Предназначение

Галина Дейнега
На фото В. М. Дёмин на юбилейном вечере
(Фрагменты из повести "Музыкант")

«Пускай никто не ожидает счастья
не от высоких наук, не от почтенных
должностей, не от изобилия. Нет его
нигде. Самая добрая душа тем беспокойнее
и несчастливее живёт, если несёт должность,
к которой не родждена».
(Григорий Сковорода)

Славик родился музыкально одарённым ребёнком с абсолютный слухом, феноменальной памятью, невероятной обучаемостью и титанической работоспособностью. С раннего детства он заслушивался пением бабушки и дедушки. А в праздничные дни, когда гости пели хором на разные голоса, песни обрушивались на мальчика своей силой, мощью. Врождённая музыкальность позволяла ощущать яркость впечатлений, переживаний, целостно воспринимать мелодии. Лет с пяти мальчик уже вовсю подпевал хору.

В четырнадцать лет Слава получил аккордеон и сразу же заиграл на нём. Мелодии просто выскакивали, исполнялись со своей оригинальной гармонией. В шестнадцать лет стал сочинять песни. После просмотра трофейного фильма «Серенада солнечной долины» проявил интерес к джазовой музыке. Посетив раз двадцать кинотеатр, запомнил и подобрал на слух все мелодии фильма. Полагал, что впереди музыкальное училище, консерватория, но в сопровождении отца он отправился с Камчатки в Крым поступать в Севастопольский приборостроительный институт.

С первых дней учёбы Славу приняли в институтский оркестр. Спустя год зачислили в оркестр ресторана. Парень полюбил Севастополь, город полюбил музыканта, но Вячеслав Дёмин получил диплом инженера и направление на работу в Москву.

В середине августа худенький парнишка среднего роста с двумя чемоданами и аккордеоном на плече отправился в столицу, и сразу же пошла полоса препятствий его инженерной карьере. Предприятие «Мосгазмонтажавтоматика» оказалось конторой, расположенной в крохотной комнатушке подвального помещения. Занималось оно распределением специалистов по огромной стране  с названием СССР.
Мужчина, внимательно изучив паспорт и военный билет парня, удивился, что тот снялся с воинского учёта и выписался из Севастополя. Рекомендовал вернуться, стать на учёт, затем отправиться в город Ургенч Узбекской республики.

Выполнив рекомендации, Слава решил лететь к месту работы через Минводы и со своим не малым грузом прибыл туда. Оказалось, что рейса   на Ургенч нет. Неизвестно, когда будет. В камере хранения мест нет. Трое суток просидел парень в аэропорту на своих чемоданах, время от времени наигрывая на аккордеоне печальные мелодии. На четвертый день ему посоветовали лететь в Москву.
Деньги заканчивались. Пришлось позвонить родителям, попросить выслать срочный перевод в Домодедово. Прилетел Слава в Москву. Деньги получил. А тут очередное препятствие. Билеты на Ургенч есть, но на одиннадцатое сентября, а ещё август не закончился.
Сидит парень на своих чемоданах, от большой тоски импровизирует на аккордеоне унылые мелодии. Подходит к нему коренастый мужчина лет сорока. Спрашивает:
— Что грустишь?
— Улететь не могу.
— Куда тебе?
— В Ургенч, а билеты только на одиннадцатое сентября.
— Цыганочку можешь?
— Могу.
— Сыграй!
Сыграл.
— Я здесь грузчиком работаю. Помогу тебе. Бери билет на одиннадцатое. Поедем к моему брату на день рождения. Повеселишь нас. Там заночуем. Завтра тебя отправим.

Съездили на праздник. Вернулись в Домодедова. Отправление самолёта вечером. Сходили в ресторан, пообедали. Платил музыкант.
Объявили регистрацию билетов на нужный рейс. Девушка, покрутив в руках билет на одиннадцатое сентября, категорично заявила: «Нет!»
— Идём на посадку, — успокоил благодетель.

