Роль казачества и православной церкви в смуте

Новосельцев Григорий Петрович
Всё же необходимо отдельно поговорить о роли казачества и православной церкви в смуте. Это связано с тем, что в результате правления безбожной власти у нас сложилось неверное представление о православной церкви. Нам внушали, что церковь - это аппарат манипулирования сознанием граждан в интересах правящего класса. Однако, если это так, то она также манипулировала бы сознанием в интересах новой власти. Но коммунисты не захотели этого и принялись бороться с ней. Более того, они создали свою религию со своими особенностями. Мы вернемся к этому вопросу позже. Я затронул эту тему по той причине, что нам трудно понять мышление людей 17 века, которые не разделяли светское и духовное, тем более не считали духовное чем-то не особо важным и не называли то, что им этим и близко не было, духовностью.

Православное учение о Церкви (кратко) определяет Церковь как Богом созданное общество людей, объединенное Божьим Законом, вероучением, иерархией и таинствами. Понятие Церкви и ее свойства подробно описаны в Новом Завете и раскрыты в святоотеческом учении. Святые апостолы и святые отцы всегда, начиная с самого начала христианства, говорили об единстве Церкви, не только как единства веры во Христа, но и как единства веры, основанной на истинных догматах православия. Церковь является единым организмом, который имеет одну веру и одно крещение.

В 15 веке домострой определял взаимоотношения людей, власти и быта православных христиан в Руси. Из положений домостроя видно, что он не ограничивает ни чью свободу, а лишь делится опытом того, как правильно жить, с учетом опыта наших предков, которые вели православную жизнь. До сих пор это актуально, но некоторые положения требуют адаптации к современным реалиям. Например, отношения между слугами и господами, как взаимоотношения в семье, где каждый должен предстать перед Богом и отвечать за свое поведение, как старший перед младшими и младший перед старшими. В домострое говорится о субординации, но она не основана на самодурстве, как нам изображали в советское время, а на взаимной, жертвенной христианской любви. Ведь мы не позволяем нашим маленьким детям бегать по крыше и причинять себе и окружающим вред, правильно? Или другой пример - перила на балконе. Они не ограничивают нашу свободу, а защищают нас от несчастных случаев. Во время смуты мы видели, что когда все уже шли на разорение, патриарх Гермоген вмешался в события и призвал к прекращению смуты, указав, что следует делать. Если заглянуть вперед, то мы увидим, что отсутствие патриарха в стране привело к смуте, которая до сих пор не прекратилась. Власть коммунистов, хотя и была вынуждена избрать патриарха, делала все возможное, чтобы не слышать и не слушать его. Мы видим это и по сей день.

Теперь о казаках. Многие исследователи, включая историков, культурологов, антропологов и этнологов, изучающие феномен казачества, отмечают особый психический склад, ментальную картину, исторически обусловленную. Для казака священными понятиями являются понимание свободы (вспомните выражение "С Дона выдачи нет", когда в конце 16 - начале 17 века беглые крестьяне рисковали жизнью, чтобы освободиться от крепостного труда и найти свободу), гордость за свое достоинство (опять же, это закономерное чувство гордости и самоуважения, возникшее в результате исторических событий и бунтов, доказывающих право на свободу), дерзость, отвага и неустрашимость - это исконные черты казака. Они готовы пожертвовать собой, неистово и страстно бороться. Вместе с этим у казаков четкое понимание этических границ и правил, что дозволено и что недопустимо. Отсюда и у них сформировалось взрослое понимание ответственности за каждое свое действие.

Так что же такое казаки? Нельзя считать их просто сословием, но также нельзя относить их к определенной этнической группе. Они уникальное, свободолюбивое и страстное племя, разнообразное, как мозаика, где каждый член - потомок десятков или даже сотен разных этнических, религиозных и культурных групп, которые соединились и сформировали неповторимый и непревзойденный мир и менталитет.
Что будет, если эта гремучая смесь не будет ограничена ни чем? Именно православная вера стала духовным и нравственным ограничителем для казаков, которую они выбрали за долго до крещения Руси. Из-за различных причин казаки оказывались за пределами России. Но только если они оставались православными они сохраняли свою культуру и идентичность.
После гражданской войны огромное количество казаков оказалось за границей. Однако не все из них помнят о своем казачьем и православном происхождении. В казачьей традиции говорится, что без веры человек не может быть настоящим казаком. История также свидетельствует о том, что изменение веры может изменить принадлежность народа, как это произошло, например, с сербами и хорватами - двумя этически близкими народами, но с разными религиями.

