Кто такие yusufiyeliler?

Магомед Мусаев 2
КТО ТАКИЕ YUSUFIYELILER? ТЮРЕМНЫЕ КАДРЫ ПОЛИТ. ИСЛАМА


"Канымыз акса да зафер Ислямын! Йа Аллаh, Бисмилляh, Аллаhu экбер!" *


ТЮРЕМНОЕ БРАТСТВО "ИДЕАЛИСТОВ"

Если вы зададите этот вопрос в Турции, о вам на него ответят сразу, если в постсоветских мусульманских республиках, то подавляющее большинство разведёт руками и быть может некоторые дадут уклончивый ответ, что это "лица, как-то связанные с пророком Йусуфом (библейским Иосифом)".

Почему так происходит? Что помешало приверженцам одной и той же религии, многие из которых у тому же тюркоязычны приходить к одному и тому же выводу? За всем этим чувствуется какой-то дьявольский умысел.Как вообще могло такое произойти когда есть Коран, но, получается так, как будто разные люди или читают совсем не ту книгу или их научили делать не те выводы.

В Турции однако никому ничего объяснять не надо. В стране к тому же выходит ежемесячное молодёжное издание "Yusufieliler sesi" ("голос юсюфовцев"). Это отдельная тема практически вообще неизвестная русскоязычному читателю.

Незнание этой темы прекрасно иллюстрирует как разные языки, за которыми стоит ,казалось бы, в целом одна и та же мусульманская цивилизация по разному формируют личности. Тем не менее реальных "юсуфовцев" в РФ предостаточно, даже, вероятно, больше чем в Турции, но их "юсуфовцами" никто не называет и сам термин совершенно чужд русскому языку. И отбывают свои сроки турецкие "Юсуфиейлилер" строго отдельно от турецкого криминала и "шерсти". Если кто-то случайно попадёт к ним, то после традиционного приветствия его попросят освободить помещение, так как "бурасы Юсуфийелилер" ("здесь юсуфовцы).

Это, выражаясь на советском уголовном слэнге - "отдельная масть". В РФ же они отбывают сроки со шпаной."Юсуфийелилер" - без судимости и привлечения к уголовной ответственности нет. Это- тюремное братство право-радикальной молодёжи исламского толка. С воли их регулярно поддерживают филиалы праворадикальных организаций, имеющих свои офисы. Например, г. Бурса "Уьлькю Оджаклары"(Идеалистические Очаги) снабжает всем необходимым полит. блоки местной тюрьмы, г. Ялова (Стамбул) обеспечивает нужды заключённых полит. блока Стамбульской тюрьмы. Обычно "гревом" заключённых занимаются два идейных течения праворадикальной молодёжи- "Оджак" и "Дэргяh". Первое - более националистичское чем исламское, второе - суннитская разновидность ливанской "Хезболлы, т.е. строго исламское объединение. Вражды между этими двумя течениями нет, есть лишь вполне мирные споры. "Каждое из них имеет свои офисы и печатные органы.

ПО ЛУННОМУ СНЕГУ, ПО ВОЛЧЬЕМУ СЛЕДУ...

Единный молодёжный журнал для политзаключённых право-радикалов исламского толка "Юсуфийелилер сеси". В нём публикуются их колективные письма, обращения, стихи и статьи. Это довольно интересный, но замкнутый на самих себе мир. Внедрить "агентуру" в их среду крайне трудно, так как большинство знает друг друга с детства. Если привели в их среду новичка со стороны, значит за него в ответе тот, кто привёл. Никто из них не прячется и не ведёт подпольную деятельность - в этом нет необходимости. Офисы украшают флаги и плакаты с символикой. Попав к ним, ваша жизнь разделяется на до и после. Даже совершать покупки и обедать они предпочитают исключительно среди своих. Например, если брат или дядя кого-л. из участников объединения держит уличное кафе, то все остальные ходят в эту "кафешку", а не куда попало. Всё абсолютно "крутится" среди своих.

Противники этих объединений или "клубов по интересам" не без ненависти именуют их "мафией Уьлькюджю", сами же себя они никакой "мафией" не считают. В случае драк, немедленно слетаются все участники объединения. При необходимости, созваниваются с другими филиалами по стране и те к ним спешат на помощь. В каждом офисе вы можете найти адреса и объединения разветвлённой по всей стране сети офисов и "клубов по интересам". Если вы скажете "председателю" (башкан) одного из стамбульских очагов, что вам необходима, например, поездка в Трабзон или Анталью, то вам передадут визитки местного руководства "очагов" с телефонами и адресами, вдобавок сами предварительно созвонятся и предупредят, что их на днях может навестить "улькюдаш (собрат-идеалист)", поэтому "будьте в курсе". Существуют филиалы и за рубежом - в Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Нидерландах, Дании и пр. По нынешним турецким законам, ни одна партия не вправе иметь официальные филиалы за рубежом, также введён запрет на ношение униформы. Всё это имелось раньше и осталось в прошлом. Прежней вседозволенности нет, когда можно было спокойно пересекать европейские столицы, развозить контрабанду (чаще это - оружие и боеприпасы) и ночевать в зарубежных "очагах" нет. Но на неофициальном уровне- условная "Мафия Уьлькюджю" функционирует и за рубежом. Турецкие "Идеалистические Очаги" своего рода "государство в государстве".

