Страх

Николай Крыж
                "Я только раз видала рукопашный,
                Раз наяву. И сотни раз во сне...
                Кто говорит, что на войне не страшно,
                Тот ничего не знает о войне."         
                (Юлия Друнина.)

  Сын у Тимофеевича забукоранил. «У всех дети, как дети, а нашему всё чего-то не хватает!» - Думал про себя Тимофеич. – «С работы уволился». Тимофеич как-то спросил у жены:
- Чем будет заниматься Ванька?
- А ты возьми и спроси у него - твой же сын! – огрызнулась жена Тимофеича. Она всегда делила детей на своих и на детей Тимофеича. К своим она относила дочерей, а к Тимофеича - сыновей. Всего у Тимофеича с женой было четверо детей - два сына и две дочери.
Ничего не оставалось Тимофеичу, как поговорить с сыном.
- Ванька, ты чем думаешь заниматься - с работы уволился? - Спросил Ивана отец. Иван несколько лет назад пришёл из армии - служил в ракетных войсках в Подмосковье.
- А я в Донбасс поеду! – долго не думая, ответил сын, - меня туда дружок зовёт, он туда уехал в прошлом году.
- Это тот, который у нас тогда был? – спросил Тимофеич.
- Да, тот самый, который у нас поросёнка колол. - Ответил сын. 
- Он то хоть поросёнка может заколоть, а ты и свинью не заколешь, вояка! И что, он туда уехал? Что он там делает? Кем воюет?
- Воюет, а кем не знаю, - ответил Иван. - И меня зовёт к себе. Командир у них на повышение пошёл. Вот он меня и зовёт. Не комплект у них что ли?
- Понятно – ответил задумчиво Тимофеич. - Что воюют? Не понятно. У вас вон мамка чистая хохлушка. Фамилия была Семенченко. В свидетельстве о рождении записано:" Отец - Семенченко Иван Ермолаевич, национальность-украинец. мать- Семенченко Роза Андреевна, национальность- украинка", а ваша мать Семенченко Татьяна Ивановна, национальность - русская. Вот и разберись- кто русские, а кто украинцы. Хотел Путин примирить гордыню украинскую, да запад поджужживает: "Воюйте до последнего украинца! Мы вам поможем. А сами уже выдохлись". У них там, на Украине, у всех русские фамилии. Разговаривают по-русски. Учились в советских школах! "Ты бачишь? Химка ни курэ!"- вспомнил Тимофеич любимые выражения его хорошо знакомого жителя Украины Хоменко Ивана Никитовича, уроженца Кировоградской области, отец которого погиб в Великую Отечественную войну. Кто с кем воюет? - Непонятно! Русские - с русскими что ли? – произнёс Тимофеич, поглядывая на Ивана. - Сроду не думали, что будет война, и вот - дожили! Мать моя с тридцатого, да я с пятьдесят шестого. - Рассуждал Тимофеич. - Жизнь прожили! Слава Богу! Без войны! А тут опять… Эти капиталисты устроили междоусобицу. Да! Сталин не добил нацистов. - С горестью добавил Тимофеич и подумал про себя. – Я бы сам пошёл с фашистами воевать, да здоровья нет,нога отнимается левая - добить их гадов надо! Кое-как передвигаюсь! Если идти - вместо мишени постоять? Хотя великая честь - за Родину умереть! Не каждому такая честь достаётся.
На этом разговор Тимофеича с сыном закончился.
Придя на работу, Тимофеич всё думал о делах Ивана. Тимофеич шесть лет как был на пенсии - получал пенсию и ещё подрабатывал сторожем у старшего зятя, который отвоевав своё положенное в Афганистане, потом в Чечне, занялся фермерством - выращивал зерновые. А Тимофеич сторожил у зятя по графику: «Сутки работает, двое - отдыхает», зарплата небольшая, но всё ж прибавка к семейному бюджету.
Тимофеич был в сторожке, когда приехал Иван на своей девятке к сторожке - привёз обед, который ему передала жена - хозяйка.
Иван занёс пакет с продуктами и поставил в сторожке на стол:
- Вот, мама тебе передала! - сказал сын отцу.
- Спасибо! – сказал Тимофеич, заглядывая в пакет.- Что там дома?
- Нормально! – на ходу ответил, выскакивая из сторожки, Иван.
Тимофеич следом выскочил из сторожки за Иваном, чтобы проводить его до машины, в это время рядом со сторожкой оказался зять.
- Саня! Здорово! - поздоровался с зятем Иван.
- А! Ты? Здорово! - ответил, широко улыбаясь зять. - Ты что здесь?
- Отцу пакет с продуктами привёз, мама с утра сходила в магазин, собрала вот обед и попросила отвезти.
- Понятно! - здороваясь с Иваном за руку произнёс Александр.- А я смотрю-кто-то приехал, на номера не смотрю.
- Саня! Представляешь? Иван собирается на войну. - Обратился Тимофеич к зятю
- Да ты что? – удивился зять - Да ты что, Ваня, страх потерял?
- Он и не знает - что это такое! Объясни ему! - Попросил зятя Тимофеич.
- Знаешь - что такое страх? - спросил Ивана Александр.
- А что там знать? - ответил Иван. – У кого какая судьба…
- Ты знаешь - когда бывает страшно?
- Откуда ему знать! - Поддержал зятя Тимофеич. 
- Знаешь - как бывает страшно?
- Ничего он не знает, – подтрунивал зятя Тимофеич.
- Так ты не знаешь, что такое страшно? Страшно – это, когда хочешь в туалет, а идти страшно. Все в блиндаже собрались – на миру и смерть красна, помирать так с музыкой, а до туалета идти далеко. Кругом пули свистят, мины с неба падают, взрываются, осколки разлетаются, и тебе страшно из блиндажа нос высовывать, а чтобы далеко не отходить, взял ямку выкопал сходил в неё и закопал. Вот это страшно!  А то все смелые языком трепаться, не зная, как бывает страшно. - Закончил своё объяснение Александр.
- Вот-вот! Объясни ему, а то надоел: «Поеду на войну, да поеду!»- поддержал зятя Тимофеич, удивляясь, как грамотно и своеобразно зять объяснил Ивану - что такое страх. Это какими надо быть мужественными и бесстрашными,чтобы быть на войне и не потерять себя! - Заключил себе на уме Тимофеич.