Пришли. У трапа толпа. Многие с малыми детьми. Грузчик поговорил с девушкой, собирающей посадочные талоны. Та кивнула и пропустила Славу на трап без очереди.
Крепко ухватив ручки своих чемоданов, с аккордеоном на плече, печатая шаг — левой-правой, левой-правой, победно поднимается парень по трапу в самолёт, да не с той ноги пошёл. Уже левая нога в салоне, а правая застыла в воздухе от крика выходящего из кабины лётчика:
— Почему не сдал вещи?
— Не успел.
— А ну билет покажи!
Показал парень билет.
— Вот одиннадцатого  сентября и придёшь.  Вещи сдашь как положено. Спускайся.

Спустился, осмотрелся, благодетеля не видно. Денег почти не осталось. Как прожить в Москве ещё более полумесяца?
Подошёл другой грузчик. Он видел, кто привёл парня на посадку. Успокоил:
— Улетишь. Пошли. — Подвёл к багажному отделению самолёта. — Залезай!
— Так я задохнусь там и замёрзну.
— Не задохнёшься. Не ты первый. Холодно будет. Тёплые вещи есть?
— Есть.
— Натянешь, как замёрзнешь.
Крышка багажного отделения захлопнулась.

Смысл жизни заключается в исполнении предназначения, с которым человек приходит на Землю. В помощь ему мир так и устроен, что нужное не трудно, трудное не нужно, а люди «обвешиваются» разными заботами, идут против своего предназначения, придумывает себе не нужные испытания. Так и наш герой. Перед багажным отделением ангел-хранитель отступил, решив дать музыканту возможность образумиться: «Лети, парень, лети! Узнай жизнь. Познай, каково заниматься не своим делом».

Оказался Слава в абсолютной темноте среди уймы вещей. Самолет взлетел. Утомленный парень уснул.  Приснилось, что он на северном полюсе. Кругом белые медведи. Колотун! Проснулся. В темноте достал тёплые вещи, натянул их на себя. Согрелся. Уснул. Приснилась пустыня. Жарко! Проснулся. Скинул тёплую одежду.
Самолёт приземлился. Багажное отделение открыли. Чуть брезжит рассвет. Набежали пассажиры, стали вытягивать свои вещи. Выбрался и музыкант из своего убежища. С чемоданами в руках, с аккордеоном на плече отправился к зданию аэропорта. Там обратился к служащей женщине:
— Подскажите, пожалуйста, как добраться до  «Газмонтажавтоматика»?
Та удивилась:
— Нет у нас такого.
— Как нет?
А самолёт сел не в Ургенче, а в Нукусе. По просьбе пассажиров. Их оказалось большинство. Вернулся парень на взлётную полосу. Самолёт на месте, трап не убран. Забрался в салон самолёта. Взлетели. Через полчаса сели. Ургенч.

Нашёл Слава нужное ему управление. Поселили его в гостиницу со словами: «Поживи. Дня через три решим, что с тобой делать». Спустя три дня повёл мужчина музыканта к одноэтажному зданию. Там два дня наш герой и ещё два парня проходили обучение на стенде. Работать ребят отправили в Кара-Калпакию, в город Кунград, значительно севернее Ургенча. Поселили в трехкомнатной квартире. Предупредили: «Будьте осторожными. Пустыня!»
Не придав значения предупреждению, Слава отправился на работу прямиком. Прыгнул с насыпи и… провалился в песок. Едва выкарабкался, а тут началась песчаная буря. Огромные клубящиеся облака песка и пыли неслись горячими потоками. Ветер сбивал с ног. Песком забило нос, засорило глаза. С трудом добрался до станции.

