Что есть национальная духовность России?

Владимир Токунов
    Что объединяет  людей? Например,  народ одного языка и исторического прошлого? Что позволяет такому образованию быть единым целым, сплачиваться теснее в годы опасности и выжить несмотря ни на что, сохранив свою государственность, границы, культуру и национальные достояние?
        Примеры истории говорят о том, что, как правило, такой народ выживает благодаря своему какому -то стержню, единой национальной  духовности, традициям,  историческим корням и сплоченностью при отражении внешней опасности. Если этого нет, то даже мощные государственные образования  со временем распадаются. Вот только наиболее характерные и известные примеры распада: Персидская империя, Византийская  империя, Арабский халифат, Испанская империя,  Британская империя,  Османская империя, Древний Египет. При этом, наверное, государство может перестать существовать, как под влиянием внешней угрозы более сильного государства так и за счет внутренних сил, духовной слабости народа, его разъединенности, утратой уверенности в себе и в своем будущем. Например, Российская империя и  Советский Союз.
     Прежде, чем подробно рассмотреть основные моменты формирования национальной идеи России, давайте   посмотрим,  какие национальные идеи лежат в основе некоторых государств Европы.
      Начнем с Франции, как одного  из старейших государственных  образований. Французский народ, как таковой, формировался из германского, романского, кельтского (галльского) народностей. Германо-франки дали Франции ее название, романцы – язык, галлы – естественные границы государственного распространения. Все эти народы слились в единую французскую нацию, привнеся в ее свое этническое своеобразие.
          Уже в Средние века начала вызревать идея, что все французы составляют одну нацию и эта нация занимает определенную территорию. При этом, - “Один закон, одна вера, один король” является связующими звеньями. Изначально во  Франции сохраняется многообразие языков и нравов,  не мешающим осознавать себя этнической общностью, объединенными не только властью короля, но и общим происхождением и историей.       Всем подданным полагалось не жалеть своей жизни во имя защиты страны. Богословы сравнивали смерть человека ради государства —с жертвой Христа во искупление рода человеческого. Идеи нации и родины носили религиозный характер и  народ Франции —  избранный народ, и единственная христианская империя, достойная называться таковой.
     Становление абсолютной монархии сопровождалось развитием государственной идеологии и национальной идеи. Сформировались представления о территории страны и ее “естественных границах” и что они установлены не правителями по своей воле, а самой “природой”, т. е. Провидением.
      Ж.Дюбелле в “Защите и прославлении французского языка” (1549) поставил язык на первое место в ряду определений национальной самобытности. Борьба за внедрение французского языка — в противовес латинскому — становится в XVI в. одним из проявлений патриотизма. Для этого  Французская Академия специально создала словарь французского языка, имевшего обязательный, нормативный характер.
       Родина-Франция являлась не только политической, но и религиозной общностью. Что бы быть французом — это значит быть католиком и нельзя принадлежать к французской нации, не будучи верным сыном католической церкви. Религиозные войны между католиками и протестантами позже стали считаться братоубийственными. Однако позже возобладало - все подданные французского короля, родившиеся на французской земле и говорящие по-французски, — как католики, так и гугеноты, — в полной мере должны называться французами.  Идея нации и патриотизм стали важными элементами абсолютистской идеологии. Король — наместник Бога на земле и живое воплощение государства и родины — мог требовать от своих подданных любой жертвы.
      Варфоломеевская ночь (1572) произвела подлинную революцию в национальном сознании, по крайней мере, части гугенотов: отвергая верность королю-тирану, они вместе с тем превозносили свою верность родине-Франции. Воплощением Франции для них стал уже не король, а народ и возникло национальное сознание нового типа, не связанное с идеей верности королю. А Вольтер ввел  выражение национальный дух.
      Ж.Ж.Руссо утверждал: «Это не сентиментальная привязанность к “родному пепелищу”, а обязанность взрослого человека сполна оплатить свой долг и принести посильную пользу соотечественникам, растившим и воспитывавшим его, пока он был ребенком. Достойный гражданин должен беззаветно служить родине, но это возможно лишь в том случае, если на родине соблюдаются его права и свободы. Если граждане получают от нее все, что способно придать цену их существованию, — мудрые законы, простые нравы, мир, свободу и уважение других народов, — они воспламенятся любовью к столь нежной матери. Они должны употребить свою жизнь на служение родине; и они будут считать одним из ее благодеяний честь, в случае необходимости, пролить свою кровь для ее защиты”.
     При этом, народу необходимы в качестве ценностных ориентиров образцы для подражания. Каждая нация исторически формировала свой пантеон национальных героев. Одним из наиболее распространенных приемов является причисление героя к лику святых. Церковь в данном случае выступает проводником государственной политики по укреплению национального государства. Католической церковью была канонизирована Жанна д’Арк. Образ национальной героини способствовал консолидации французского народа.
      Многочисленными авторами подчеркивалась высокая миссия и  отмечается исключительный вклад французской  нации в сокровищницу человеческой культуры.
     Далее посмотрим, как же обстояли дела с национальной идеей в Германии. Фактически германская нация объединяется, примерно, только  в 18-19 веке. Зарождается самый популярный миф немецкого национализма – о чистой, неиспорченной нации. С немцами стали связывать набор таких качеств как верность, простота, мужественность, свободолюбие.
      Появление и становление германского национального самосознания и политического национализма в Германии неразрывно связано с французской революцией и историей антинаполеоновских войн. В эпоху, последовавшую за Тридцатилетней войной, Германия была неким конгломератом из разрозненных, «автономных» княжеств. Борьба против Наполеона породила новое национальное движение, закончившееся войнами за освобождение. Сначала в государствах Рейнского союза, а затем в Пруссии возникли первые попытки строительства свободного гражданского общества. Однако после 1814—1815 гг. немцы вместо национального государства получили объединение государств в форме союза. С основанием в 1871 году  Германской империи закончилась целая эпоха развития национальной идеи и национального самосознания немцев.
