Казаки и служение

Новосельцев Григорий Петрович
8. Казаки и служение.
С Петром I вопрос о служении казаков стал основополагающим в их деятельности. При царе Михаиле Федоровиче требование называть казаков только служилыми не выполнилось до конца из-за принципа "с Дона выдачи нет", который позволял игнорировать указ. Петр I регламентировал этот вопрос и способы восстановления численности казаков централизованно из служилых казаков центральной России и других регионов, а не за счет стихийного бегства на "Дон". Однако этот вопрос будет рассмотрен позднее. Давайте разберемся, что такое служение согласно учению православной веры. Служение - это исполнение евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему (Мф. 22:36-40). Пример истинного служения демонстрирует Иисус Христос, который сказал: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10:45). Христос дал нам пример, чтобы мы подражали Ему (Ин. 13:15-17). Люди должны служить друг другу с любовью (Гал. 5:13) и использовать полученные дары (1Пет. 4:10) для служения. Служение ближнему, как и любое другое служение, прежде всего является служением Богу, богослужением (Еф. 6:6 и далее; Кол. 3:22 и далее). Прот. Константин Островский говорит: "На самом деле христианин в общем-то не должен работать. Христианин должен только служить. Апостол Петр обращается ко всем христианам, говоря: "Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в Чудный свет" (1Петр. 2:9). Это означает, что все мы являемся священниками Божьими и все мы призваны к служению, а не к работе. Обычно под служением понимают только некоторые виды человеческой деятельности, такие как служение в священной иерархии, военная служба, медицинская и преподавательская деятельность. Но на самом деле любая деятельность может быть служением Богу, если делается во имя Бога как послушание воле Божьей". Архимандрит Агапит, настоятель Нило-Столобенской Пустыни, говорит: "Если вы живете с другими, то служите им как Богу самому, не требуя за любовь – любви, за смирение – похвалы, за служение – благодарности". Святой Серафим Саровский говорил: "Либо Бог, либо сатана! Третьего не дано! Отличительным признаком отступления грешника от подвижника является решимость. В духовной жизни нет середины, нет промежуточного состояния; человек служит либо Богу, либо сатане. Любой грех является отступлением от Бога". Можно сравнить духовную жизнь с движением лодки вверх по реке. Вы двигаетесь вперед только тогда, когда гребете. Как только останавливаетесь, течение начинает уносить лодку назад. Вера - это не просто вера в существование Бога, а стремление изменить свою жизнь, очистить ее, чтобы приблизиться к Творцу и установить с Ним общение. Иисус Христос говорит: "Кто имеет Мои заповеди и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин. 14:21). Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно свести к двум заповедям любви, которые дал Христос: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет" (Мф. 22:37-40). Деятельная и жертвенная любовь являются главными плодами духовной жизни.