Мудры были древние и при рассмотрении вопросов бытия серьезное значение придавали чувству меры.
«Мудрец избегает всякой крайности», - утверждал Лао цзы.
Ему вторили мыслители античного мира: «Ничего слишком. Во всём нужна мера. Следует придерживаться золотой середины всех вещей» (Солон).
«Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным» (Демокрит).
Действительность подтверждает: крайности могут быть опасны.
И холод, и жара губительны, а тепло – это то, чем живет природа.
Пресыщенность ничуть не лучше голода, человеку достаточно чувства сытости.
Достаток позволяет человеку ощущать себя счастливым, в то время, как нищета и роскошь ведут к деградации личности, а потом и к разрушению судьбы.
Размышляя о поведении человека, Аристотель пришел к выводу: «Добродетель посредине».
Человеку, желающему жить в ладу с самим собой, важно уметь находить середину между двумя крайностями, между недостатком определенного качества и его избытком.
К примеру, середина между трусостью и безрассудством – мужество.
Между скупостью и расточительством – щедрость.
Между безвольностью и гневливостью – сдержанность.
Между зловредностью и угодливостью – дружелюбие.
Между застенчивостью и тщеславием – самоуважение.
Если присмотреться к этим срединным качествам, возникает образ человека высокой морали, человека, сумевшего пройти коридор между пороками.
Видимо, не зря мыслитель современности С. Лазарев утверждает: «Бог посередине, а дьявол- в крайностях».
Но мы знаем, что Бог есть любовь. И тогда возникает вопрос: а может ли быть любви слишком много?
Мало – бесспорно, плохо. С понятием «недолюбленный» сталкивались, - знаем, как опасен для становления личности ребенка недостаток любви. Но нынешние, «залюбленные» и «перелюбленные» дети, не знающие меры ни в чем, - настоящая беда для общества. Эти несчастные создания уверены, что мир крутится вокруг них и по сути этого мира не понимают, не чувствуют. Привыкшие к вседозволенности, они не способны умерять свои желания, ладить с людьми, находить цели и добиваться выполнения своих задач.
Если хорошенько подумать, то обнаружится, что «перелюбленный» - не крайность любви, а просто неудачный термин, совершенно не подходящий для ситуации, когда родители выдают за любовь потакание всем прихотям своего чада. Здесь правильнее обозначить как крайность – «распущенный», «избалованный», что никак не относится к любви.
Любовь мудра и не чурается строгости там, где дело касается соблюдения этических норм, где нужно напомнить человеку о его человеческом предназначении. Родитель, который любит по-настоящему, желает своему ребенку счастья, а потому будет растить из него личность, а не хрюкающего потребителя. Он научит его умеренности и благодарности, он поможет ребенку наладить контакт с окружающими и будет изо всех сил развивать желание любить этот мир во всей полноте его проявлений.
Получается, сама любовь крайностей не имеет. Она беспредельна, как и положено Любви. Но все ее проявления следует искать посередине, не впадая в крайности.
Гармонии нам всем и равновесия нашему миру!