Один из интересных примеров связи веры и казачества - история о Чернеевском монастыре. В начале 1570-х годов донский казак Матвей искренне желал покоя и решил обосноваться в шацких землях. Здесь он создал пустыню и принял иноческое имя Матфей. Он привлек других бывших казаков, стал вести беседы с мордовскими язычниками и окрестил 20 местных жителей. Однако, не все мужчины принимали новую веру и противились Матвею в его проповеднической работе. Поэтому Матвей обратился к рязанскому епископу Леониду и получил благословения на строительство православного Чернеевского монастыря. Монастырь основан в 1573 году и назван в честь святителя Николая, так как стоял в чернолесье.

Казаки, особенно донские, активно участвовали в жизни монастыря. Они жертвовали сюда часть своей добычи, оказывали поддержку и во всех возможных способах помогали монастырю. В частности, после того, как донские казаки отбили Азов у турок в 1637 году, они переплавили несколько пушек и отправили 117 пудов меди в свой монастырь, включая Чернеевский.

Однажды, шацкие казаки запросили икону Донской Божией Матери и получили ее от Всевеликого войска Донского. Каждый год, 1 сентября, в день празднования Донской иконы Божией Матери, шацкие казаки принимают участие в молебне в честь этой святыни. Этот монастырь и его связь с донскими казаками являются прекрасным примером важности веры в казачестве.
В последнее время казаки приезжают сюда из Рязани и районов области. Они организуют лагерь на берегу Цны, где изучают навыки походной жизни, проходят инициацию в ряды казаков, участвуют в службах в монастыре и приносят присягу. В Казачьем монастыре Потапова А.Н. есть много активностей, которыми занимаются приезжие казаки из Рязани и области.

Я представлял схему развития греха (путь греха от мысли до дела) и включил ее в материалы Итогов смуты историка Гордеева А.А. Однако любой грех начинается в чьей-то голове и распространяется как цепная реакция на других. Мы уже видели, как все это развивается, и я буду рассказывать о подобных событиях в разное время нашей истории. Грех - это нарушение установленных Богом правил (включая законы природы, которые Бог создал). Православная церковь рассматривает грех как духовную болезнь, которую можно вылечить только через покаяние (покаяние - это изменение сознания, перевод греческого слова "метаноя"). В католической традиции грех рассматривается как преступление и решается с помощью юридических мер, внешних действий.

Как развивается грех от мысли к делу? Святые подвижники, следившие за этим процессом, выделяют несколько моментов образования греха из мысли в деяние и определяют степень виновности каждого из них. Чем дальше от зарождения греха находится момент и чем ближе к его завершению, тем более значительным, развращенным и греховным он становится. Самая большая виновность лежит в самом деле. Ход развития греха от мысли к делу представлен следующим образом: сначала возникает прилог, затем возникает внимание, после чего наступает удовольствие, за ним следует желание, после него - решимость, и, наконец, дело само по себе (см. преп. Филофей Синайский, "Сорок глав о трезвении", гл. 34–36; Добротолюбие в русском переводе, том III, издание 2-е. Москва, 1900, стр. 417–418. Преподобные Ефрем Сирин, Исихий Иерусалимский и Нил Синайский также предлагают немного другое деление этого процесса. См. Л. Соколов, "Психология греха и добродетели", Вологда, 1905, стр. 5–9; 9–13; 44. С. Зарин, "Аскетизм", часть 1, книга 2, стр. 248–253). Прологом может быть случайная мысль, которая попала в поле зрения, или высказанная кем-то идея. Изначально она может быть благопристойной. Человек обращает на нее внимание, затем начинает удовлетворяться этой идеей. Анализ ситуации не выполняется, и возникает желание осуществить эту идею. Затем включается решимость, и, наконец, совершается само действие. Когда приходит осознание произошедшего, если такое осознание возникает, уже совершено столько, что поразительно. Легко проследить, как развивались события великой смуты. Благочестивая идея передать престол сыну Иоанна Грозного и необдуманное рвение позволили самозванцу и проходимцу стать правителем страны. Это привело к гражданской войне и, фактически, к оккупации страны. Только вмешательство Божие через патриарха Гермогена и казаков смогло остановить смуту. Далее мы увидим, какие "благочестивые идеи" и необдуманное рвение приведут к новой смуте. Можно также вспомнить недавние события в нашей стране и соседних странах. Чтобы избежать таких бедствий, независимо от того, сколько людей в них задействовано, необходимо оставаться трезвомыслящими и не позволять чувствам втягивать нас в необдуманные поступки. Для этого нужно постоянно молиться и помнить о Боге, который может удержать нас от развития греха.