        Немецкая нация противостояла странам либерально-демократического Запада как носитель своеобразной культуры, которая в некоторых точках достигла наивысших мировых вершин. Германия дала миру великих математиков, которые проложили дорогу новому видению физического мира, – Бернгарда Римана, Феликса Клейна, Георга Кантора, Давида Гильберта. Уже взошла звезда Альберта Эйнштейна.
        Томас Манн, один из известнейших писателей и мыслителей Германии, считал характерной особенностью немцев обращение к внутреннему миру человека, его «духовности». Возможно, эта черта протестантской этики – стремление опираться на высокочеловеческое в человеке, как образе Божьем. Может быть,  это имело  еще большее значение для немецкой культуры, чем этика трудолюбия и бережливости.      Самым выразительным идеологом Германии является Гегель с его философией государства как воплощения национального духа.
       Теперь посмотрим, что в этом плане характерно для английской государственности.  Британские острова всегда были населены несколькими различными культурами. Шотландцы, уэльсцы и северные ирландцы в основном являются потомками кельтов, англичане – потомки англосаксов. Существует множество различий между  нациями, а также разнообразие культур внутри этих стран, то есть современные британцы – смешанный и неоднородный народ, и всё это разнообразие усугубляется эмигрантами и приносимыми ими культурами.
        Фундаментальный принцип британской национальной идеи — вера в нахождение на вершине мировой иерархии народов и свою избранность. Из этого проистекала уверенность в особом назначении своей страны быть носителем мира и цивилизации. В 1878 году "самым решительным образом" в британском парламенте заявлялось, что "завоевание низших рас высшими не есть зло для мира, — напротив, это одна из великих причин и источников прогресса человеческого рода".
        Противопоставление «Остров – против Континента Европа» является для британцев ещё более значимым. Англия всегда ощущала себя центром планеты (недаром нулевой меридиан проходит именно  в Гринвиче).
        В Англии  очень сильно развит культ частной жизни - "мой дом - моя крепость". Англичанин хочет сам определяться – и в вере, и в идеях, и в стиле жизни и быта. Нет нормы человеческого характера, напротив, чтится множественность и пестрота. В повседневной жизни  каждому отводится свое место, свой «остров» в общей системе форм существования. Прежде всего,  это относится к структуре общества.
        Каждый житель Англии – сам по себе свой собственный остров, "в своем замке король", и он не допускает никакого вторжения в свои пределы. Идеал англичанина джентльмен – человек, зависящий только от себя. Важными принципами для него являются самоограничение и сдержанность, самоконтроль и самоподавление. Юмор – излюбленное в Англии настроение и принцип отношения к вещам и явлениям. Юмор дает хорошее средство справиться с проблемами. Важными понятиями системы ценностей англичан являются здравый смысл, практичность и умеренность, которые находят выражение в их крайней предусмотрительности и определяют нежелание англичан хоть в чем-то ошибиться, совершить хотя бы один неверный шаг.
     Англичанин часто следует правилу – "Всегда следует быть готовым к любым выкрутасам судьбы". Каждое запланированное мероприятие всегда должно иметь альтернативный вариант на случай, "если произойдет самое худшее". Даже в английских бухгалтерских книгах есть особая графа: "непредвиденные расходы".
      Искусство – наименее практичное из всех человеческих занятий – никогда не было в Англии существенной частью национальной жизни. Политика, торговля, наука, сельское хозяйство всегда играли несравненно большую роль.
     А теперь  посмотрим, как же развивалась российская государственность и рождалось понятие «Национальная идея». Ни одно государство мира, как Россия, не  подвергалось таким суровым испытаниям на протяжении  своего существования. Многие, нападая на нас, своей целью имели обогатиться за счет богатств земли Русской, поработить народ русский и обратить нас в рабов.   Пропустим татаро-монгольское иго. Тогда еще Русь не сформировалось как единое и цельное государство. Отметим, что  при каждом испытании Россия теряла  много народа.
       Вот  опубликованные данные о потерях российского народа в разные периоды нашей истории:

 Северная война (1700 – 1721 гг) - 120 000 чел.;
 Русско-турецкая война (1787—1791 гг) - 55 000 чел.;
  Крымская война (1853 – 1856 гг) - 143 000 чел.;
  Война с Наполеоном (1812 г) - 200 000 чел.;
 Японская война (1905 г)  - 100 000 чел.;
 Первая мировая война (1914-1918 гг.) - 1 811 000 чел.;
 Гражданская война (1918 – 1920 гг.) -18 млн. чел.;
 Коллективизаця, раскулачивание, голод (1920-1928 гг.) – 22 млн. чел.;
 Сталинские репрессии (1935-1941 гг.) -19 млн. чел.;
 Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) - 41 млн.  чел.;
 Сталинские  репрессии (1941-1953 гг.) – 9 млн. чел.

       Почему же такие напасти? Может быть Бог недаром дает нам такие испытания? Ведь известно, что: «Кого любит господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему». (Предтечи Соломона. Гл.111, стр.12). Или «Господь дает каждому крест по силам его». (Монтень. «Опыты, 111,  глава VI).
           Почему Россия, несмотря на многочисленные поползновения других государств, сохранила свое существования? И, несмотря на все, это Россия существует и здравствует.  Как тут не вспомнить пророческие стихи нашего замечательного поэта и дипломата Федора Тютчева:

           Умом Россию не понять,
           Аршином общим не измерить,
           У ней особенная стать,
           В Россию можно только верить.