Условия работы сложные. Оплата с удвоенным коэффициентом. Температура в сентябре начала резко падать, а в ноябре опустилась до минус двадцати. Работу нашему герою поручили на кранах, где много контактов. Их надо проверять, подкручивать. Мороз, ветер, пальчики музыканта коченели. Попросился перевести на работу в помещение. Перевели. То, что приходилось выполнять, мог делать любой работяга без высшего образования. Затосковал Слава. Зачем он здесь? Тянуло в Севастополь.

А в декабре пришла повестка из Севастополя: явиться в военкомат на медкомиссию. Как парень обрадовался! С одним чемоданом и аккордеоном на плече добрался он до любимого города. Прошёл медкомиссию, пообщался с друзьями-музыкантами. Решил: «Всё! В Кунград не вернусь!» Полетел в Москву отпрашиваться от Узбекистана. В московской конторе сказали: «Нет! Три года должен отработать! Музыкальные пальчики мёрзнут? Можем перевести в Бухару. Там тепло!»

Так Слава очутился в Бухаре. Даже не поехал в Кунград за оставленными вещами. Подселили музыканта к четырём ребятам в трёхкомнатную коммуналку. Работы пока нет. Когда изготовят и привезут стенд, надо будет его настраивать.
Ожидают. Зарплата идёт. Делать нечего. Пьют ребята, играют в карты. Кто проиграл, идёт в магазин. Игра продолжается. Как проигравший, отправляется наш герой за выпивкой. Купил две бутылки водки, две бутылки вина, да ещё бутылку шампанского. Пакетов тогда не было, пришлось нести по две бутылки в каждой руке, шампанское подмышкой. Неудобно. Присел на бордюр, выставил перед собой бутылки. Пришла мысль: если выпить шампанское, нести будет удобнее. Открыл бутылку. Отпил. Отключился.
Очнулся Слава от острой боли в районе почек, печени. Оказался ограбленным и избитым. Ребята не дождались гонца, пошли разыскивать его. Притащили домой. Скорую помощь ждали долго. В больницу избитого не взяли. Рекомендовали отлежаться. Отлёживался музыкант долго. Ребята ухаживали за ним, а он чувствовал, что его душе нужен иной путь, что его предназначение вовсе не в инженерных буднях и материальных достижениях.

Каково заниматься не своим делом Слава познал сполна, а для прозревших вопрос куда идти уже не страшит и не останавливает. Вернулся музыкант в Севастополь. Врач, осмотрев парня, сделал заключение: с такими травмами можно жить только по милости Небес. Получил Слава справку о необходимости прохождения лечения в Крыму. Дали ему из Москвы открепление от Бухары. Закончил он карьеру инженера и занялся своим делом — музыкой.

Вячеслав Михайлович Дёмин работал в оркестре, руководил оркестром. Он блестяще владеет аккордеоном и фортепиано, синтезаторами различных модификаций, знает классические, народные, джазовые, этнические музыкальные инструменты. Аранжировщик. Это не профессия, это призвание. Научить этому невозможно, поэтому и нет выпускников с дипломом по такой  специальности. Ими становятся единицы, способные, сохраняя мелодию автора, находить оригинальные гармонии и перерабатывать музыкальные произведения для различных составов исполнителей.
Созданные композитором Дёминым зарисовки наполнены непредсказуемыми гармониями, современными ритмами, основанными на многолетнем опыте творческой работы. Его произведения в репертуаре Ансамбля Черноморского флота, ведущих солистов, взрослых и детских музыкальных коллективов. Владея вокальными данными, Дёмин душевно исполняет песни. Полные залы — свидетельство признания автора более тысячи красивых, самобытных, проникновенных творений.

Дёмин выполняет своё предназначение и на вопрос: «Счастлив ли?» отвечает так: «Я не получил высоких званий и наград, но занимался и занимаюсь любимым делом. Авторы, с которыми работаю, благодарят словами: «Спасибище! Великолепно! Отлично!», это приносит радость, делает меня счастливым».
А счастье — это и есть получение радости от жизни.