Моя родословная. Глава. 2 Мемуары

Сергей Никитин7
Глава 2.       Деревня Александровка.


Назови мне такое место в мире,
где в 25 раз больше людей, исполненных
подлинного героизма, любви к свободе,
образованных и умных!
Такое место в мире – Сибирь!

Марк Твен. «Том Сойер за границей».



Деревня Александровка возникла в 1865 году. В 2010 году ей исполнилось 145 лет. Люди в ней живут и в настоящее время. Её основатели – переселенцы и государственные крестьяне Вятской губернии, Котельнического уезда. Своё название она носит в честь организатора поселения, а затем и одного из первых жителей Зыкова Александра Антоновича. Он приехал сюда одним из первых в возрасте 25-ти лет. Его привлекли в эти места река, лес и много хорошей земли.

У него имелось два сына: Алексей и Леонтий. На новом месте Зыков построил себе двухэтажный жилой дом. На первом этаже, находилась кладовая, а на втором жилое помещение. Дом сгорел еще при жизни хозяина. В этом же 1865 году Ачинский окружной землемер – Болотин организовал «выборку подробного исчисления контура деревни Александровки», в которой указано, что одной удобной для деревни земли – 2 952 десятины и 1 680 сажен.

Им же начертана и карта земель д. Александровки. Из неё следует, что она граничила с угодьями таких поселений как: Красновка, Секретарка, Листвянка, Улуса Верхнее - Улуйский, Лапшиха и Средний Тулат. В «Памятной книжке Енисейской губернии 1901 года» указано, что: «д. Александровка входила в состав Больше - Улуйской волости, Енисейской губернии и располагалась на реке - Улуйка.

Деревня находилась в 200 или 203 верстах от губернского города Красноярск, а также в 35 верстах от волостного села Большой Улуй». В деревне в то время проживало 118 человек мужского пола и 125 человек женского пола. В начале 20-го века все лесные угодья этого полиса взяли на строгий контроль с их закреплением за Кемчугсим лесничеством. Оно назначало лесничих с выплатой им жалованье, а также выдавало казенное имущество и удостоверение.

Так, на 1910 год объездчиком 8-го объезда д. Александровки значился Вохмянин Евграф, грамотный крестьянин, который получал жалованье 420 рублей. В его обязанности входило следить за правильным использованием леса и привлекать сельчан для тушения пожаров на своем участке. Крестьяне несли наказание за незаконную вырубку леса и за уклонение от тушения лесных пожаров.

Не стояли в стороне жители деревни и от волостных дел. Так в 1915 году, когда шло строительство церкви в селе - Новая Еловка,  Александровские крестьяне помогали строительству материалом. Среди них:  Виктор Денисов, Феофан Бакулин, Василий Французов и другие. Несмотря на наличие в деревне школы, более 300 человек взрослого населения деревни являлись неграмотными.

Многие фамилии Александровцев сохранились и по настоящее время. Так, потомки Зыковых, Смердиных живут в селе Большой Улуй, а Вохмяниных и Терентьевых - в Александровке. Вскоре после основания Александровки в деревню переехало несколько казачьих семей в том числе: Вотинцевы, Белозёровы, Сазоновы, Саженковы и Зыковы. Испокон веков основой этих семей являлась православная вера и соблюдение казачьих традиций.


Краткая справка о казаках:


Там, где есть воля – есть путь.

Альберт Эйнштейн – немецкий физик.



Многие этнографы не считают казаков отдельным народом. Их называют социальной группой или даже особым военным сословием, входящим в состав русского этноса. Сами казаки с этим утверждением в корне не согласны, отстаивая свою самобытную культуру, уникальные обычаи и традиции степной вольницы.

Одной из особенностей данного народа является большое количество смешанных браков, заключавшихся в XVI-XVIII веках между донскими казаками, например, и пленными турчанками. Особые обычаи начнём с того, что слово «казак» имеет тюркоязычное происхождение и в переводе на русский означает - «свободный или вольный». Примерно пять - шесть столетий назад так называли себя многие люди, которые предпочитали личную свободу тесным рамкам законов, установленных официальными властями.

Наименование «казак» было хорошо известно как в России, так и в Центральной Азии. Начиная с XV века на вольные берега Дона начали стекаться молодые мужчины, не желавшие оставаться холопами бояр, а также гнуть спины на помещиков, зависеть от произвола и самодурства разного начальства: от приказчика до статского советника. Некоторые из будущих казаков являлись беглыми преступниками, другие – авантюристами и искателями приключений.
               