      Многие российские философы и писатели писали об этом феномене и считали, что объединяющей в основе любого государства должна лежать национальная идея. В частности, что касается России, то накоплен уникальный опыт за время своего национального исторического существования. Тысячелетний опыт страны убеждает в необходимости хранить верность духовному наследию, своему предназначению, в  нашей культуре, образовании и воспитании, философии и науке, укорененному в традициях, самом хозяйственном и социальном укладе жизни народа. Все это, по выражению российского философа И. А. Ильина, выговаривается одним словом - «русская идея», возраст которой равен возрасту самой России. «И не надо ее искусственно создавать, ее нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русской, национальной. Она должна выражать русское историче¬ское своеобразие. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже при¬суще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духов¬ный путь». Очень верно сказал российский канцлер А. М. Горчакова, что в русской идее «Россия сосредоточивается».
        К.С.Аксаков назвал русский путь духовно-нравственного идеала Святая Русь - такова смысловая нить  России в ее преемственности и развитии. «Русь не потому святая, что в ней живут одни праведники, а потому что стремление к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное оправдание ее существования». В понимании русского философа В.С. Соловьева  русский национальный идеал выглядит так: «Святая Русь - это идеал  нравственно-религиозный». Ассоциация   России со «Святой  Русью» существует с давних времен. И это вовсе не случайно!  В древнерусских былинах и духовных стихах «Святая Русь» отождествляется с «белым светом» и «матерью-сырой-землей». Так еще в XIII веке в  «Слово о погибели земли Русской» начинается словами: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!».
      Русский народ рассматривается как люди Святой Руси, то есть народ Божий и  это переносится на страну и нацию.  Относительно национальностей, все перед Богом равны и Церковь учит определенно: «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином». Человек прославляется или осуждается Богом не по национальному признаку, а по духовно-нравственному состоянию. То есть Святая Русь не только место жизни для православных, а для всех народов разного исповедования, то есть все народы равны под общим термином «Россияне». И недаром, когда за рубеж приезжает татарин или калмык из России его там называют русским. Русский философ  И.А.Ильин: «Быть русским – не только говорить по - русски. Но воспринимать Россию сердцем, видеть ее самобытность и неповторимое своеобразие, которое есть Дар Божий».
         Русские писатели много раз касались темы  Святой Руси. Словосочетание «Святая Русь», как поэтический образ, можно считать начался  с Жуковского. Он в письме Вяземскому выражал надежду, что название Святой Руси никогда не потеряет своего глубокого смысла, хотя и вошло в разряд обыкновенностей.
      Наиболее ярко это проявилось в творчестве Петра Вяземского — он посвятил Святой Руси несколько стихотворений. Вяземский  пишет о Святой Руси как о духовном идеале, который есть в России и которого Россия должна быть достойна:

Как в эти дни годины гневной
Ты мне мила, святая Русь,
…………………………..
Твое пред Промыслом покорство,
Твое бесстрашье пред врагом,
Когда идешь на ратоборство,
……………………………….
Блюди тобой избранный путь,
И пред людьми и перед Богом,
Святая Русь, – святою будь!


О чувстве родины, России много говорил Гоголь: «Скажу вам откровенно, что мне не хочется и на три месяца оставлять России. Ни за что бы я не выехал из Москвы, которую так люблю. Да и вообще Россия все мне становится ближе и ближе. Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще выше родины, точно как бы это та земля, откуда ближе к родине небесной».
И еще Гоголевская фраза: «Поблагодарите бога, прежде всего за то, что вы русской». А разве не поражает его гимн России, который он приводит в «Мертвых душах»?: "... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. …... летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".
      Особенно меня поразило стихотворение Беллы Ахмадуллиной. Сейчас читаешь ее строки, и удивляешься насколько прозорливо они звучат. Как будто строки написаны сейчас, в наше трудное время:
   
 Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
…………………………………
Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
………………………………..
Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
………………………………
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?
………………………………….
В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

     Иван Александрович Ильина писал: «Россия, Родина - выше классов, сословий и партий, выше всякого отдельного лица. В годы исторических испытаний народ России всегда спасался духовным самостоянием. Кто бы я ни был - я служу России, ни маммоне, ни просто начальству, ни карьере, ни просто работодателю... Божий замысел положен в основание русской истории, русского национального бытия».               
       Ф. М. Достоевский пророчески говорил, что нация, прекратившая жить большой идеей, обречена на вымирание. «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?» И он же  дает русское решение вопроса - по всемирности, всечеловечности, отзывчивости, братского единения народов, согласия всех по Христову евангельскому закону в своих конечных целях. Великий писатель считал Россию избранным народом Божиим, но избранным не для соперничества с другими народами, не для господства и первенства над ними, а для свободного служения всем народам, для осуществления  идеи Всеединства и Богочеловечества.
       При этом И.А.Ильин предупреждает: «Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с Запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интересы давящей державы и вымогающей организации». Мы Западу не ученики и не учителя: мы ученики у Бога и учителя самим себе.
        Духовные и смысловые основы Русской идеи Ильин называет «огнями жизни». Это прежде всего:
- Духовность - приоритет духовно-нравственных целей над внешним, материальным, хозяйственным, социальным и бытовым обустройством жизни;
- Самобытность и традиция - верность своему русскому пути, своя историческая миссия, выражающая национально-историческое своеобразие и национально историческое призвание;
- Патриотизм, державность и государственность - путь в человечество начинается с порога Отечества;
- Соборность, коллективизм и социальная справедливость;
-  Культура, творчество и свобода;
- Созидание - утверждение в труде;
- Беспредельно глубокая диалектика всеединства Божественного и человеческого, синтез знания и веры.
     Наиболее показательно, наверное, самосознание человека, как частицы общества, в котором он живет, насколько глубоко в нем присутствует духовность нации,  патриотизм в трудное время его жизни, особенно, когда он встал на защиту своей Родины. Русский человек испокон веков, берясь за трудное дело, говорил: «Ну, с Богом,  помолясь!». А когда он шел в бой в старые времена, то произносил: «За веру, царя и отечество.
