Прогресс и деградация

Марк Андронников
Стало общераспространённым мнение, что научно-технический прогресс сопровождается культурной, нравственной и даже интеллектуальной деградацией. В области искусства это замечается особенно ярко. «Новых» Достоевских, Диккенсов и Бальзаков не появилось и не предвидится. Толстые романы ещё продолжают писать, однако и стилистически, и содержательно они значительно уступают лучшим образчикам прошлого. Этот процесс затрагивает не только «творцов», но и публику. Объёмный массив текста большинство (включая пишущего эти строки) уже не в состоянии физически воспринять. Мозг современного человека не способен к длительной концентрации внимания, нуждаясь в постоянных раздражителях.
Проблема в том, что многим не просто «скучно» читать многостраничный текст, описывающий внутренний мир человека, но и в том, что они на нейрофизиологическом уровне не способны к восприятию таких произведений. Диккенс, Достоевский и прочие «классики» не использовали привлекающие внимание раздражители. У них нет фантастических событий и персонажей, нет «экшена». Мы вступаем в эпоху, когда основополагающие произведения нашей культуры будут принимать лишь в упрощённом переложении. Так же, как мы читаем «Повесть временных лет». В подлиннике нам её не понять. Ни сам язык, ни содержание недоступны нам без сопроводительного комментария.
Происходящее в медиа-пространстве показывает, что и относительно небольших объёмов информации основная масса её потребителей не способна к полноценному восприятию, тем паче к критическому анализу. Не различают иронии и сарказма, буквально воспринимая смысл любых слов, не пытаются разобраться в услышанном или прочитанном, не пытаются получить иное мнение. Это касается не только одной шестой части суши. Такую же картину можно наблюдать в западном, более критическом обществе. Например, эпизод с «нападением» ученика из Ковингтона на индейца и ещё более абсурдная история с Джасси Смолеттом. В силу внутренних политических и идеологических установок официальные сми, блогеры, тысячи людей разгоняли абсолютные fake news. В наших реалиях  о каком-либо анализе (хотя бы минимальном) говорить совсем не приходится. Большая часть населения предпочитает узнавать новости из телевизионных передач, окончательно скатившихся к формату пропагандистских агиток. Более интеллектуально развитое меньшинство пребывает не в лучшем состоянии. В качестве нейтрального примера можно привести феномен музыкальной группы «Молот родины». Песни с прямо обратным смыслом воспринимают как патриотические и националистические гимны.
Уже нельзя говорить о восприятии литературы в принципе. Она и прежде была достоянием малочисленной прослойки. Ныне же блогеры полностью затмили писателей. Это означает, что людям требуется не просто упрощённый вариант подачи информации, но и маленький её объём. Иначе они не понимают. Вместо многосложного, разнопланового, наполненного аллюзиями текста им как будто видится древнеславянская летопись, непонятным языком доносящая непонятные идеи.
Для любого человека, интересующегося какой-либо темой, информационные источники подбирает алгоритм программы. Мало кто утруждает себя анализом предлагаемых компьютерной программой вариантов. Ещё меньшее число способно к самостоятельному поиску альтернативных источников.
Даже само чтение как механизм становится затруднительным. Вместо чтения классиков предпочитают смотреть видео с рецензией от того, кто зачастую сам целиком ничего не читал и едва ли понял смысловой посыл автора. По видео-роликам изучают историю. Хотя основная масса исторических источников по любому периоду до сих пор не оцифрована и доступна лишь в печатном варианте или даже по архивным материалам. Требуется приложить время и усилие, чтобы установить эти источники, затем, чтобы получить непосредственный доступ к этой информации. Считанные единицы утруждают себя этим трудом. Потому ограничиваются на пути к познанию просмотром роликов с комментариями от тех, кто также избегает тратить время на поиск и анализ информации. Это уже не упрощение, а примитивизация. Не литературного языка, не способа подачи и передачи информации, а самого сознания.
Тех, кто отдаёт предпочтение прослушиванию аудиокниг, нельзя причислить к читающей публике, равно как и тех, кто ограничивается лишь электронными книгами. Дело не в тактильных ощущениях, выработанной привычке (хотя и в них тоже), а в том, что при прослушивании, просматривании и чтении участвуют разные отделы мозга, что напрямую влияет на полноту восприятия. Потребителям аудио и электронных книг не просто не хватает времени, усидчивости, способности к концентрации. В большинстве, они уже просто физически, на нейрофизиологическом уровне не могут читать. Что это, как не деградация?
История человечества знает взлёты и падения. Пики развития сменялись эпохами варварства. Ныне мы, очевидно, идём к нижней точке этой параболы. Есть ли возможность для возобновления движения вверх? Для этого нужны люди, способные к высоко культурным проявлениям и к их восприятию. Только  откуда взяться носителям высокой культуры? Если мы, возможно, вступили на путь внутривидового изменения? Антропология говорит, что мозг древнего палеолитического человека принципиально ничем не отличался от мозга современного человека. А, значит, как  первобытный человек смог стать цивилизованным, так же и цивилизованный человек вполне может обратиться в первобытного.
Наша жизнь усложняется многочисленными техническими достижениями, но сами мы неуклонно становимся примитивнее. Военные конфликты показывают процесс деградации в режиме реального времени. В определённых условиях все цивилизационные наработки слетают с нас в мгновение ока, и мы легко впадаем в первобытное состояние, с соответствующим уровнем жестокости и агрессии.
Особенность современной деградации в том, что варвары не приходят откуда-то с Востока, а выходят из нас. У древних германцев ушли столетия, чтобы перенять культуру римлян. Есть ли у человечества в запасе столетия? Неуклонное нарастание агрессии в купе с перенаселением и экологическими проблемами оптимизма не внушают. Максимум, что возможно сделать это хотя бы сохранить память о достижениях безвозвратно уходящей культуры.