ребятишки наедаются вдоволь, и ещё, бывает, остаётся.

Нина Ивановна пришла на ближайшее собрание и рассказала обо всём этом родителям, спрашивая, согласны ли они с таким раскладом? Родители и не представляли, что недавно введённый второй завтрак создаёт столько проблем. Пообсуждали, поговорили и согласились все.

Тут ведь ещё такой момент- не все дети едят все фрукты. Не всем детям можно все фрукты.

Например, Нине, Оле и Жене цитрусы нельзя, и девочки об этом знают и просто пьют водичку. А Нина Ивановна подсовывает им припрятанную печеньку или вафельку в индивидуальной упаковочке, из тех, что принесла мама Влады.

Алик, Костик и Семён не едят жёсткие яблоки – устают жевать, давятся.

Ия не любит виноград, Стасик и Влада – сливу. И родители просят не заставлять их есть. Раздайте лучше тем детям, которые любят.

В результате довольны остались все – одни тем, что их детей не заставляют есть то, что они не любят или им нельзя, другие – тем, что их дети могут есть фруктов, сколько хотят.

Правда, мамы Тимура, Степаниды, Прохора и Никиты, а также бабушка Игната начали было возмущаться, что не соблюдаются нормы, за которые они платят, но им быстро объяснили, что,

во-первых, именно их дети едят, сколько в них лезет, за счёт тех детей, чьи мамы не возмущаются и в рот им не заглядывают, так что нормы в отношении них если и не соблюдаются, то только в их сторону,

а во-вторых, питание детям оплачивается из бюджета Москвы, а никак не из их кармана.

Сообразив, что на данную тему лучше не возмущаться, упомянутые мамы и бабушка посчитали за благо присоединиться к большинству.

Таким образом, вопрос с организацией второго полдника был решён ко всеобщему удовлетворению.


                31.05.2021

Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», вы сможете узнать в следующих публикациях.