     Как видно, русские философы и писатели в основу русской идеи вкладывали прежде всего духовность. Начиная с крещения Руси было направляющее влияние Русской православной церкви (РПЦ). В раннем средневековье - XI – XII в., Русская православная церковь стремилась, с позиций христианского религиозно-гуманистического идеала воздействовать на царскую власть, выполняя важную функцию общественного контроля за властью, требуя соответствия ее действий нравственным нормам христианства.      Окончательное подчинение РПЦ самодержавному государству произошло при Петре I, фактически преобразовавшем ее в департамент правительства «по делам совести». Со своей стороны, иерархи РПЦ с готовностью встали на службу государству.
       Достоевский же сказал: «Если Бога нет – все позволено». Однако 1000-летняя история отечественной церкви свидетельствует скорее о том, что «Все позволено, если нет Права». Русская православная церковь в 30 поколениях россиян стремилась воспитать христианский гуманизм. Однако православие оказалось неспособно заменить народу правосознании. Отсюда – чудовищный по уровню насилия отечественный ХХ век, приведший к революции, потере духовного наследия и к власти фанатичных революционеров. Утрата Русской православной церковью нравственного авторитета в глазах народных масс, оказалась наиболее значимой причиной ее революционного погрома вчерашними православными в ходе революционных событий 1917 – 1923 гг.
       «Революционеры совершали, уподобаясь смерти и сатане, дело разрушения». Так верно выразился российский публицист                В. Ерохин. А российский мыслитель Питирим Сорокин добавляет: «Избыток образованности опасен для революции. Жестокость, ненависть и несправедливость не сумеют создать ничего ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в материальном отношении». А русский мыслитель А.И.Ильин оставил строки: «…Революция была срывом в духовную пропасть, религиозным оскудением, патриотическим и нравственным помрачением русской народной души! Ленин и его шайка не нашли бы себе того кадра шпионов и палачей, без которых их террор не мог осуществиться; народ не допустил бы до избиения своего духовенства и до сноса своих храмов».   
         В.И.Ленин объявил: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» А зачем? И он  показал это достаточно подробно. Соединяться надо для того, чтобы физически уничтожить все другие непролетарские классы и социальные группы.   А с перечислением кого именно полезно убивать 17 декабря 1922 года на страницах газеты «Известия» выступил легендарный чекист Петерс. Оказалось, что на первом этапе надо перебить всех офицеров, духовенство, интеллигенцию, обязательно всех торговых работников, представителей других партий, аристократию, профессуру и всех их родственников. Очень важно рассортировать крестьянство; если работал умело и приобрел достаток – расстрелять или выслать. Если ни гроша за душой, скажем, все просвистел или пропил, – значит, свой и отношение к такому однозначное – с классовой симпатией.  А Р. Бухарин добавляет: «К врагам революции я отношу …предпринимателей, организаторов и директоров, квалифицированную бюрократию – штатскую, военную и духовную, техническую интеллигенцию и интеллигенции вообще.»               
      Ленин окунул страну на сотни лет в такой колодец, из которого выход найти очень трудно. 70 лет полного забвения, духоты, отторжения от мира на почве глупейшей утопии. Революция привела не только к краху Российской империи, но и изменению и утрате  нравственного, культурного и идеологического сознания россиян. Произошла очень серьезная потеря части наиболее талантливой части генофонда России.  Очень верно наш философ Питирим Сорокин сказал: «Войны и революции производят искусственный отбор, а не естественный, когда лучшие люди гибнут на переднем крае борьбы, а худшие сохраняются, так как в драку не лезут. Войны и революции – фактор деградации наций». Как верно подмечено! Так и случилось в России. Мы потеряли в значительной степени генофонд, и это ощущается до сих пор.    Недаром Ленин понимал, что интеллигенция, образованные и думающие люди для революции опасны, и он распорядился на нескольких пароходах выслать за границу весь цвет российской элиты – философов, писателей, инженеров. Им еще повезло, и они не были расстреляны и не погибли. Кстати,  восемнадцать ученых, изгнанных из революционной России Лениным, впоследствии стали лауреатами Нобелевской премии.
       Особенно много потеряли наиболее талантливых и работоспособных представителей генофонда России в Гражданскую войну 1917-1922 годов. Люди гибли в боях, умирали от голода и холода, становились жертвами террора.   В конце 19-го  века Д. Менделеев подсчитал, что при сохранении современного  уровня рождаемости в России, население страны в 2000 году будет составлять более 1 млрд. человек. А сейчас у нас 146 млн.! Чувствуете разницу. Сибирь вся пустая без населения. Впору пускать китайцев для освоения наших территорий.
      Известный режиссер Марк Захаров  после посещения  кладбища Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем пишет: «Скольких мы потеряли, здесь похоронено много известных русских писателей, поэтов, артистов, философов, священнослужителей и просто хороших, умных, добрых русских людей. Многострадальная история наша познала не только кровавый океан братоубийственной бойни, гигантский невосполнимый урон был  нанесен и нашей генетике. Когда мы это восполним?»     А что видим сейчас?     Виктор Астафьев очень четко и верно оценил сегодняшнее состояние генофонда России: «Девки наши в Сибири принарядятся, начес себе сделают – ничего еще, а парни мельчают, низкорослые все, измученные алкоголем».
        Кроме людских  потерь был еще и страх. Страх, который заставлял людей покоряться. Новые правители страны в очередной раз убедились в том, что звериная жестокость очень помогает им добиваться своих целей и удерживать власть. Многочисленные аресты, расстрелы, ГУЛАГи – все, что мы привыкли называть репрессиями, берет свое начало в период Гражданской войны. Тогда они опробовали это страшное оружие на практике и продолжали пользоваться им и дальше.
