ОТ МАЯКОВСКОГО –
К НАМ !
***
Итак, знакомьтесь:
Александр Александрович
ДЕЙНЕКА
( 1899 – 1969 гг.).
Один из ярких и значительных мастеров
в истории русского искусства ХХ века.
Живописец- монументалист, график,
иллюстратор, скульптор, спортсмен -
Народный художник СССР (1963 г.,),
Лауреат Ленинской премии ( 1964 г.),
Герой Социалистического
Труда (1969 г.).
***
Продолжение.
Нач. см.:
http://proza.ru/2024/02/24/1247
Глава 2. ШТЫКОВАЯ АТАКА -
во весь рост!
Вот так, с криком «Полундра!», и шли в штыковую атаку
грудью советские морячки, поднимаясь по весь рост
и вселяя во врага ужас!
Эту истину усвоил с детства, просыпаясь и засыпая в отчем доме
под взгляд на картину «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки,
что висела на стене перед глазами двухметровой копией,
талантливо выполненной моим отцом – самодеятельным
художником и фронтовиком…
***
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, который очень
любил этот город, был потрясен трагическими переменами и решил
написать полотно – Гимн защитникам города!
Для этого, чтобы окунуться в атмосферу реальных боев, он едет
на передовую линию фронта – под Юхнов, что под Калугой,
где своими глазами наблюдает ход реальных боев...
Он вспоминал:
« Сквозь вьюгу , снег, который сечет лицо и рвет с плеч
плащ-палатки, мчится танк с людьми на нем, - в масле,
копоти, обледенелыми, с обожженными морозом и заснеженными
бровями и ресницами. Это был Микеладжело, буйство человека
и природы…».
Вернувшись, он обобщает в одном полотне свои яркие впечатления
и воспоминания, создав заказной от Комитета Совнаркома
сюжет - «Оборона Севастополя» (1942 г.).
При этом фигура раненого матроса, бросающего связку гранат, -
центр полотна, его нерв, - была найдена художником уже в первом
карандашном наброске …
На полотне напряженность боя и схватки передается во всем:
в композиции картины, развернутой горизонтально, в резких и ярких
ракурсах фигур и колоритном контрасте цветов – белые фигуры
матросов, как символ света, даны на темном фоне, а темные фигуры
немцев, олицетворяющие зло, - на светлом.
В штыковой атаке моряков, что преграждают путь врагу, в борьбе
добра со злом, - достигнут пик кульминации. Это отнюдь не
документальное воспроизведение боя, а изображение на полотне
схватки двух непримиримых сил – добра и зла, жизни и смерти,
светлых сынов народа и темных вражеских сил!
Причем, композиция построена так, что зрители чувствуют себя как
бы участниками того боя, что поясняет и сам художник А.Дейнека:
« Всем живописным строем я старался убедить зрителя в непобедимости
таких людей, как моряк со связкой гранат, людей, готовых на
самопожертвование во имя торжества нашего дела».
Все так!
Тут каждая деталь продумана и глубоко символична.
Сдвинув, к примеру, главную фигуру матроса в левый край полотна,
Дейнека как бы раздвигает перед ним пространство, необходимое
для полета связки гранат! А очевидность боя дополняют детали
наглядного пейзажа фронтового города за спинами бойцов…
«Не знаю, - писал А. Дейнека, - хороша ли эта картина или плохая,
но кажется, что настоящая».
(Забегая вперед, хотелось бы отметить, что это новаторство
художника, увы, не всеми его современниками и коллегами
оценено по достоинству!).
А тема войны отражена и в других его полотнах – картина
«Сбитый ас», знаменитая серии «Москва военная»
( картины «Площадь Свердлова в декабре 1941 года»,
«Вечер. Патриарши пруды. 1941 год», «Колхозницы роют
противотанковые рвы на подступах к Москве»,
«Танки идут на фронт»,
«Наступление
началось» ), и др.
***
И еще любопытные штрихи.
Картина «Оборона Севастополя» (1942 г.), что создавалась
по заказу Комитета по делам искусства при СНК СССР,
была написана для выставки
«Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими
захватчиками», открывшейся
23 февраля 1943 г.