Для турецких левых, курдов и алевитов- вся эта "идеалистическая" структура с центрами и филиалами - не более чем "хорошо организованные фашистские банды", пользующиеся попустительством турецких властей. В специализированной литературе можно найти и такое утверждение, что важную роль в создании "Идеалистических Очагов" в Турци сыграл в своё время ветеран Туркестанского легиона СС Рузи Назер- близкий друг ныне покойного лидера Партии Националистического Движения (ПНД) полковника Альпарслана Тюркеша. Мы со своей стороны не можем ответить на этот вопрос насколько существенно важным был вклад бывшего офицера Войск СС Рузи Назера в создание "Иделистических Очагов". Организационно они оформились ещё в 50-х г., а пик политической активности пришёлся на 70-80 гг.


"ЮСУФИЙЕЛИЛЕР". ИСТОКИ
 

В общих чертах "юсуфовцы" (юсуфийелилер) - это авраамитическая (в данном случае - мусульманская) молодёжь страдающая за свои убеждения. Считается, что их преследуют, "гнобят", подвергают моральным и физическим страданиям, только потому что они лучше, порядочнее, человечнее и достойнее других.

Это категория лиц, про которую можно выразиться, что они - современное продолжения коранической суры об Иосифе Прекрасном.Они живут или пытаются жить согласно Корану и Сунне и исключительно по этой причине испытывают тяготы, на них обрушиваются различные напасти. Так как образ авраамитический, подкреплённый авторитетом сразу трёх религий, то в широком смысле этого слова, "юсуфийелилер" - это молодые абраhамиты, столкнувшиеся с миром идолопоклонства, язычества и подвергающиеся их систематической травли. Их морально-нравственная красота, их высокие ориентиры в жизни приводят к тому, что на них спускают всех собак.

Имам Чечни и Дагъестана Шамиль, находять в плену признавался: "Хотя я сам уже старик, но я не люблю стариков, я люблю молодёжь. Они в Имамате могли беззаветно идти в бой, сражаясь не за выгоду, а ислам. А старики их часто удерживали, внушая сомнение: "А тебе это надо? Сиди дома, пусть другие идут сражаться!" Тогда как всё должно было быть наоборот- старшие обязаны были учить следованию исламу молодых, а молодые у нас сами могли являться примерами для старшего поколения". Здесь имам Шамиль как раз затронул тему наличия "юсуфовцев" в горско-кавказском обществе. То есть мусульманская молодёжь нередко испытывала нравственные страдания, разрываясь между чувством уважения к мнению старших и огромным желанием окунуться с головой в стихию борьбы.

В РФ вовсе не требуется ни с кем сражаться для того, чтобы оказаться даже помимо своей воли в "мучениках" за авраамитическую веру, в том числе конкретно за ислам. На пороге перехода в категорию "мучеников" за веру, могут оказаться вообще все кто по какой-либо причине симпатизирует мусульманскому вероучению и ищет в нём удовлетворяющие его ответы, способные изменить в том числе его жизнь. По материалам YouTubе, например, известно, что в местах лишения свободы Владимирской области ни в библиотеке нет Корана, ни его не пускают вносить с собой. Коран изымают, а Библию нет. Корана нет и в местной библиотеке для осужденных. А молельная комната формально существует, но она выполняет роль "мусорки". Тем временем, среди осужденных имеются и мусульмане. Всё это очень по-советски. Опять-таки со слов отбывавших заключение во Владимире, исполнение мусульманской религиозной практики там запрещено. Мы сами не находились в местах лишения свободы во Владимире, но у нас нет никаких причин не доверять тем, кто свидетельствует о запрете и Корана и вообще всего, что связано с исламом во Владимире. При этом очевидцы утверждают, что это не "правила, спущенные сверху", а местная самодеятельность охраны и службистов. Если это не так (в чём мы сомневаемся), то мы лишь будем рады тому, что в реальности дело обстоит лучше.

