О фильмах Серые волки и Брежнев

Александр Щербаков 5
Политический детектив "Серые волки" 1993 года, снятый режиссёром Игорем Гостевым, я посмотрел впервые недавно - тогда, в девяностые, он прошёл как-то мимо меня. Фильм показался мне очень интересным, захотелось о нём немного рассказать, думаю, что его видели не все.

«Серые волки» — российский художественный фильм, политический детектив. История заговора с целью смещения Н.С.Хрущева с поста 1-го секретаря ЦК КПСС. Параллельно с исторической канвой в фильме развивается драматическая история офицера госбезопасности, пытавшегося раскрыть тайну заговора и предотвратить смещение Хрущёва.

В Президиуме (аналог позднего Политбюро)  ЦК КПСС складывается заговор против фактического главы государства, 1-го секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва; организованный его инициаторами — секретарями ЦК Н.В.Подгорным, Л.И.Брежневым и А.Н.Шелепиным , который поддерживает председатель Председатель КГБ СССР В.Е.Семичастный ; постепенно на сторону заговорщиков переходят и другие члены Президиума.

Линия капитана Малькова]
Охранник Н.Г.Игнатова, Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР капитан КГБ Мальков, пытается предупредить Хрущёва о заговоре, но Хрущёв не верит, нечаянно выдаёт Малькова в разговоре с заговорщиками, и капитана Малькова по приказу Семичастного убивают.

Линия капитана Сорокина
Капитан контрразведки КГБ Сорокин вскрывает коррупционные связи в ЦК КПСС, ведущие к самому Л.И. Брежневу. Ему пока неизвестно, что начальник управления генерал Кураев — человек Брежнева. Чтобы замять дело, Кураев приказывает убить Сорокина. Сорокину удаётся скрыться, и он продолжает расследование самостоятельно. С помощью подслушивающих устройств ему удаётся собрать неопровержимые доказательства существования заговора и причастности к нему Брежнева. Сорокин отрывается от слежки агентов КГБ и отправляется в Пицунду, где в это время отдыхает Хрущёв. Чувствуя опасность, Сорокин передаёт запись разговора Брежнева своей возлюбленной — Марине. Боевые пловцы КГБ убивают Сорокина на глазах Марины. Марина уходит от погони и успевает передать кассету начальнику охраны Хрущёва полковнику КГБ Н.Г.Литовченко. Вскоре Марину обнаруживают агенты КГБ, работающие на Семичастного, и убивают её.

В сюжетной линии Сорокина присутствует профессор Лопатин, бывший узник ГУЛАГа, пытающийся предупредить Хрущёва о ненадёжности его окружения и призывающий главу КПСС к решительной чистке номенклатуры. В образе Лопатина показан старый большевик и личный знакомый семьи Хрущёвых —А.В.Снегов.

Линия Микояна
Получив неопровержимые доказательства заговора, Хрущёв пытается организовать отпор заговорщикам, опираясь на войска Киевского военного округа, командующий которым генерал П.К.Кошевой  — его старый товарищ. Однако после откровенного разговора с Микояном решает вернуться в Москву на внеочередной Пленум ЦК КПСС.

В написании сценария фильма принимал участие Сергей Хрущев, сын Н. С. Хрущёва. Используемые в фильме диалоги извлечены из архивов КГБ.

Один из основных организаторов заговора В. Е. Семичастный высказал о фильме следующее мнение: «Фильм — ерунда. Кроме этой истории [с бывшим охранником Игнатова], в «Серых волках» всё враньё. Никакой серьёзной интриги в нашем заговоре не было. Рутина.

Охранник Игнатова действительно ускорил события. …К осени 64-го о заговоре трепали везде. Полностью забыли о конспирации и сами участники заговора. И товарищ Игнатов у себя на даче трепался по ВЧ-связи, забыв о всякой предосторожности. А его холуй, которого он оставил при себе, стоял у окна и слушал. И всё понял. Вначале он пытался выйти на Раду Никитичну, дочь Хрущёва. Но та посоветовала ему обратиться к Семичастному. Тогда он пришёл к Аджубею. Однако зять Хрущёва решил, что весь рассказ — провокация. И только когда он вышел на сына Хрущёва Сергея, тот отнёсся к его информации со всей серьёзностью. И рассказал отцу. На наше счастье, Хрущёв был настолько уверен в себе и в том, что он полностью владеет ситуацией в стране, что просто не поверил. А когда Сергей рассказал ему, что в заговоре участвуют Шелепин и Семичастный, то даже расхохотался: «Эти пацаны — и против меня! Бред какой-то!»

Чем интересен этот фильм? В первую очередь, художественным отображением исторических событий 1964 года, предшествовавших смещению Никиты Сергеевича Хрущёва с руководящего поста Первого секретаря ЦК КПСС.