     Ленин и Сталин для осуществления бредовой идеи мировой революции сделали Россию и ее народ заложниками, использовали  как подопытный материал. Они верно рассчитали, что для этого народ России необходимо лишить главного – национальной духовности, основного стержня, на котором держится государственность. Один из главных ударов был направлен против РПЦ – тысячи священников было расстреляно, осквернены церкви и святые мощи, сжигались древние иконы и книги, топором рубили иконостасы. Какой же лозунг был выдвинут большевиками вместо «веры, царя и отечества» – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Как писал русский писатель И. Наживин: «Самое горькое, что в народе нашем нет теперь никаких устоев, никакой веры, у него в душе страшная пустыня, и я готов Вам тысячи раз кричать: быть беде!» И беда случилась, русский народ лишился национальной идеи. За что он теперь должен бороться, кого защищать? - Мировой пролетариат!? Большевики все годы своего правления держали народ в страхе нескончаемых репрессий, расстрелов, сибирских лагерей. Народ спаивался дешевой водкой.
       После захвата власти в России в 1917 году большевиками многие писатели теряют чувство Святой России, начинается вакханалия поношения святого образа России, церкви, православия. Зачем  все это, когда впереди мировая революция и весь мир наш!  Наступили такие  испытания, которые нельзя сравнить ни с какими иными в  многострадальной истории России. Много «потрудился» на этом поприще Маяковский, да и Блок «отметился» в поэме   «Двенадцать»:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

       Таким образом, мы наглядно видим, что мощная империя распалась не под влиянием внешних сил, военных действий коварного врага, а за счет потери сплоченности народа, потери духовного и объединяющего начала!
      В определенной степени большевикам удалось сплотить народ только перед угрозой порабощения еще более страшным врагом – Гитлером в период Великой Отечественной войны. Сталин выступил в начале войны и, наконец-то, народ назвал –«Братья и сестры». И большевики ухватились за «соломинку». Началось воссоздание Святой Руси, а в новом патриаршем титуле в 1943 году было закреплено каноническое понятие «Русь», которое было распространено на всю советскую территорию. Это помогло к духовному воссоединению народа перед нависшей опасностью и позволило победить очень сильного и коварного противника, который угрожал устоям Святой Руси – православной вере, единению народа и потере государственности. Очень верно сказал русский мыслитель В. Ерохин: «Не надо испытывать терпение  русского человека, ибо оно велико. Но затем наступает предел и за ним мрак».  Правда, в бой шли, умирая, теперь уже не со словами за Веру и Отечество, а со словами: «За Сталина, за Родину!» Иногда и слово «Родина» исчезало.
      И к чему же пришла Россия в результате? Созданная   под названием СССР в начале ХХ века империя рассыпалась! Структура, не имеющая национальной объединяющей идеи. Что могло объединить серьезно такое аморфное образование, какие лозунги? – «Народ и партия едины!» или «Партия – наш рулевой!» или «Вперед, к победе коммунизма!». В результате колосс на глиняных ногах рухнул благодаря загниванию партийной верхушки и слабых руководителей типа Горбачева.
      И еще важный штрих. Не случайно, один из  философов современной России, Григорий Померанц видит глубочайшую нравственную проблему в том, «Как искупить грех за то, что почти все население страны закрыло глаза на аресты и расстрелы ни в чем не повинных людей… И до сих пор значительная часть  населения считает, что победа все (все преступления сталинизма) оправдала… и нам нужен новый Сталин… Великий стыд и великий грех. Пока мы сами миримся с тенью Сталина, величием его подлости, коварства и массовых убийств, наша страна остается нравственно больной…»
Так почему же все-таки рухнула тысячелетняя Российская империя под напором большевиков? Какие основные причины лежали в основе этого?  Давайте попробуем разобраться. Поскольку, как мы установили выше,  одной из составляющих национальной идеи России было Православие, то с этого и начнем.
      До крещения Руси князем Владимиром в 988 году суть верования славян было в одухотворении сил природы.  Верховным богом считался «Род», повелевающий всем существующим во Вселенной, в том числе и всеми остальными богами. У него не было ни конца, ни начала, он существовал везде. Именно так описывают Бога все ныне существующие религии. У  него  было четыре воплощения: Коляда; Ярило; Даждьбог; Сварог. К каждому обращались за помощью, используя определенные обряды и ритуалы. Были и другие боги, которые отвечали за тот или иной период жизни человека: бог войны Перун, бог, повелевающий стихийными силами природы Стрибог, Велес - бога земледелия и скотоводства, Лада – богиня любви и красоты. Было еще множество и других менее значимых богов.
Славяне верили, в существование трех миров. Первый это невидимый Высший мир - мир богов. Вторым есть мир, который на самом деле существует. Он реальный и в нем живут люди. Третий мир - это мир под землей, куда отправляются люди после смерти. То есть по большому счету, религия древних славян была почти аналогична православной – был главный Бог, были его помощники и даже Ад («мир под землей»).
       Князь Владимир укрепляя отношения между государствами, в том числе с сильной Византией, поднимая свой авторитет, решил принять одно из самых влиятельных верований на тот момент - Христианство. Правящий класс понимал, что для удержания власти и подчинения народа необходим какой- то посредник, с  помощью которого   можно управлять государством и держать народ в повиновении. Решение было найдено – таким  мощный инструментом явилась  Религия. Для этого религия обожествляла  правителя и являлась связующим звеном между Богом и народом. При этом между различными религиями, в свою очередь, началась война за право подчинения того или иного народа. Так Христианская религия распалась на православную и католическую. В то же время существовал иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и т.д. Что характерно, что отдельные религиозные течения также могут распадаться на отдельные секты, направления: ислам – на шиитов и суннитов. А сама православная церковь терзается многочисленными  сектами – евангелисты, скопцы, пятидесятники, хлысты, баптисты и т.д. Что говорит о внутри церковной борьбе и не может укреплять ту или иную Церковь.   
