Всегда любопытно наблюдать за детьми, которые смотрят в театре сказку. Как сменяются на их лицах радость и гнев, весёлое озорство, испуг и торжество, как реагируют они на режиссёрские ухищрения, находки художника и музыкального оформителя, актёрские изюминки, на все эти световые, звуковые эффекты, чудеса превращения - волшебство прямо здесь, рядом, в каких-то шагах от себя.
Когда сюжет сказки ребятам хорошо знаком по книжке, фильму, радио- или теле- постановке, заинтересовать их гораздо труднее: любую похожесть они сочтут за плагиат, слишком явное отступление от закрепившегося в памяти образа воспримут как фальшь.
«Катя и чудеса» — старая сказка. Довольно часто возвращается телеэкран к ее кино-варианту — «Веселое волшебство». Однажды на курской сцене уже была поставлена эта пьеса, правда, давно - двадцать лет назад, так что сейчас смотрит "Катю и чудеса" уже новое поколение юных курских зрителей.
Но спектакль, премьера которого состоялась недавно в Курском облдрамтеатре, — новый. И если учесть, что театр не часто балует наших ребят премьерами сказок, то относиться к каждой из них следует как к событию неординарному. Ведь воспитание чувств юных зрителей — серьезнейшая из задач, а сказка имеет для этого особенно много возможностей.
Сказке, поставленной режиссером Виктором Свиридкиным, ребята поверили Они радовались и волновались, долго аплодировали, а после спектакля в раздевалке цитировали и изображали ее героев.
И дело, конечно, не только в том что в спектакле чудесные исчезновения и превращения, атмосфера сказочного действа и волшебства.
Главнее всего атмосфера Добра. Сказки ведь всегда бывают добрые А вот из добрых сказок далеко не всегда получается добрые спектакли. "Катя и чудеса" в областном драмтеатре получился спектаклем добрым.
История, где перемешаны реальность и волшебство, где место действия то сказочный лес, то детская библиотека, где современные школьники отлично разговаривают с лешими и кикиморами, а симпатичная и мирная старушка вполне удачно совмещает два облика — библиотечной уборщицы Акулины Ивановны и большого знатока всякой абракадабрщины, в прошлом Бабы-Яги.
Пионерка Катя с Акулиной Ивановной освобождает прекрасную Василису из царства Кощея и помогает им в этом Добро. По-настоящему добрые люди всегда смелые, находчивые, изобретательные, потому что доброта их активна, она не знает преград. И ещё - доброта эта очень заразительна.
Вежливая и умная девочка Катя (артистка Лариса Долженко) была бы просто скучной н «правильной» отличницей, если бы не была еще и очень доброй девочкой, и потому Катя пускается в самые рискованные приключения, ведет себя самоотверженно и отважно, ведь ей надо спасти заколдованную целых 500 лет назад прекрасную Василису. И кроме нее, этого не сделает никто. А на вид просто девчонка в фартучке, с тоненьким голосом и слабыми ручками. Актриса в этой роли очень убедительна.
Весьма украшает сказку веселый темперамент заслуженном артистки РСФСР Антонины Губардиной. В этом жанре у актрисы особенно много простора для творческой фантазии. Лукавая и добрая, мудрая и деятельная Акулина Ивановна умеет выглядеть довольно зловеще, когда вспоминает свое старое ремесло — произносит заклинания, воюет с нечистью.
От Лешего в исполнении артиста Виктора Дощечкина ребята в восторге! Жадина и завзятый меняла - весьма узнаваемый для них образ.
Но жадность Лешего вызывает не только смех, но и негодование юных зрителей.
Он равнодушен ко всему, кроме своих сокровищ.
Но... Чего только не делают человеческое доверие и доброе отношение!
Как преображается Леший, стоило Кате назвать его добрым и хорошим. В него поверили! Он отдает все, что выменял, хочет тоже помогать доброму делу.
Людям, и особенно маленьким, очень нужны хорошие слова, и даже самым непослушным необходимо знать, что их любят и хотят видеть другими. Наши ребята должны жить в атмосфере добра — ненавязчиво учит нас сказка. Красной нитью прошла эта, казалось бы, простая, но не всегда достаточно понятая мысль, через весь спектакль. И как хорошо, что рядом с ребятами в зале их педагоги.
Еще одна очень обаятельная роль — Кикимора (арт. Нина Гулянкова). Легкомысленная, смешная, глупенькая и довольно вредная, потом, «заразившись добротой», она действует бескорыстно, по велению сердца.
Великолепное чувство юмора, пластичность помогли актрисе создать очень живой, полнокровный образ.
Художник-постановщик Ольга Иванова, композитор Евгений Дербенко многое сделали для того чтобы сказка стала по-настоящему сказочной. Красочными получились костюмы: легкомысленный наряд Кики и экзотичные лохмотья Лешего, его смешной живописный парик с ушами и рожками.
... Словом, спектакль о чудесах Доброты удался.
Хорошо бы почаще встречаться в нашем взрослом театре с хорошими детскими сказками, где без излишней назидательности, весело, ярко и убедительно учат ребят Добру.
("Курская правда", 1988 год)