Коммуна ЗАРЯ 1. Поселок Терский

Владимир Пузиков
На фото: Памятник коммунарам и участникам Великой Отечественной войны. Поселок Терский Буденновского района Ставропольского края.
Фото из интернета.

Коммуна «Заря № 1»

Осенью 1920 года несколько семей из сел Бурлацкого и Овощи Благодарненского уезда Ставропольской губернии переселились в Святокрестовский уезд Терской области (с 1921 года Терская губерния). На Горькой балке недалеко от немецкой колонии Марьяновка они организовали сельскохозяйственную коммуну под названием «Заря».

Село Марьяновка было основано в 1899 году колонистами-лютеранами. С 1918 года в селе действовал сельский совет. В 1920 году в Марьяновке проживало около тридцати семей, всего 271 человек. В 1924 году населенные пункты Марьяновского сельсовета вошли в состав Архангельского района Терского округа Северо-Кавказского края.

Председателем коммуны был избран бурлачанин, в 1918 году военный комиссар села Бурлацкого, участник гражданской войны Ковтун Даниил Филиппович. Об этом есть сведения в очерке о селе Овощи Туркменского района: «…В 1920 году была организована сельхозкоммуна во главе с Д. Ф. Ковтуном». [33]

Существует и другая версия, по которой первоначально овощинцы организовали коммуну в хуторе зажиточного крестьянина Бабанина Никона Прокофьевича, скупившего у крестьян надельную землю и выделившегося на отрубной участок. Хутор Бабанин (Бабанинский) находился в 8 верстах на восток от села Соломенского и в 16 верстах от районного центра села Степного. По сведениям на 1925 год в хуторе насчитывалось 9 дворов с населением 54 человека.

Объединение Бурлацкой и Овощинской коммун произошло по причине засухи, голода и бандитизма на Северном Кавказе. В начале 1921 года хлеба у крестьян уже не было, так как его вывезли из губернии в ходе выполнения разнарядок по продразверстке. Многочисленные банды, действующие в уездах, мешали претворять в жизнь мероприятия советской власти, организовывать товарищества, артели и коммуны. Сводки Губчека были тревожными.

Ставропольская губерния, 11-12 апреля 1921 года: В Благодарненском уезде острый недостаток семян. В некоторых пунктах можно ждать разгрома ссыпных амбаров. В Святокрестовском уезде население сочувствует оперирующим бандам. В некоторых районах в связи с отсутствием хлеба положение быстро ухудшается. Есть села, где у бедняков хлеба хватит только до 17 апреля. Губпродкомы отвечают, что хлеба нет. Жители упорно требуют выдачи хлеба. В особенности возмущение вызывает тот факт, что без хлеба остались бедняки и наиболее сознательные элементы деревни, которые весь хлеб отдали в счет наряда, в уверенности, что будут получать паек. Между тем, у калмыков в улусах спрятаны тысячи пудов хлеба, который калмыки не отдают, прося за него золото и серебро.

Сводка Губчека за 13-15 апреля 1921 года: В Ставропольском, Благодарненском, Александровском и Манычском уездах продолжают оперировать банды разной численности. Самая крупная банда до 200 человек. Громят волисполкомы, грабят ссыпные пункты и раздают хлеб жителям. Коммунистов и советских работников убивают. Арестованных освобождают.

В Ставропольской и Терской губерниях, в Благодарненском и Святокрестовском уездах орудовали банды: комбрига 1-й Конной армии Григория Маслакова, полного Георгиевского кавалера Леонтия Конарева, есаула Сычева, Майбороды, тавричанина-овцевода Ивана Подковырова, Василия Жердева и другие.

Для подавления бандитских отрядов Губернским партийным и советским органам пришлось обращаться в Москву, просить прислать регулярные войска. В июне 1921 года в Святокрестовский уезд с Дона была направлена 2-я кавалерийская дивизия. В августе штаб дивизии расквартировался в селе Прасковее. 1-я кавалерийская бригада заняла район Бурлацкое – Архангельское, 2-я кавалерийская бригада: Новосельцы – Курсавка. 9-й Камышинский полк разместился в селах Урожайное – Величаевское. Артиллерийский дивизион сосредоточился в  хуторе Орловском.
Сложность уничтожения банд была в том, что они не вступали в открытые бои. При появлении регулярных войск или отрядов милиции, частей особого назначения бандиты скрывались в камышах и оврагах. В связи с этим красные кавалеристы стали тщательно вести разведку, устраивать засады в местах вероятного появления бандитов, делали облавы.