Но основная масса стремилась именно к независимости. Эти люди создали особую социальную организацию, именуемую Казачий круг, где на совете общины решались самые разные вопросы – от хозяйственного спора до объявления войны. Поскольку среди беглецов почти отсутствовали женщины, очень скоро эти замкнутые мужские объединения столкнулись с проблемой: как наладить личную жизнь ?

Каждый человек нуждается в семье, а также заботе и продолжении рода. Мужских сил, энергии и желаний – с избытком, а кому их отдать ? Вот и стали казаки воровать девушек и женщин у черкесов, ногайцев и других соседних народов, а из многочисленных походов помимо награбленного добра привозить себе в невесты турчанок, персиянок и калмычек… Поэтому нет ничего странного в том, что удалой атаман Стенька Разин, как поется в известной песне, похитил персидскую княжну.

Правда, это вызвало недовольство его лихих соратников: «Нас на бабу променял». И он бросил красавицу в волжскую воду, тем самым продемонстрировав, что для него мнение братьев по оружию важнее любой женщины. Всё - таки изначально вольная община – это союз мужчин. Хотя к чести казаков следует сказать, что у них не существовало обычая заводить многочисленных наложниц помимо официальной супруги, как это было установлено в Средней Азии. Там пленниц держали на положении секс - рабынь.

Общинный уклад жизни, когда все вопросы – вплоть до личной жизни – решает Казачий круг, не предполагал подобного. Казаки посчитали бы сожительство женатых мужчин с пленными женщинами развратом. А людьми они слыли весьма суровыми. Правило простое: раз украл красавицу, оторвал от родных отца и матери – женись по закону. А какой мужчина станет привозить домой девушку, если она ему не нравится ?

Поэтому и пошли разговоры о красоте пленных турчанок и персиянок и украденных черкешенок.  В те времена стояла жёсткая установка и потребность постоянно защищать южные границы нашей страны от многочисленных врагов. Жители Дона служили русским царям взамен на признание их вольницы – права жить по своему уставу. Официальный статус приграничной армии казакам своим указом присвоил второй представитель династии Романовых – Алексей Михайлович 1629 - 1676 годы. Особенно часто Россия воевала с Турцией.

С 1568 по 1878 год в истории имели место семь русско - турецких войн и еще два военных конфликта: на Азове в конце XVII века и Прутский поход 1711 года. Самыми активными участниками всех этих кампаний являлись донские казаки. Они часто привозили домой пленных девушек. Например, известно, что в 1635 году после военного столкновения с турками, жившими на побережье Таганрогского залива – на мысе Чумбур и Павло - Очаковской косе, казаки захватили в плен 1 735 (!) представительниц прекрасного пола.

Таких женщин называли ясырками. А детей, рожденных в результате браков с турчанками, черкешенками, персиянками и другими иноверками, на Дону именовали болдырями. Фамилии Болдыревы, Татаркины, Турчанининовы довольно распространены среди казаков, все они свидетельствуют о происхождении своих носителей. Этот факт нашёл свое отражение и в литературе.

Неслучайно Михаил Шолохов в своём легендарном романе «Тихий Дон» сделал бабушку главного героя - Григория Мелехова турчанкой, привезённой из похода. Впрочем, казачки тоже попадали в плен к иноверцам. Становились их женами и рожали детей. Иногда они возвращались в родные станицы с сыновьями и дочерьми и снова выходили замуж, поскольку оставаться матерью - одиночкой, живущей без поддержки, было не принято. Вообще на Дону считали, что чужих детей не бывает.

Усыновленных казаками потомков турок и татар называли туминами. Отсюда и пошли фамилии Туминовы и Туминкины. Как ни странно, казаки редко женились на русских девушках и украинках. Даже в XVIII веке, когда поселенцы из северных регионов начали заселять донские земли, не примыкая при этом к местной вольнице, свободолюбивые люди желали максимально дистанцироваться от пришлых русских.

Казаки хотели сохранить собственный уклад жизни и, вероятно, видели в чужаках угрозу своей самобытности. Тем более что к тому времени демографическую проблему уже решили, и в донских станицах было много красавиц. У казаков постепенно сложились свои собственные семейные ценности. В каждой семье имелся старший мужчина, который руководил всем домом.

Неважно, сколько лет было его детям, и насколько взрослыми они были, но пока «старый казак» сохранял свою силу, он являлся патриархом и неоспоримым авторитетом в семье, и его слово для всех закон. Жены у казаков также особенные. Они сильно отличались от традиционных женщин. Как правило, молодые казачки - это сильные, смелые и решительные женщины.