Осень 1964 года. После необдуманных попыток обогнать и перегнать Америку по всем показателям, включая количество мясо-молочных продуктов на душу населения, в стране загублен племенной скот и наблюдаются перебои с продуктами в магазинах. Сельское хозяйство после экспериментов по выращиванию кукурузы везде, где только можно и нельзя, находится в упадке.

Во внешнеполитическом пространстве тоже всё не слава богу, отношения с развитыми странами после Карибского кризиса остаются напряжёнными. Внутри страны назрело недовольство действиями высшего руководства страны, военные возмущены массовыми сокращениями офицерского командного состава.

Окружение Хрущёва - председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Игнатов, секретари ЦК КПСС - Брежнев, Шелепин, Подгорный, председатель КГБ СССР Семичастный и другие сговариваются о смещении Хрущёва и предстоящем избрании на должность руководителя страны Леонида Брежнев.

Планы заговорщиков пытаются предотвратить два честных сотрудника органов госбезопасности - начальник охраны Игнатова Мальков и офицер контрразведки  КГБ Сорокин, но информации Малькова самонадеянный Хрущёв не верит, а на Сорокина уже идёт настоящая охота ценою в жизнь...

Детективная линия в фильме хоть и кажется сейчас немного надуманной и слегка оторванной от главной сюжетной линии, но тоже смотрится вполне интересно, очень неплохие актёрские работы Александра Мохова (Сорокин) и Александры Захаровой (Марина - подруга Сорокина).

А вот актёрская работа Ролана Быкова в роли Никиты Хрущёва просто поражает, вскоре уже забываешь, что это артист, настолько он убедителен, со всеми жестами, манерой речи - временами кажется, что смотришь документальный фильм о Хрущёве. Хотя внешне Ролан Быков мало похож на Хрущева, в других фильмах того играли другие актеры, более похожие чисто внешне.

Отличные актёрские работы Александра Белявского (Леонид Брежнев), Богдана Ступки (Семичастный), Петра Вельяминова (Игнатов), Льва Дурова (Анастас Микоян).

Название фильма "Серые волки" - очень удачное, посмотрев фильм, в очередной раз убеждаешься, что на самый верх способны пробиться и удержаться там лишь те, кто готов грызть других острыми клыками, какими бы добродушными внешне эти люди не казались со стороны...

Очень примечательны в этом плане итоговые титры картины: после переворота В. Семичастный - отстранён от должности председателя КГБ СССР, Н.Подгорный - выведен из секретарей ЦК КПСС, А.Шелепин - убран из секретарей ЦК КПСС, А.Микоян - освобожден от должности Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

А вот Брежнев Леонид Ильич - предлагаемый заговорщиками как временная фигура, руководил страной 18 лет, до самой своей кончины, ибо нет ничего более постоянного в нашей стране, чем временное, в этом мы не раз уже успели убедиться...

Несмотря на небольшие исторические ляпы и неточности, которые можно простить художественной картине, это, пожалуй, единственный фильм, в котором можно увидеть партийных деятелей той эпохи как реальных людей, и это очень интересно увидеть.

Теперь поговорим о сериале «Брежнев», российском телесериал 2005 года, снятый Сергеем Снежкиным, посвящённый биографии советского лидера Леонида Брежнева. Премьерный показ многосерийного фильма состоялся с 28 по 31 марта 2005 года на «Первом канале». Повторялся в декабре 2006 года (к 100-летию советского лидера), 27 марта 2011 года, в декабре 2016 года (к 110-летию Брежнева), 14 августа 2022 года и 13 ноября 2022 года (к 40-летию со дня смерти).

1982 год. Последние дни жизни Генерального секретаря ЦК КПСС. Леонид Ильич пытается радоваться последним удовольствиям, отпущенным ему жизнью — ездит на охоту, общается с подчинёнными, проводит время с медсестрой, которая за ним ухаживает, завтракает с женой, часами смотрит кинохронику. Но отвлечься от гнетущих мыслей ему удаётся только во сне, который тоже не приносит облегчения.

В редкие часы бодрствования Брежнев вспоминает молодость, знакомство с женой, начало карьеры. Особенно мучительны воспоминания о заговоре против первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева, который в своё время приблизил молодого Брежнева и помог ему подняться по иерархической лестнице. В памяти генсека всплывают главные, как ему кажется, события его жизни и жизни страны, он задаёт себе вопросы, все ли решения и поступки были верными, и пытается ответить на них. После очередного сердечного приступа он решает уйти в отставку, однако, в итоге товарищи "просят" дорогого Леонида Ильича остаться на посту Генсека.