      По сути дела ради политических целей  вера Древних славян была заменена, практически, тоже на богов, но в более дорогом обличии, в белых одеждах, усыпанных золотом и драгоценными каменьями и под другим именем!  Также главным был Бог и масса святых различного уровня и почитания. При этом, в частности, в православной вере существуют и праздники, связанные с природой, аналогично языческим верованиям: Вербное воскресенье – праздник весны;  Воздвижение - осень зиме навстречу; Покров Пресвятой Богородицы – первый снег; Три Спаса - мед, яблоки, хлеб; Вербное воскресенье; Святки; Масленица - прощание с зимой. Поэтому православная вера в душу славянина входила с трудом.
      Рассмотрим основные язвы, которые разъедали идеологию христианства в России и мешали ему утвердиться в душах прихожан.      
      Прежде всего,  сами духовные пастыри были не без греха и народ это отлично видел. Так исторические источники содержат многочисленные указания на пьянство высших церковных иерархов. По словам Максима Грека, высшие представители духовенства «светло и обильно напивались по вся дни и пребывали в смесех и пьянстве и всяческих играниях, тешили себя гуслями и тимпаны и сурмана и воров студными ****ении»
      Уже митрополит Иоанн в своих канонических ответах (1080–1089) говорит, что священников, предающихся пьянству, следует лишать сана. Эту же меру предлагает и Владимирский собор 1274 года и Виленский собор 1509 года: «Аще ли священник начнет дом свой держати в небрежении, безчинно, или церковные хвалы, божественные службы, не будет полнити по уставу, или упиватися… у такого бесчинника церковь отнята и отлучити».
     С. М. Соловьёв: «Меня смущают застолья, которые устраивают в храмах после службы». Игумен бьет челом великому государю, что без царского указа ему нельзя справиться с братиею: «От  пьянства  бывает  многая вражда и мятежи …». Царь шлет грамоты, чтоб в монастырях не держали хмельного питья.  То же Новгородский митрополит в своей грамоте повторяет: «Игумены, черные и белые попы и дьяконы хмельным питьем до пьянства упиваются, о церкви Божией и о детях своих духовных не радеют. Сделать заказ крепкий, чтоб игумены, черные и белые попы и дьяконы и старцы и черницы на кабак пить не ходили, и в мире до великого пьянства не упивались, и пьяные по улицам не валялись бы».
       Из грамоты 1636 года о недержании вина и прекращении беспорядков приводим выдержки: «Ведомо нам учинилось, что в Соловецкий монастырь с берегу привозят вино горячее, и всякое красное немецкое питье, и мед пресной, и держат то всякое питье старцы по кельям».      Грамота 1672 года предлагает церковному начальству… «учинить заказ крепкий, чтобы игумены, и черные, и белые попы и дьяконы, и старцы, и чернецы, на кабак пить не ходили, и в мире до великого пьянства не упивались, и пьяны бы по улицам не валялись».      В соборном ответе 1681 г.: «В нынешнее время многие попы и дьяконы живут бесчинно, упиваются безмерным пьянством и дерзают безстрашием неизтрезвився служить божественную литургию и прочие церковные службы, утрени, вечерни, молебны, панихиды, такожде и церковные тайны… действуют пьяные».
       М.Л. Магницкий  в своей книге «Православное просвещение» пишет  о пьянстве взрослых семинаристов и спаивания ими малолетних. предаваясь сему пороку, часто с 11 лет, впадают между собою в самые гнусные и даже противоестественные нечистоты, и, наконец, те из них, кои не успеют совершенно погубить себя переводятся со всеми  навыками разврата в Духовную академию! Оттуда худшие, не по нравственности; а по способностям и знанию, поступают;—;в священники!;—;а лучшие, тоже по быстроте ума и сведениям, по большей части по наряду или по соблазну почестями и отличиями,;—;в монахи, и часто;—;прямо в архимандриты!
       Пьянство священников некоторыми объяснялось даже        житием Иисуса Христа:  «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего учитель Ваш ест и пьет вместе с грешниками? (От Матфея, 9:11)
        Неприглядная история, происшедшая в 1720-е годы в Москве в Преображенском храме Замоскворечья, описана в очерке Николая Лескова «Случай у Спаса в Наливках». Пьяный cвященник Кирилл Федоров,: «Напився пьян, в святом олтаре в священном одеянии церковь осквернил, вынув у себя тайный уд для утоления «малой» потребности».      Аналогичный случай. Пьянствующий иеромонах Игнатий, настоятель Анзерского скита при Соловецком монастыре, учинил за всенощной «испускание» мочи «в немалом числе»: сначала в притворе во время литии, затем и у престола, о чем в 1788 году поведал соловецкий архимандрит.
      Такие «бесчинства» творились не только в дальних монастырях. Священник Василий Ефстифиев, клирик Санкт-Петербургской епархии, совершая крещение, нарек дочь одного из крестьян Бутылкой. Возможно, подхватил белую горячку.     Социальное зло перекочевало в XIX век.      Священник Тверской епархии Иоанн Григорьев, будучи пьян продолжил «традицию» испускать мочу в алтаре.
      Копился огромный материал для выводов. Вот что констатировал при Александре II пермский губернатор Бернгард Струве: «Частная жизнь духовенства… представляет отвратительные примеры беспросыпного пьянства, резко бьющего в глаза простому народу».
     Образованный класс, видя разложение своих пастырей, во многом пренебрегал духовенством. Вслед за ним и крестьянство подражало в своем поведении землевладельцам, офицерам и чиновничеству. Страдала и государственность, которая традиционно опиралась на благословение царской власти Самим Богом и Церковью. Один из героев Достоевского по этому поводу сделал цельное умозаключение: «Если Бога нет, так какой же я после этого капитан»?    Чехов в своем рассказе «Кошмар» описывает впечатление молодого избалованного жизнью землевладельца после встречи с деревенским священником. «Какой странный, дикий человек! Грязен, неряха, груб, глуп и, наверное, пьяница… Боже мой, и это священник, духовный отец! Это учитель народа! За кого они народ считают, если дают ему таких учителей»?