в Москве.
Договор с художником был заключен в декабре 1942 г.,
а картину он обязан был
представить Комитету не
позднее 1 февраля 1943 г.,
что и было им исполнено!
(В качестве гонорара по договору ему полагался аванс
в 20 тыс. руб.). А картина, в которой советские моряки ,
как сказочные витязи, вышли из вод морских в святой
и священный бой, сделала художника знаменитым…
В феврале-марте 1944 г. на нескольких заседаниях Комитета по Сталинским премиям
рассматривались 25 картин, отобранных в Третьяковской
галерее. Среди отобранных претендентов были и
три полотна А.А.Дейнеко «Оборона Севастополя», «Сбитый ас» и "Транспорт
восстанавливается».
Представлявший на заседании Комиссии картины Дейнеки художник
И.Э.Грабарь назвал его «мастером, который имеет
свой ярко выраженный,
ни на кого не похожий
стиль». Однако отметил
и недостатки – фигура поверженного немца неубедительна
("короткие ноги и длинное туловище").
Положительный отзыв картине дали выступившие на заседании
режиссер А.П.Довженко и некоторые другие.
Однако были и иные мнения. Директор МХАТа И.М Москвин обратил
внимание на незавершенность полотна, которое, по его мнению,
создавалось, видимо, в спешке…
С критикой выступили художник
А.М. Герасимов, не оценивший новаторство А.Дейнеки, а также
писатель А.А.Фадеев, который, в частности, подчеркнул:
«Это не лучшее из того,
что он написал. Я его как художника очень люблю,
но эту картину считаю его неудачей…».
Большинства голосов «за», таким образом, картина А.Дейнеки
«Оборона Севастополя» при голосовании о присуждении ей
Сталинской премии, увы,
не набрала…
Другие его представленные
полотна - «Сбитый ас» и
«Транспорт восстанавливается» на заседаниях вообще
не рассматривались.
***
Сегодня картина А. Дейнеки «Оборона Севастополя»
(1942 г.) –
см.на фото, хранится в Государственном Русском
музее в С-Петербурге, куда
поступила в 1949 г.
В СССР она шагнула к нам миллионными тиражами -
репродукциями живописи, иллюстрациями книг, учебников, в плакатах,
открытках и почтовых
марках!
А выставочная
ее история -
разговор особый!
Если в 1950- 80 годах картина неоднократно экспонировалась
в Москве и Ленинграде, то в 1990-2000 годах, помимо российских столиц, ее
вывозили и на зарубежные выставки, представляя
зрителям в музеях Праги, Стокгольма,Тарту, Иерусалима, Вероны, Бильбао,
Касселя,Нью-Йорка…
Эта картина еще раз
напоминает и разъясняет
всем:
Неулыбчивые русские не начинают войн!
Они их лишь заканчивают- неудержимой
штыковой атакой в полный рост, не жалея себя,
за мир и Отечество!
***
И последнее!
Сегодняшние бандеровцы
Запада и США - помните:
Неулыбчивые русские не начинают войн !
Они их всякий век
лишь заканчивают-
"кто к нам с мечом придет,
тот от меча и погибнет!" - отвечая врагам штыковой
атакой в полный
рост за честь, совесть,
веру и Отечество!
При этом у вас нет
своего Поля Куликова и
Дмитрия Донского, Александра
Невского,Суворова и Кутузова, своей Брестской крепости,
Зои Космодемьянской,
Александра Матросова, Николая Гастелло и Маршала Победы
Георгия Жукова, своих автографов на стенах поверженного Рейхстага
и Красного Знамени Победы
на его вершине!
Как нет и такого полотна - «Оборона Севастополя»…
Нет и уже не будет!
Как нет мирных «Игр будущего» в киберспорте, впервые в мире
проводимых сегодня Россией в Казани, где, вопреки запретам
мирового зла, участвуют спортсмены 107 стран, а проигравший Томас Бах,
как глава МОК,подконтрольного США, пребывает в трансе
и бешенстве…
25.02. 2024 г.
(Окончание следует)
Фото из интернета