Из очерка «Ставропольская дивизия имени Блинова»: «…Всего месяц действовали полки на Ставрополье. И вот результат. Разгромленная банда Конаря бежала к Каспию и там прекратила существование. В камышах напротив села Урожайного была выловлена и обезоружена банда Спевака. Есаул Лавров со своими приспешниками сдался. Более мелкие банды разбежались, прекратили налеты». [33]

30 ноября 1921 года за отличие в боях при ликвидации банд на территории Ставрополья 2-й кавалерийской дивизии было присвоено Почетное наименование «Ставропольская». 22 марта 1922 года в честь бывшего командира М. Ф. Блинова, ей было присвоено его имя.

Члены коммуны «Заря № 1» осенью 1921 года провели сев озимых, занимались животноводством, готовились к проведению весенне-полевых работ, ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь, изыскивали семена яровых и овощных культур. Но разразившийся на территории Северного Кавказа голод, вызвавший болезни и эпидемии, высокую смертность населения, не сулил крестьянам ничего хорошего.
 
Сводка ВЧК по Терской губернии от 15 января 1922 года: Крестьяне продают рабочий скот и обменивают его на зерно с целью уплаты продналога, вследствие чего сельское хозяйство разрушается. В Святокрестовском уезде с 1 по 3 января 1922 года в качестве продналога поступило 984 пуда хлеба, а с 5 по 10 января всего 26 пудов. Проведение продовольственного трехнедельника в Святокрестовском уезде приостановлено до получения вооружен¬ной силы. Президиум Терского Губкома партии постановил запретить вывоз зерна за пределы губернии без нарядов Губернского продовольственного комитета. Товарообмен на зерновые продукты в Святокрестовском и Моздокском уездах запрещен.

На 16 января 1922 года в селах и хуторах Ставропольской губернии насчитывалось около 500 тысяч голодающих. Комитеты взаимопомощи оказывали населению слабую помощь. Поступление пожертвований почти прекратилось. Развивалась эпидемия тифа. Смертность увеличивалась. В Благодарненском уезде охвачено голодом 39 сел. Голодало более 103-х тысяч человек.

На Северном Кавказе вновь появились банды. По сводке ВЧК, 27 марта 1922 года неизвестный отряд в 100 сабель при двух пулеметах занял село Урожайное Святокрестовского уезда. Это в 30-ти верстах севернее ставки Ачикулак. В районе Пятигорска орудовал отряд Былинки.

В 1922 году коммуной «Заря № 1» руководил председатель Теслин Семен Егорович. Его отец Теслин Егор в 1881 году подавал в уездное казначейство прошение о разрешении построить мельницу в селе Арзгирском Ставропольской губернии. ГАСК, Ф. 101, оп. 4, д. 1061.

 По инициативе председателя С. Е. Теслина коммуна приобрела винтовки и патроны. Коммунары организовали круглосуточную охрану хутора.

С каждым днем обстановка становилась все тревожнее. 12 марта 1922 года Терское ГПУ сообщило в Москву, что 9 марта банда численностью в 500 человек при 12 пулеметах заняла город Кизляр и железнодорожную станцию, пыталась взорвать Кизлярский мост, захватила тюрьму и армейские казармы. На станции бандиты ограбили кассу, испортили телеграфные и телефонные аппараты. Красноармейским частям в ходе длительного кровопролитного боя удалось выбить банду из города.
Трагический день, когда бандиты зверски расправились с членами коммуны «Заря № 1» и их детьми, описал Ковтун Иван Данилович в очерке «История совхоза «Терский». Его очерк представляем в кратком изложении.

20 апреля 1922 года первыми в коммуне проснулись Ковтун Екатерина Панкратьевна и Иванова Агафья Ивановна. Как известно, женская работа в деревне начинается с ухода за коровами, которых надо пораньше подоить и выгнать в стадо. Справившись с работой, они перекусили и пошли работать на виноградники, запели песни.
Сторож, дедушка Ковтун Филипп, несший дежурство на сторожевой вышке, на зорьке задремал. Громкая песня его разбудила. Оглядевшись, он увидел, что к хутору приближаются всадники. Об опасности оповестил хуторян выстрелом из винтовки.
Коммунары спешно заняли оборону в большом доме в центре хутора. Бандиты, обнажив сабли, пошли в атаку. Их встретили ружейным залпом. Со стороны бандитов застрочил станковый пулемет. Первыми были убиты Ковтун Филипп, его сын и внуки, дети Краснокутской Елены, Куянцев Василий, Топунова Евдокия.