Довольно часто их мужья уходили в военные походы, поэтому им приходилось не только самостоятельно справляться с домашним хозяйством и воспитанием детей, но и защищать свои дома. К примеру, в 1641 году, во время обороны города Азов, более 800 женщин взяли в руки оружие, и приняли участие в сражении. Они всегда умели постоять себя. Несмотря на свою силу и смелость, казачки беспрекословно подчинялись своим мужьям. Сами же казаки не сильно проявляли чувства.

Как правило, они воспитывали своих детей сдержанно, не проявляя особой заботы. К сожалению, не всем казакам удавалось вернуться из походов, поэтому заботы о семье погибшего брали на себя другие члены его семьи. Как отмечают историки, своенравных казачек никогда не брали в плен. По мнению работорговцев, они считались плохим «товаром», трудно справиться с непокорными женщинами.

Кроме того, большинство женщин сражались до последнего, и следуя примеру своих мужей, не сдавались в плен добровольно. Именно по этой причине, взрослых казачек нельзя было встретить на рынках рабов в Крыму или Тамани. Жениться не на казачке стало предосудительным. Песни и стихи воспевают красоту, стать и свободолюбивый нрав жительниц донских станиц.

Так, историк Василий Сухоруков (годы жизни: 1795 – 1841годы – прим. от авт.) писал, что на происхождение казаков существенное влияние оказало смешение славянской и турецкой кровей, и поэтому на Дону женщины имеют «пламенные черные глаза» и здоровый румянец на щечках, а также любят яркие наряды. Одежда полонянок наложила большой отпечаток на традиционный костюм казачек. Постоянные войны, на которые уходили мужчины, приучили женщин из донских станиц стать самостоятельными.
Они растили детей и ловко управлялись не только с хозяйством, но и с оружием и не позволяли себе раскисать, опасаясь за ушедших на фронт сыновей, братьев и мужей. Донские казаки читаются старше всех остальных – запорожских, кубанских, яицких и других. Донское войско занимало территорию современных Ростовской и Волгоградской областей Россия, а также часть нынешних Луганской и Донецкой областей.

Донские казаки имели свои станицы и города. Самые известные города – две казачьи столицы, старая и новая, Старочеркасск и Новочеркасск. Хотя официальная религия донских казаков – православие, среди 2,5 млн. донских казаков только в Донской епархии насчитывалось около 150 000 старообрядцев. Несмотря на то, что большая часть донских казаков – христиане, в начале прошлого века среди них имелось около 30 000 буддистов – калмыков и даже мусульмане.

Казачат начинали учить ездить на лошади с трёх лет. В 1897 году количество донских казаков превышало численность жителей нынешнего Ростова-на-Дону примерно вдвое. Донских казаков было около 3 млн. человек. Больше всего донских казаков в Ростовской области около 87 000 человек. В Волгоградской  области – около 20 000 человек. Это – данные Всероссийской переписи населения 2002 года.

Вот, поимённой список казачьих семей, в Александровке: Сазонов Иван Карпович; Сазонова Анна Антоновна, 1920 г ода рождения – умерла в 1983 году, их дети: Сазонов Алексей Иванович, 1920 г ода рождения – умер в 1961 году, Сазонов Александр Алексеевич, 1958 г ода рождения – умер в 1973 года; Белозёров Федот. Его сын – Белозеров Дмитрий Федотович, 04.11.1926 г ода рождения – умер 09.01.1985 года; Белозеров Евгений Тимофеевич, 08.03.1929 года рождения – умер 09.06.1990 года; Белозерова Валентина, Белозеров Георгий Евгеньевич, 27.05.1954 года роэждения – умер 22.05.1990 года;

Белозеров Леонид Алексеевич, 1913 г ода рождения – умер в 1958 году; Белозерова Мария Павловна, 1915 года рождения – умерла в 1967 году; Зыков Иван Федотович, 24.01.1892 г ода рождения – умер 18.04.1975 года, Зыкова Аксинья Павловна, 27.01.1895 года рождения – умерла в 1983 году, Зыков Андрей Викторович, 22.02.1972 г ода рождения – умер 28.07.1977 года, Зыков Михаил Иванович, 1922 г ода рождения – умер в 1982 году, Зыкова Анна Григорьевна, 1922 года рождекния – умерла в 2002 году, Зыкова Марфа Григорьевна, 1878 года рождения – умерла в 1950 году; Саженков Григорий Андреевич, 06.05.1893 года рождения – умер 23.11.1953 года, Саженкова Ефросинья Ивановна, 16.11.1894 года рождения – умерла 13.10.1966  года, Саженков Михаил Григорьевич, 18.11.1930 года рождения – умер 15.11.2003 года.



Продолжение следует …