Телесериал вызвал ряд критических отзывов. В адрес создателей телесериала и руководителей Первого канала были озвучены обвинения в искажении исторических фактов — причём, как в антисоветизме, так и в приукрашивании советской действительности.

Андрей Брежнев, внук Леонида Ильича Брежнева: «Считаю, что фильм слаб и в художественном отношении, и в документальном. Много домысла и вымысла. По фильму, Леонид Ильич только спит и лекарства пьёт. Это не так. Единственное, что соответствует действительности, — в 1978 году Леонид Ильич в самом деле хотел уйти со своих постов. Но он не был настолько больным в это время. Все те особенности речи и внешности, на которых в фильме делается акцент, появились позже вследствие болезни. Показан человек, здраво рассуждающий, всё понимающий. А внешние детали не соответствуют его внутреннему состоянию…»

Григорий Романов (бывший 1-й секретарь Ленинградского обкома КПСС, член Политбюро): «Брежнев не был таким беспомощным, как показано в фильме. Да и остальные образы далеки от оригиналов. Громыко, Андропов, Устинов тоже не похожи — у Громыко похожи только награды, которые у него были. Хотя Андропова актёр сыграл неплохо. К сожалению, в фильме много карикатурного, надуманного. Считаю, такие фильмы не нужны, потому что далеки от исторической правды…»

Кинокритик Г. Ассикритов: «Ретроспекция в сериале есть, но она оставляет желать лучшего. Особенно её часть, касающаяся войны, из которой можно уяснить, будто на фронте молодой Брежнев только и делал, что спал с медсёстрами, а кроме того, к подступам боевых действий (к катеру десанта, чтобы не замочил ноги) его приносили на руках и оттуда же слегка раненного выносили на руках рядовые солдаты. Степень исторической лжи поразительна. Такова, дескать, и была вся эта брежневская Малая Земля. Вот, мол, смотрит, старый маразматик Парад Победы, а самому-то и вспомнить, кроме дурацкой полуконтузии, нечего. Не знаю как кому, а мне подобное кажется негодяйством по отношению к любому ветерану, к любому старику, прошедшему страшнейшую из бывших когда-то войн. Тем более сюжет основан отнюдь не на достоверных фактах…»

Телекритик Слава Тарощина отметила замалчивание в фильме негативных аспектов правления Брежнева, но высоко оценила актёрскую работу Сергея Шакурова: «Мы видим гарного хлопчика, своего в доску, отзывчивого, жизнелюбивого. Но нам так и не показали ту грань, за которой хлопчик превращается в «дорогого Леонида Ильича», втянувшего в воронку собственного маразма одну шестую часть суши. В мире экранного Брежнева нет места чешским событиям, Афганистану, лагерям, психушкам, колбасным электричкам, что рождает ощущение тотальной лжи. Художественная правда убедительней правды исторической только в одном случае — когда она талантлива. Режиссер Снежкин, увы, не Дзига Вертов или Эйзенштейн. Те прославляли мерзкий режим, но как феерически они это делали! Впрочем, в сериале есть одна несомненная удача — феерический Шакуров в роли Брежнева. Такой исполнительской мощи, буйства оттенков смысла, нюансов настроения, переливов хорошего и гадкого нынешнее ТВ еще не знало. Актер пронзительно играет и драму уходящего вождя, и его человеческую, интимную драму, то безысходное мужское бессилие, которое он испытывает при виде своей последней надежды — полнокровной молодой медсестры».

Над сценарием к сериалу работали режиссёр Сергей Снежкин и драматург Валентин Черных — сценарист фильмов «Москва слезам не верит», «Выйти замуж за капитана», сериала «Дети Арбата» и многих других. В основу сюжета легли мемуары Генсека и рассказы лично знавших его людей — заместителя начальника охраны, бывшего министра здравоохранения и лечащего врача. Роль Брежнева сыграли два актёра. Генсека периода заката играл Сергей Шакуров, который лично встречался с ним в 1980 году на получении Госпремии, а молодого Брежнева сыграл Артур Ваха.

Съёмочный день Сергея Шакурова начинался с нескольких часов сложного портретного грима, и за это время подтянутый спортивный актёр настолько внутренне перевоплощался, что вставал с кресла уже совсем другим человеком. От гримера до площадки он уже шёл очень долго, медленно, шаркающей походкой. Кстати, сначала Сергея Шакурова пригласили на небольшую роль доктора Чазова, но актёру это было не очень интересно, и тогда его отправили на грим… Когда Шакуров был уже в образе, подошёл режиссёр, посмотрел и сказал: «Пойдёмте, Леонид Ильич, вас ждёт Политбюро!»