Можно и даже нужно критиковать Израиль, но в самых закрытых блоках для террористов израильских тюрем вам выдадут любую, даже общепризнанно- экстремистскую литературу исламского или даже схожего толка: от Сеййда Кутба до аятоллы Хомейни. Израиль не видит причин в ограничении мусульман духовной пищей, их потребностей в понимании себя и своего места в мире. Они пологают, что "воспитывать" мусульман, ограничивая их в чтении - контрпродуктивно.

В истории Турции большому проценту т.н. "мучеников за убеждения", "мучеников за веру" вменялся "терроризм" и активное участие в преступлениях, направленных против государства: вооружённые нападения на левых, сторонников курдского сепаратизма, алевитов, избиения кемалистов, а также незаконное хранение оружия и боеприпасов.

"КОГДА ВЗОЙДЁТ СОЛНЦЕ"?

После государственного переворота в Турции, устроенного в 1980 г. военными под руководством генерала Эврена, в стране прокатилась волна арестов т.н. "идеалистической молодёжи" (акынджылар, бозкуртлар), те, кто не успел во-время метнуться за рубеж оказались в лапах жандармов и сотрудников госбезопасности и сполна прошли через мученический конвейер силовиков. Как их пытали, унижали и терзали задокументированы в воспоминаниях очевидцев. Многих просто вешали решением военных трибуналов или забивали без суда до смерти. Жандармы и госбезопасность при этом прятала лица за масками.

Лидера Партии Националистического Движения (ПНД) обвинили в раскачивании страны путём нагнетания погромных настроений, накала страстей и развязывания ничем не прикрытого террора, что должно было стать подготовительным периодом для осуществления захвата власти в рамках некоего "Плана "Мевляна"", причём якобы согласованного с американскими спецслужбами. Сами же "идеалисты" отрицали и продолжают отрицать существование подобного плана и вообще не скрывают своего раздражения по поводу впутывания в их "даъва" (призыв) каких-то "сотрудников ЦРУ".

Нет смысла перечислять все виды унижений и телесных наказаний, через которые они прошли, выделим лишь то, о чём вспоминают очень многие жертвы произвола и глумления:

Арестованного вели по кориидору в кабинет, где его ждали пытки. Перед самой дверью конвоир в маске останавливался и спрашивал жертву: "Ты знаешь куда я тебя привёл, скотина? И взяв за шиворот бил его головой о стену, настаивая на том, чтобы он громком прочитал плакат на двери: "Здесь Аллаhа нет, а Муhаммед ушёл в отпуск". И лишь затем вводил его на допрос с пристрастием.

Арестовывали не только правых (сагъджы), но и левых (солджу), но больше досталось правым ввиду их яркой политической активности, размаха их деятельности: поджоги, снайперские обстрелы с крыш домов, открытые избиения и убийства средь бела дня, погромы левых и алевитов. Последней каплей терпения военных стал кровавый погром 1976 г. в Кахраманмараше, прогремевший на весь мир. Поводом к событиям послужил взрыв в летнем кинотеатре. Это случилось при посмотре фильма "Когда взойдёт солнце"? (Гюнещ не заман догъаджак?). Фильм можно охарактеризовать как яро антисоветский. В нём в частности испоняется всем известная в Турции песня о Шамиле- "шейх Шамиль", смакуются гонения на крымских татар. Сами же турецкие власти показаны как подлые и продажные, выдающие "угнетённых братьев" советским властям, вместо того, чтобы предоставить им политубежище. Закладка взрывного устройства была приписана местным коммунистам и алевитам (кто устроил взрыв до сих пор толком неизвестно). От имени марашских "улькуьджю милитанлар" (идеалистических парамилитэри) прозвучали звонки по адресам их единомышленников и они ото всюду начали съезжаться вооружёнными на машинах, размахивая флагами с османской символикой. Всё это началось поздно ночью и длилось несколько дней. "Фильтрация" врагов прошла следующим образом: после истеричной речи с угрозами и проклятиями в адрес "солджу" (левых), всем присутствующим было предложено встать под их знамёнами, если они мусульмане-сунниты. Ничего больше не требовалось. Далее собравшиеся "идеалистические парамилитэри" принялись с упоением крушить всё подряд. В результате было убито 111 чел., сожжено 559 домов, принадлежавших алевитам, разрушено 290 офисов и производственных предприятий. По результатм погромов во многих областях Турции было срочно объявлено военное положение и введены войска. Прошла два дня после событий, но "идеалисты" не успокаивались, не разрешая родственникам убитых входить в мечети и хоронить близких: "Убирайтесь! Нам не нужны здесь коммунисты и алевиты. Молитесь- не молитесь, соблюдаете пост или не соблюдаете- "святыми" вы не станете, убийство одного алевита приравнивается к трём паломничествам в Мекку". Прошло 5 дней, но возбуждение не спадало. Полиция не вмешивалась, опасаясь накалять обстановку, да и остановить вакханалию они были не в силах. Этим воспользовалась суннитская часть населения, продолжив погромы и грабежи. Местная больница оказалась переполнена пострадавшими, среди которых имелись даже женщины с выбитым отвёрткой глазом и отрезанной грудью. Останки некоторых вообще пришлось собирать по кускам для захоронения.

