Какое открытие сделано А. Макаренко?

Александр Турчин
"Что же делать с такими детьми (беспризорниками. – А. Т.)?… Не спрашивайте у меня, – говорит автор (газета "Светоград", 2003, № 11. Подпись: звезда), – я всё равно не знаю. И никто, наверно, не знает точно, что тут можно сделать" .

А Антон Макаренко знал.

Такие, как Макаренко, знают.

Всякий раз, встречая на своей жизненной тропе педагога с высшим образованием, спрашиваю: скажите, пожалуйста, какое открытие в педагогике сделал Макаренко? И всякий раз отвечают: трудовое воспитание…

Представляете? Мне так до сих пор и не удалось повстречаться с учителем нашей современной школы, который не только прочитал бы хоть раз в жизни "Педагогическую поэму", но ещё и понял бы что-то, запомнил. Нет таких! Наука педагогика есть, а педагога днём с огнём не отыщешь… Подозреваю: если спросите об этом доктора наук, да хоть самого академика Амонашвили, если спросили бы об этом самого Сухомлинского, ответ был бы таким же: трудовое воспитание… Трудовое воспитание, о котором писал Ушинский ещё в ХIХ веке!

Между тем в "Педагогической поэме" автор чёрным по белому говорит, сам признаётся: единственным своим открытием считаю создание сводного отряда.

Что это такое?

Это – группа воспитанников, объединённых по принципу "от мала до велика" – от шестилетки до великовозрастной детины. В детской коммуне они могут ходить в разные классы – это во время учебного процесса, но в ходе коллективной жизни, в борьбе за существование, в быту – и прежде всего, конечно, в труде (что было открыто задолго до Макаренко), причём, естественно, в свободном труде, где люди работают не по найму, а являются собственниками результатов своего труда – сами распоряжаются ими, сами планируют свои фонды потребления и накопления, – в своём хозяйствовании они являются членами сводного отряда.

Отряд может выращивать пшеницу, может заниматься цветоводством – "розы в морозы", животноводством, собаководством, цирковым искусством, и тем и другим одновременно, если сможет, и мало ли на что ещё способны дети, – но главное, чтобы этот отряд, семья, если хотите, пусть и под присмотром преподающих у них положительные науки учителей, сам распоряжался результатами своего труда, своим валовым доходом (или как сейчас говорят – что одно и то же – чистой прибылью).

О тех положительных результатах, которые получаются в процессе воспитания ребёнка в сводном отряде, говорить не буду – читайте "Педагогическую поэму".

Да, у нас нет педагогов, – у нас только служащие по линии Министерства народного образования (хотя, кажется, читал что-то в "Утре России" об интернате для беспризорников под Уссурийском, вроде бы – в Красном Яре).

У нас нет педагогов. "Спасибо" товарищу Сталину! Если бы этот монстр не прикрыл коммуну Макаренко, может, на её базе развилось бы – непременно развилось бы! – педагогическое направление будущего.

Нет так нет. На "нет" и суда нет.

Полагаю, наши юные граждане, на чью долю по "милости" КПСС, члены которой строили социализм, не имея никакого понятия о том, что же сие такое – социализм (хотя на этот счёт также существует целая наука!), – на чью долю выпало это несчастье, беспризорничество, – полагаю, эти дети сами скоро начнут объединяться в коммуны и сводные отряды – против науки не попрёшь! жизнь своё возьмёт! – и ещё покажут нам образцы общественной жизни – так, что и по телевизору будут демонстрировать.

Конечно, если бы ещё нашлись люди, любящие детей… - не как детей, а как будущих первооткрывателей!

Опять же: должны найтись и именно из молодых – из тех, кто сейчас учится в пединститутах.

2003