Сергей Шакуров, исполнитель роли пожилого Брежнева:
«Сначала я не понимал, как её сыграю. Благодарен режиссеру Сергею Снежкину за то, что из двадцати актеров, которые на эту роль пробовались, он выбрал именно меня. А также Валентина Черных — за его потрясающий сценарий. Это просто мечта, я очень давно такого удовольствия от работы не получал. Едва прочитав его, я воскликнул: „Брежнев — это я!“».

Артур Ваха, исполнитель роли молодого Брежнева:
«Брежневу везло в жизни. Мы помним его развалюхой, а ведь до этого он был совсем другим. Даже Сталин, когда увидел его в первый раз, сказал: „Кто этот красивый молдаванин?“ Он был человеком „с обложки“, таким, каким должен был быть идеальный советский мужчина. На время правления Брежнева пришлась моя молодость. Когда он умер, я учился на втором курсе ЛГИТМИКа. Предложение сыграть молодого Леонида Ильича было для меня совершенно неожиданным».

«Снимали сцену в санатории ЦК на Днестре. Мой Брежнев должен был пойти купаться. Я медлил. Режиссёр закричал: «Давай плыви!» Снять предстояло одним дублем, поскольку приклеенные брови могли в воде отлететь, а новые делать — часа полтора. Я прыгнул в воду, а там — по колено, но, чтобы обойтись без второго дубля, стал грести изо всех сил по тине. Так увлёкся, что не заметил, как оказался на большой воде, а команды «Стоп, снято!» все не слышу. Что делать — плыву; думаю, снимают. И вот — середина Днестра, оборачиваюсь, вижу — съемочная группа сворачивает аппаратуру, уходит! Я быстрее обратно. На берегу спрашиваю, в чем дело. Ассистент отвечает, что режиссёр сказал: «Да пусть поплавает!»

Татьяна Вавилова, художник-гримёр:
«В кино я работаю двадцать пять лет, но это первый в моей жизни портретный грим. Мы очень серьезно готовились, я ездила в Москву, встречалась с пластическими мастерами, которые работают на портретное сходство. Но когда выяснилось, что пластический грим будет длиться несколько часов, что после этого долго снимать нельзя, что после каждого съёмочного дня актеру нужно давать сутки отдыха — иначе никакая кожа не выдержит с резиновыми накладками на лице, — мы поняли, что у нас такого времени нет. И от пластических деталей отказались».

«Брови — ударная часть образа, конечно. У кого же еще такие есть? Ну, ещё губа брежневская, но это Сергей Каюмович делал сам, держал мимику. У нас основное было — брови. Сколько их всего было — не сосчитать. Мы их меняли примерно раз в три дня. Это такой расходный материал, иначе нельзя: накапливается всякая грязь. А надо, чтобы все было чисто: камера ведь видит все…»

На съёмочной площадке собралось множество знаменитых актёров — Василий Лановой, Лев Прыгунов, Александр Филиппенко, Владимир Меньшов, Афансий Кочеткой, Вячеслав Шалевич, Игорь Ясулович … Все они играли реальных исторических персонажей, членов Политбюро, и в перерывах, прямо в гриме, яростно спорили о политике. Каждый пытался отбить нападки на своего персонажа, и часто дело заканчивалось недолгими, но обидами. Сильнее всех горячились «Андропов» — Лановой и «Устинов» — Меньшов.

Сергей Снежкин получил разрешение провести съёмки в здании МИДа — это удаётся далеко не каждому режиссёру. Загримированные актёры не могли отказать себе в удовольствии пошокировать министерских сотрудников — ходили в буфет, ездили на лифте с толпой народа, а однажды Шакуров, Лановой и еще несколько «членов Политбюро» в гриме и костюмах вышли на площадь перед МИДом и начали приветствовать прохожих. Выбежавшей охране пришлось уговаривать всех вернуться в здание, а съёмочной группе выразили недовольство поведением солидных актёров.

За роль Леонида Брежнева актёр Сергей Шакуров получил сразу две награды — в 2005 году стал обладателем «ТЭФИ», а в 2006 году получил премию «Золотой Орёл» как исполнитель лучшей мужской роли в телевизионном кино.

Мое мнение по таким фильмам, где действуют реальные исторические персонажи, такое.  Необходимо сценаристу глубоко изучить имеющийся документальный материал, прежде чем приступить к написанию сценария. Несмотря на критику более компетентных, чем я, людей, в отношении обоих фильмов, для меня, обывателя, интересующегося историей еще со школьных лет, просмотр обоих фильмов был интересен.  Первый снят в начале 90-х годов, второй в начале 2000-х, когда еще не увлекались внешними эффектами вместо изложения правдивой истории. Поэтому мне оба фильма смотреть было интересно.