Равнодушие ранит сильнее, чем открытая вражда

Николай Погребняк
Уважаемые читатели, я поведаю вам о силе, которая смогла сломить, казалось бы, несокрушимую силу духа пророка Илии к исполнению Божьей воли.
Начну своё повествование издалека, с описания предшествовавших событий:
«Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошёл весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень… Во время приношения вечерней жертвы подошёл Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев [это], весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3Цар.18:30-39)

До той поры народ толпился вокруг жрецов Ваала, целый день скачущих вокруг жертвенника Ваалу вопящих и колющих себя до крови. Теперь же, на закате дня, ибо день заканчивался, а заколатую жертву нельзя откладывать на следующий день, пророк Илия призвал израильтян к себе и воззвал к Господу Богу Авраама, Исаака и Израиля. И Господь Бог услышал его молитву и ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение.
«Весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» — когда прочитал этот стих, у меня возник вопрос: «Неужели израильтяне до этого не знали, что Господь Бог есть истинный Бог, Который вывел их из Египетского плена?» Конечно, знали, но ради ограждения себя от преследования жены царя Ахава, Иезавели, и чтобы оградить себя от притеснений со стороны жрецов Ваала и Астарты, они предпочитали молчать об этом.
Теперь же, увидев беспомощность жрецов Ваала перед пророком Божьим, Илией, евреи снова присягнули на верность Господу Богу.

Интересный народ, израильтяне, — то отрекутся от Господа Бога, то снова покаются, и так без конца. Дальше терпеть и оставлять без последствий отступничество народа, который присягал Ему в верности при горе Синае, Господь уже не мог, поэтому Он потребовал, чтобы израильтяне кровью идольских жрецов очистили себя от греха идолопоклонства.
«И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвёл их Илия к потоку Киссону и заколол их там». (3Цар.18:40)
Через пролитие крови идольских жрецов израильтяне казалось бы, окончательно отрезали себе путь к возврату к прежней жизни — к идолопоклонству, но...

«И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что [сделано] с душею каждого из них». (3Цар.19:1,2)
Только что весь народ Израиля пав на лица свои восклицал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!». Только что все израильтяне, включая Ахава, видели Божье чудо и вновь присягнули Господу Богу в верности, но стоило жене безвольного царя Ахава повелеть, чтобы пророк Илия был убит, и никто не посмел воспротивиться по этой идолопоклоннице. Ни один человек!
Почему все промолчали, увидев такое беззаконие?! — Из страха перед женщиной, которая по закону и власти то не имела в Израиле? А может из-за равнодушия?

На память пришли строки из стихотворения Александра Галича «Памяти Пастернака»

Свеча горела на столе,
Свеча горела…
Нет, никакая не свеча —
Горела люстра!
Очки на морде палача
Сверкали шустро!
А зал зевал, а зал скучал —
Мели, Емеля!
Ведь не в тюрьму и не в Сучан,
Не к высшей мере!
И не к терновому венцу
Колесованьем,
А как поленом по лицу —
Голосованьем!

Равнодушие людей: «Ведь не я же буду убивать Божьего пророка. Пускай Иезавель и Ахав делают, что хотят, а моя хата скраю».

«Увидев это, он (Илия) встал и пошёл, чтобы спасти жизнь свою, и пришёл в Вирсавию, которая в Иудее, и… отошёл в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих». (3Цар.19:3,4)
Людское равнодушие — причём равнодушие не столько к нему, сколько к Господу Богу, ударило сильнее по душе пророка Илии чем, если бы на него напали слуги царя Ахава у потока Киссона, во время Божьего суда над идольскими жрецами. И Илия впал в отчаяние, что не воплотил в жизнь Господню волю — не обратил сердца израильтян к вере отцов их, Авраама, Исаака и Израиля, к вере в Господа Бога.
«Илия сказал (Ангелу Господню): возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её». (3Цар.19:10)