Атаку хуторяне отбили. Наступило затишье. Коммунары берегли патроны. Одна часть бандитов взяла дверь дома и окна на прицел, а другая часть занялась грабежом домов, надворных построек. В овчарне они обнаружили и схватили Вакаренцеву Наталью Максимовну. С утра она стригла овец, а когда в хуторе началась стрельба, приказала своим сыновьям тайно уходить в Марьяновку, а сама затаилась в сарае. Главарь банды предложил Наталье идти в осажденный дом и сказать коммунарам, чтобы они прекратили стрельбу и выходили по одному. Она отказалась это сделать, и тут же была убита выстрелом в голову.

К этому времени уже горела кровля дома. Мужчины, опасаясь за жизнь родных, которые могли заживо сгореть, выпустили из дома женщин и детей. Когда они отошли от горевшего дома, бандиты начали в них стрелять и рубить саблями.
В тот день враги советской власти убили 64 человека, в том числе: 24 женщины, 12 детей. 30 коммунаров было ранено. Тяжело раненых отправили в Прасковейскую больницу. Некоторые из них умерли от полученных ран. Выжили: 4-х летняя Краснокутская Наталья Ивановна, Вакаринцева Наталья Максимовна и ее сыновья Максим и Николай.

Жертв бандитской расправы похоронили в братской могиле. Через некоторое время поставили скромный памятник, на плитах которого увековечили имена погибших коммунаров.

Жители села Бурлацкого:
Денисенко Аксинья
Денисенко Григорий Артемьевич
Денисенко Сергей Григорьевич
Иванов Сергей Петрович
Ковтун Александра Даниловна
Ковтун Алексей Данилович
Ковтун Данил Филиппович, председатель
Ковтун Евгения Даниловна
Ковтун Екатерина Панкратьевна
Куянцев Василий Иванович
Панченко Анна
Панченко Семен Федорович

Жители села Овощи:
Гладких Дмитрий Федорович
Сатин Федор Иванович
Тимофеенко Акулина
Титаренко Акулина Варфоломеевна
Топунова Евдокия
Харин Илья Николаевич
Харина Матрена [36]

В хуторе коммуны «Заря № 1» жителей осталось очень мало. В 1926 году в ходе переписи населения было учтено 9 дворов, в которых проживало 27 человек, в том числе: 14 душ мужского пола и 13 душ женского пола. [37]

В 1929 году на месте бывшей коммуны был организован совхоз «Терский». В поселке Терском к 9 мая 1966 года по инициативе председателя поселкового совета Пескова Ивана Михайловича останки коммунаров перенесли из первоначального захоронения на новое место, возвели памятник погибшим коммунарам и воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

На открытии памятника присутствовали бывшие коммунары, в том числе: Ковтун Иван Данилович (г. Крымск), Краснокутская Наталья Ивановна (совхоз «Чугуевский»), Вакаринцев Максим Георгиевич, Вакаринцев Николай Георгиевич, Величкина Анна Сергеевна, Высоцкий Алексей Михайлович, Иванова Агафья Ивановна, Лисицкий  Иван Алексеевич, Сатина Анна Ивановна.

В 1973 году в поселке открыли музей, в котором есть экспозиция, посвященная коммуне «Заря» и жертвам бандитизма.

По плану мелиорации земель восточной зоны Ставропольского края, поселок Терский попал в зону затопления, в связи с этим центральную усадьбу совхоза «Терский» перенесли на новое место. В 1990 году в центре поселка возвели Мемориальный комплекс. 8 мая 1992 года к Мемориалу перенесли прах коммунаров. В их честь одна из улиц поселка Терского названа улицей Коммунаров.

ИСТОЧНИКИ:
33. Ставропольская дивизия имени Блинова. Под редакцией В. С. Орловского. Военно-исторический очерк. Ставрополь, 1971 г.
34. История городов и сел Ставрополья. Краткие очерки. Ставрополь, 2002.
35. Ковтун И. Д., Песков И. М. История совхоза «Терский» Буденновского района Ставропольского края. 1970 г. Рукопись.
36. Костина Софья. История памятника погибшим коммунара поселка Терского. Пос. Терский. СОШ № 18.
37. Список населенных мест Терского округа на 1 января 1927 г. По переписи населения 1926 г. Пятигорск, 1927.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
25.02.2024 г.