     Этот раскол российского общества случился задолго до 17-го года, и он был не менее болезненным и опасным для русского народа, чем старинный раскол на старообрядцев и никониан. Это был разрыв между властью, высшим светом, народом  и Церковью. Он привел, по слову протоиерея Георгия Флоровского, к «поляризации душевного бытия общества и раздвоению между церковным и мирским средоточиями жизни».   
      Вторым важным моментом, который помог свергнуть монархию, можно считать не решенный до конца вопрос с землей. Александр II освободил народ от крепостной зависимости, но землю крестьяне фактически не получили, что вызвало сильнейшее недовольство и брожений среди народа. Началась первая мировая война, в которую царь бездумно влез, бывшие крестьяне получили в руки оружие и очень привлекательный лозунг большевиков: «Заводы – рабочим, земля – крестьянам!». Ну, кто же  устоит от соблазна, наконец, реализовать свою давнюю и сокровенную мечту?      Большевизм, в этом смысле, имел в нашей стране свои глубокие исторические истоки и получили, что и должны были получить.
        Ну, а теперь остановимся на современном положении России. Как страдалица наша Россия матушка после таких потрясений сумела пережить  крах власти коммунистов и Империи под названием Советский Союз? Западные политики были уверены, что на этот раз Россия уже не оправится после таких ударов  и с колен не встанет. Благодаря тогдашним руководителям алкоголикам и псевдо демократам промышленность пришла в страшный упадок, особенно оборонная составляющая, проведена приватизация и национальное достояние  (природные ресурсы) перешли в частные руки, начались волнения на Кавказе и прочая и прочая. Национальная идея Святой Руси осталась где-то на задворках некоторых россиян.
      Здесь не лишним вспомнить о роли личности в истории, и ее влиянии на судьбу народа и государства. Спор о том, что человек двигает историей, или она им, не имеет решений. И все же нельзя не признать, что есть люди, которые знаменуют собой целую эпоху и мощный прорыв в развитии цевилизации.       Можно назвать некоторых  лидеров мирового уровня, изменивших вектор развития своих государств – Авраам Линкольн, Наполеон, Мустафа Камаль Ататюрк, Карл Великий, Александр Македонский, Ганди. И в России можно отметить ряд правителей, которые внесли ощутимый вклад в становлении российской государственности – князь Владимир, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II. Все они, в той или иной степени, значительно  укрепили Россию. А есть и другого характера российские лидеры, которые тоже внесли  «весомый вклад» в судьбу России, но, к сожалению, отрицательный – Николай II, В. Ленин, Сталин, Горбачев, Ельцин.
     Сейчас уже более 20 лет во главе Российского государства находится президент Владимир Путин. Правление он принял в непростое время – разруха после перестройки, как после военных действий, волновался Кавказ, некоторые республики с подачи Ельцина требовали большей самостоятельности. В начале меня удивляло, что В.Путин, бывший сотрудник КГБ,  стал во время церковных праздников посещать храмы и класть  поклоны, общаться часто с патриархами, церквям стали возвращать собственность, отнятую во время коммунистического режима. Позже я понял, что президент четко сознавал, что национальная идея, лежавшая в основе государственности и объединявшая народ России ранее, в настоящее время почти отсутствует, и нужно было до сформирования чего-то нового, на какой-то фундамент опираться, пусть и не очень пока крепко сформированный. В. Путину за довольно короткий период удалось объединить нацию, погасить войну на Кавказе, вдохнуть уверенность и веру.  По крайней мере, Россия из разряда развивающихся стран стала возвращаться в число могущественных государств, встав во главе движения за многополярность вместо монополизма, так называемого Запада. И среди многих стран она нашла поддержку и уважение. Можно предположить, что в в ряде случаев нерешительность действий нашего президента во многом связаны и обусловлены какими- то обязательствами, которые В.Путин вынужден был дать при принятии власти от Ельцина.
           В. Путин понимает, что прежние постулаты о национальной идеи России уже не работают. Нужно что-то  новое для дальнейшего развития нации. С этой целью он подписал указ «О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей». Вот, что теперь официально считается традиционными ценностями: Жизнь,  Достоинство, Права и свободы человека, Патриотизм,  Гражданственность,  Служение отечеству и ответственность за его судьбу,  Высокие нравственные идеалы, Крепкая семья, Созидательный труд, Приоритет духовного над материальным, Гуманизм,  Милосердие,  Справедливость,  Коллективизм,  Взаимопомощь и взаимоуважение,  Историческая память и преемственность поколений, Единство народов России.  На мой взгляд, некоторые понятия легко можно было объединить, они, по сути дела, несут одинаковую смысловую нагрузку. Например: 1. Достоинство и Права и свободы человека; 2. Патриотизм и Гражданственность, и Служение отечеству; 3. Высокие нравственные идеалы и Крепкая семья; 4. Приоритет духовного над материальным и Милосердие, и Взаимопомощь, и Взаимоуважение, и  Справедливость; 5. Историческая память и преемственность поколений и Единство народов России; 6. Жизнь и Гуманизм.
      Путин официально закрепил, что у православия «особая роль» в формировании традиционных ценностей. Хотя в указе признается вклад всех основных религий страны: христианства, ислама, буддизма, иудаизма и «других религий».
      По словам В. Путина, главная национальная идея страны была сформулирована еще на рубеже XIX-XX веков Дмитрием Менделеевым - она заключается в приумножении народа России. А сам В. Путин  считает, что национальной идеей России является   патриотизм. «Патриотизм  заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, ее движению вперед, нужно смотреть в наше, не менее героическое, и успешное будущее, и в этом залог успеха. При этом  понимание в общественном сознании, что во времена суровых, тяжелых испытаний единственное спасение и условие для движения вперед - единство".
