Где мера, там и вера

Нина Апенько
Мудры были древние   и  при рассмотрении вопросов бытия  серьезное  значение придавали  чувству меры.
 «Мудрец избегает всякой крайности», - утверждал   Лао цзы.
 Ему вторили мыслители   античного мира:  «Ничего слишком. Во всём нужна мера. Следует придерживаться золотой середины всех вещей» (Солон).
«Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным»  (Демокрит).

Действительность   подтверждает:  крайности могут быть опасны.
 И холод, и жара губительны, а тепло – это то, чем живет природа.
Пресыщенность  ничуть  не лучше голода, человеку достаточно чувства сытости.
Достаток  позволяет человеку ощущать себя счастливым, в то время, как нищета и роскошь ведут к деградации личности, а потом и к  разрушению судьбы.

Размышляя о  поведении  человека, Аристотель  пришел к выводу: «Добродетель посредине».
Человеку,  желающему  жить в ладу с самим собой, важно уметь находить середину между  двумя  крайностями, между недостатком определенного качества и его избытком.

К примеру,  середина  между  трусостью и   безрассудством – мужество.
Между скупостью и расточительством – щедрость.
Между безвольностью и гневливостью – сдержанность.
Между зловредностью и угодливостью – дружелюбие.
Между застенчивостью и тщеславием – самоуважение.
Если присмотреться к этим срединным качествам, возникает образ человека высокой морали, человека, сумевшего пройти коридор между пороками.

Видимо, не зря мыслитель современности С. Лазарев утверждает: «Бог посередине, а дьявол- в крайностях».

Но мы знаем, что Бог есть любовь. И тогда возникает вопрос: а может ли быть любви слишком много?

Мало – бесспорно, плохо. С  понятием   «недолюбленный»    сталкивались,  - знаем, как опасен для  становления личности  ребенка   недостаток любви. Но нынешние, «залюбленные»  и «перелюбленные» дети, не знающие меры ни в чем, - настоящая беда для общества. Эти несчастные создания уверены, что мир крутится вокруг них и по сути этого мира не  понимают, не чувствуют. Привыкшие к вседозволенности, они не способны умерять свои желания,  ладить  с  людьми, находить цели  и добиваться   выполнения  своих задач.
 
Если хорошенько подумать, то обнаружится, что «перелюбленный» - не крайность любви, а просто  неудачный термин, совершенно не подходящий для ситуации, когда родители  выдают за любовь  потакание  всем прихотям  своего  чада.  Здесь  правильнее обозначить  как крайность – «распущенный»,  «избалованный»,  что никак не относится к любви.

Любовь   мудра и не чурается  строгости  там, где дело касается  соблюдения этических норм, где  нужно напомнить  человеку  о его человеческом предназначении.   Родитель, который  любит по-настоящему,  желает   своему ребенку счастья,  а потому   будет растить  из  него   личность, а не   хрюкающего   потребителя.  Он   научит   его умеренности и  благодарности,  он  поможет ребенку  наладить контакт с окружающими и  будет изо всех сил   развивать  желание   любить этот мир  во всей  полноте  его проявлений.

Получается,  сама любовь  крайностей не имеет. Она  беспредельна,   как и положено Любви. Но все  ее   проявления следует искать  посередине, не   впадая   в крайности.

Гармонии  нам   всем  и равновесия  нашему миру!