О безопасности учеников

Алексей Ратушный
Президент России Владимир Владимирович Путин чётко сформулировал основной тезис об образовании:
«Особое внимание прошу обратить и правительство и регионы на все вопросы связанные с безопасностью учеников. Здесь нужно действовать предельно чётко. Неукоснительно соблюдать установленные требования. В том числе по оснащению школ системами экстренной связи с полицией, видеонаблюдения, оповещения. Наладить безопасную пропускную систему. Создать условия для работы специалистов, отвечающих за охрану школьных зданий и территорий.»

https://smotrim.ru/video/2763932
Владимир Путин – о формировании современной образовательной среды. Новости 20 февраля 2024 года

Россия – великая сверхдержава, цивилизация имеющая собственную тысячелетнюю историю.
Есть у неё и своя история отечественного образования.
И на протяжении столетий в России формировались и оттачивались собственные образовательные технологии.
Сейчас постараемся предельно кратко осветить только одну из таких технологий, которая наиболее полно решает поставленную нашим лидером задачу.

В голове у рядового жителя «школа» это здание школы в которую ходят на занятия школьники вокруг этого здания в основном живущие. Была даже такая тема: «Школа – центр жизни микрорайона». По сторонам прямоугольника ставились жилые дома повышенной этажности, в центре «квартала» школьное здание и вот в него и направлялись ежедневно на учёбу дети в этом квартале живущие.
Казалось бы «проще не бывает».
Но наступили «другие времена» и недостатки концентрации детей на достаточно ограниченном пространстве вскрылись! И в первую очередь вскрылись они не у нас!
Большие школьные здания строились и за рубежом.
И не только здания.
Детей концентрируют ведь и в разнообразных «летних лагерях».
Между тем в России издавна существовала другая принципиальная схема образования.
Существовала не от фантазий народа, а из-за предельно жёсткой необходимости.
Например в малонаселённых местностях.
Во первых «малокомплектные» школы, и во вторых «разновозрастные классы».
В чем проблема для горожанина России? Он в малонаселенных деревнях не проживает, и его дети направляются в «обычную» школу.
О чем мечтает родитель в «обычной» школе?
О бассейне, о школе полного дня, о хорошем спортивном зале и т.д. и т.п.
И возникает иллюзия, что с постройкой школы с бассейном все остальные проблемы потихоньку «рассосутся». Увы!

Давайте для начала присмотримся к технологии «Семейный микрокласс» в формате «Домашней школы» апробированной в 1990-92 годах в городе Урае на базе колледжа «Surmico».

Итак родители семи шестилетних детей договорились обучать своих детей у себя на дому. Для этого они подыскали молоденькую студентку журфака, которая согласилась оставить журфак и принять участие в попытке обучать малышей вне стен общеобразовательной школы.
В дальнейшем у этой микрошколы появилось своё имя собственное: «Юнпавла» и под этим именем она и вошла тихо в историю педагогического эксперимента в Урае.
Начнём с девушки «учительницы».
Не будем ничего пока обсуждать и доказывать.
Расскажем лучше, что с нею случилось в дальнейшем.
А в дальнейшем она стала довольно быстро кандидатом педагогических наук, создала свою семью, родила себе сына и продолжает свою работу в городе Перми.
То есть сама идея находить молодых педагогов из талантливой молодёжи совсем не лишена смысла.

Теперь посмотрим как были организованы занятия в группе Ольгой Николаевной.
Среди детей были близнецы и потому детей было семь, а дней занятий шесть.
Каждая из семей отдавшая своего ребёнка в эту группу один раз в неделю принимала всю группу у себя дома. Это был очень строгий график: понедельник дома у Юли, вторник – дома у Николая, среда – дома у Павла, четверг – дома у Александры, пятница – дома у Вики, суббота дома у Лины и Алёны.
То есть в понедельник всю группу кормила и за нею присматривала мама Юлии.
Во вторник всю группу кормила и за нею присматривала мама Николая.
И так далее!
Поскольку семьи были состоятельные и у каждой был свой дом и свой двор, де факто весь день микрогруппа пребывала
А) в защищенном от внешних вторжений месте
Б) в комфортном состоянии
В) накормленная наилучшим образом.
Ни в один момент группа не оставалась без непосредственного родительского контроля.

То есть по сравнению с общеобразовательной школой такая микрошкола обладает рядом несомненных очевидных преимуществ.
В первую очередь в большой школе при террористической атаке тем или иным способом страдают десятки а иногда и сотни детей.
В микрошколе такого числа пострадавших не может быть просто в силу того, что их там всего семь!
Больше просто физически не полуается.
Обычная школа прекрасно просматривается, место её расположения общеизвестно, тут у злоумышленников вопросов не возникает.
А вот где в данный момент обретается микрошеола – неизвестно!
Причем эта «неизвестность» возведена в принцип!
Помните как в квантовой механике действует принцип неопределённости?
Известна координата, неизвестен импульс, и наоборот, известен импульс, невычислима координата. По большей части времени микрошкола невычислима!
Её местонахождение известно предельно малому числу людей кровно заинтересованных в том, чтобы дети с педагогом не были обнаружены внешним неизвестным.
Геннадий Александрович, мой гениальный Учитель, когда познакомился с идеей микрошколы «на дому» воскликнул: «если речь об облаке микрошкол и маточной базовой школе – это может иметь очень большое развитие!»
Да! Такие идеи он ловил «на лету»!
То есть безопасность ученика в микрошколе на дому обеспечивается комплексно и при этом резко снижается потребность в школьных помещениях в обычной школе.
Например если запустить десять таких микроклассов, то в школьной коробке полностью освободятся два классных кабинета!
Естественно возникает большой комплекс вопросов по реальной организации такого массива микрошкол.
Это и вопросы тестирования при отборе, и вопросы контроля за качеством, и вопросы методологии преподавания и контента. Много вопросов по рейтинг-контролю, по промежуточным аттестациям по онлайн-сопровождению и всё же, всё же, всё же.
Впрочем есть и такой любопытный рецепт: обращайтесь к кандидату педагогических наук Ольге Николаевне в Перми. Она специалист не просто сильный. И сама давно готова на уровне доктора наук. Она сама прожила, прочувствовала, промыслила эту технологию не абстрактно а в реальностях девяностых. Так что её личный опыт дорогого стоит.