Досталось не только алевитам. Курды утверждают, что целились якобы исключительно в них, а "солджу кызылбаш" (левый кызылбаш) как-то на турок (туркмен) не распространялось. Но дело в том, что местные курды принадлежали к алевитской общине и действительно симпатизировали левым, в том числе коммунистам (партия Б. Боран и А. Перинчека). Пострадали офисы всех левых партий, включая и Правящую кемалистскую партию, что особо злило руководство страны.

"МЫ ЛИШЬ СПАСАЛИ СТРАНУ ОТ КОММУНИЗМА"

Эти события стали результатом длительных напряжённых отношений между крайне левыми и право-радикальными политическими течениями в Турции. Страна шла в разнос. Но современный политический традиционалист Эрдоган со слезами на глазах читал последние письма, написанные перед смертной казнью наиболее активными участниками убийств и погромов. Его симпатии на стороне вовсе не военных, а "идеалистов". Главными же виновниками трагедии были объявлены "провокаторы со стороны", включая почему-то американских граждан. Наученные горьким опытом военных переворотов в Турции, турецкие граждане, прежде всего молодёжь, решительно отбила попытки военных взять власть в руки в 2016 г. Турецких военнослужащих нередко самих приходилось спасать из рук противников переворота. Население отказалось подчиняться военным, пропускать военную технику и исполнять их ультимативные требования. Страна явно изменилась. Случилось невозможное - захват власти военными впервые забуксовал.

Эрдогану в принципе удалось понравиться ультра-националистам своей демонстратичной симпатией к "юсуфийлилер", сопереживанием с ними. Последние стали, наконец, очевидцами того, как президент Турции сопереживаем с ними и не винит в преступлениях. Впрочем, так было далеко не всегда. Первоначально, Эрдоган на своих митингах, то и дело проходился по "сомнительным мусульманам с серебряннй волчьей символикой на шеях". Со временем же осознал, что они вполне реальная сила, которой пренебрегать в Турции нельзя- если он не заручится их поддержкой, то их возможностями воспользуются другие. Эрдогану повезло, что из политической палитры выпала Партия Великого Единства с харизматическим лидером М. Языджыоглу. Сама партия существует, но без прежнего лидера она потеряла поддержку. Голоса отданные на выборах за Эрдогана это как раз те, которые должны были уйти в поддержку М. Языджыоглу- бывшего руководителя всего "идеалистического движения" в Турции.

В итоге, однако, мы видим, что кардинального дистанцирования от кемализма в Турции нет и при правлении Эрдогана на этот шаг можно не рассчитывать. Есть лишь "проосманская" риторика, желание понравится праворадикальной турецкой молодёжи. Идейное течение "Юсуфийелилер" в Турции дало свои плоды, заложив основу для чисто эмоциональных симпатий к ним - "без вины виноватым". Дело в том, что почти никто свою вину в погромах и убийствах не признал: "мы лишь спасали страну от коммунизма". Участники без малого гражданской войны в Турции описывали лишь собственные страдания, смакуя детали- как их пытали, как их унижали и преследовали. Даже те участники антикоммунистических акций, которые игнорировали ежедневные молитвы, оказавшись в тюрьмах в одних блоках с обвинёнными в терроризме и убийствах на почве межобщинной и политической ненависти, основательно исламизировались. В конечном счёте, собранное вместе, в один пакет эта тема оказалась бомбой замедленного действия, неожиданно рванув в руках организаторов и исполнителей попытки переворота 2016 г. Военные с удивлением вдруг осознали, что они бессильны и путч провален.

Одним из существенных отличий ислама от христианства явл. обязнность принятия мусульманства как монотеистической "нации-общины". То же самое мы видим в иудаизме. В христианстве же эта тема невнятно выражена, а формулировки монотеизма размыты вплоть до недопонимания "а где здесь вообще монотеизм"? Схема "строгий монотеизм + нация/община" отчётливо заметна в иудаизме, немного
слабее представлена в исламе и почти совсем отсутствует в христианстве.

* Традиционные слоганы "идеалистических парамилитэри" (уьлькуьджуь милитанлар)