     Ну, а сейчас затронем очень животрепещущую тему войны в Донбассе. Сегодня обсуждаются как положительные стороны, так и негативные. Вдруг, на поверке оказалось очень много противников Специальной Военной Операции, добро бы просто инакомыслящих, но и значительного числа людей реально помогающих Украине. С учетом военного времени, что сегодня фактически, и имеется это предательство. При этом это коснулось значительной части интеллигенции – писателей, деятелей культуры. Ну, да Бог с этими, это пена, это отголоски нашей псевдо демократии и разрушения Империи под названием СССР. Часть из них, у кого денежки были  «слиняла» за рубеж. Может быть, они со временем и захотят вернуться, не все нужны  Западу, а деньги они научились делать в России. Беспокоит другая часть уехавших – современная талантливая молодежь с большой подготовкой в области компьютерных технологий. Таких оказалось несколько сот тысяч человек. В чем причины? Я думаю, прежде всего, в страхе попасть на войну в Донбассе. Это естественный страх. Не думаю, что в основе лежат идеологические  разногласия. Если они и есть, то в очень небольшом числе.   Это поколение приходиться на развал Советского Союза и так называемых демократических преобразований. Какие - то национальные приоритеты в это время, практически, не работали. Это поколение не получило воздействия  ни коммунистической идеологии, ни нормальных начал демократии. В их основе – каждый выживай, как можешь и духовное начало любви к России у них довольно слабое. Интересно, что основное большинство такой молодежи продолжают работать,   что и раньше и они не теряют связи с родственниками. Очень многие сегодня после прошедшего синдрома страха уже вернулись обратно.
      Ну, так почему же Россия начала это войну?
       Думаю, что, прежде  всего, Россия миновала синдром распада, пришла  в себя, стряхнула  полностью определенный дурман обреченности и обрела уверенность в своих силах. Начало было положено в Сирии. Запад не почувствовал этого и пытался использовать прежние рычаги давления на Россию, отвергая какие-либо договоренности. Украина заняла агрессивную позицию против России, планируя вступить в НАТО и даже иметь атомное оружие. После Майдана Украина неоднократно показывала свою приверженность к идеям крайних националистов типа Бандера и фашистской   идеологии (запред Православной церкви, русского языка, поражение в правах иноязычных народов).
      Россия четко поняла, что Западу нельзя доверять и верить на слово.    И вот конкретные примеры:
а). Президент Джордж Буш-мл. уверял, что система ПРО нисколько не направлена против России. Это система направлена против Ирана.
б)  Владимир Путин в интервью Такеру Карлсону сказал, что лично ему из Соединённых Штатов обещали следующее: Россия успокаивает президента Януковича, а США успокаивает оппозицию и "пускай всё идёт по пути политического урегулирования". Россия согласилась, так и сделала - Янукович не применил ни вооружённых сил, ни полиции.
в)  По  Минским договоренностям признание сделали сами бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель и бывший президент Франции Франсуа Олланд:  никакого мирного решения мы не планировали, хотели лишь выиграть время и усилить в военном плане по стандартам НАТО Украину.
г) Северный поток. Администрация Джо Байдена, конечно, создавала препоны.  В США решили пусть Россия вложится по максимуму, но мы не дадим российскому газу течь по этим трубам. И тем самым нанесём России экономический и имиджевый ущерб.
д). При ликвидации Варшавского Договора США уверяли, что НАТО не будет расширяться и двигаться на восток.
        Итак, сегодня национальная идея Российского государства не сформирована.   Зададимся вопросом.  Если в прежней России воины шли на врага с лозунгами, отображавшими национальные приоритеты России, то сейчас за что они идут на смерть? Однозначно старые приоритеты («За веру, царя и отечество» и тем более за «Руководителя государства», что было при Сталине) сегодня не работают. Православная церковь, как мы выше убедились, не могла сплотить русский народ перед угрозой революции. Да и сейчас с православной  верой в России не так все просто. Согласно опроса Фонда «Общественное мнение», в 2016 году оказалось, что 52% населения считают себя православными, но  ни разу не открывали Библии, а ; никогда не заходят в церковь. Еще Лев Толстой писал в начале 20-го века: «Христианство на Руси за 2000 лет в души людей не легло». А русский писатель Иван Наживин бросил нашей православной церкви такой горький и жесткий упрек: « Церковь – преступники перед Россией: в их руках были судьбы народа, и они за 1000 лет не сделали для него ничего. Идеализация же народа есть страшная ошибка – за нее заплатили мы несметными ужасами Революции».
        Тем не менее, в настоящее время уже имеются предпосылки к формулированию национальной идеи России. Часть предложил наш президент В.Путин. Мне кажется, что одной из основных составляющих национальной идеи нужно оставить понятие «Святая Русь». Почему? Ну, прежде всего потому, что в этом понятии присутствует духовная тысячелетняя сущность этноса российского. Это понятие закрепилось в сознании народа  и хорошо обосновано нашими духовными лидерами и русскими мыслителями.
      Итак, на сегодняшний момент в качестве объединяющих начал национальной идей России и вполне соответствующих  духу сегодняшнего времени можно принять: «Святая Русь», «Патриотизм» и «Единство».
     И мнение о нынешнем лидере России В.Путине. Можно прямо сказать, что, наконец, России повезло с руководителем! Уверен, что он встанет в историческом ряду таких лидеров, как Петр I. Почему? Путину удалось вытащить Россию из глубокого кризиса и даже возможной потери государственности России. При этом он за короткий промежуток времени сумел объеденить российский этнос, наладить работу производственных предприятий. Он, по сути дела, ликвидировал монополизм Запада и сумел сплотить развивающиеся страны и наметил пути к многополярному миру.  Нравственные принципы современной России, которые  он  озвучил в в своем указе, по сути дела, почти полностью соответствуют русскому философу Ильину. Да Путин и сам заявлял о согласии с основными постулатами наших мыслителей ХХ века. Путин великий труженик и не проходит дня, чтобы он не провел какое-либо совещание или не выступил на международных форумах.
Президент В.Путин в настоящее время многими признан одним из выдающихся лидеров современности.