Летописец эпохи -2

Владимир Федулов
ОТ МАЯКОВСКОГО –
К НАМ !

***
Итак, знакомьтесь:

Александр Александрович
         ДЕЙНЕКА
    ( 1899 – 1969 гг.).

Один из ярких  и значительных мастеров
в истории русского искусства  ХХ века.
Живописец- монументалист, график,
иллюстратор, скульптор, спортсмен -
Народный художник СССР (1963 г.,),
Лауреат Ленинской премии ( 1964 г.),
Герой Социалистического
Труда (1969 г.).
***

Продолжение.
Нач. см.:
http://proza.ru/2024/02/24/1247

Глава 2. ШТЫКОВАЯ  АТАКА  -
во весь рост!

Вот так, с криком «Полундра!», и шли  в штыковую атаку
грудью  советские морячки, поднимаясь по весь рост
и вселяя во врага ужас!

Эту истину усвоил с детства, просыпаясь и засыпая в отчем доме
под взгляд на картину «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки,
что висела на стене перед глазами двухметровой копией,
талантливо выполненной моим отцом – самодеятельным
художником и фронтовиком…

***
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, который очень
любил этот город, был потрясен трагическими переменами и решил
написать полотно – Гимн защитникам города!

Для этого, чтобы окунуться в атмосферу реальных боев, он едет
на передовую линию фронта – под Юхнов, что под Калугой,
где своими глазами наблюдает ход реальных боев...

Он вспоминал:
« Сквозь  вьюгу , снег, который сечет лицо и рвет с плеч
плащ-палатки, мчится танк с людьми на нем,  - в масле,
копоти, обледенелыми, с обожженными морозом и заснеженными
бровями и ресницами.  Это был Микеладжело,  буйство человека
и природы…».

Вернувшись, он обобщает в одном полотне свои яркие впечатления
и воспоминания, создав заказной от Комитета Совнаркома
сюжет  - «Оборона  Севастополя» (1942 г.).

При этом фигура раненого матроса, бросающего связку гранат,  -
центр полотна, его нерв, -  была найдена художником уже в первом
карандашном наброске …

На полотне напряженность боя и схватки передается  во всем:
в композиции картины, развернутой горизонтально, в резких и ярких
ракурсах фигур  и колоритном контрасте  цветов – белые фигуры
матросов, как символ света, даны на темном фоне, а темные фигуры
немцев, олицетворяющие зло, - на светлом.

В штыковой атаке моряков, что преграждают путь врагу, в борьбе 
добра со злом,  - достигнут пик кульминации.  Это отнюдь не
документальное воспроизведение боя, а изображение на полотне 
схватки  двух непримиримых сил – добра и зла, жизни и смерти,
светлых сынов народа и темных вражеских сил!

Причем, композиция построена так, что зрители чувствуют себя как
бы участниками того боя, что поясняет и сам художник  А.Дейнека:
« Всем живописным строем я старался убедить зрителя в непобедимости
таких людей, как моряк со связкой гранат, людей, готовых на
самопожертвование во имя торжества нашего дела».

Все так!
Тут каждая деталь продумана и глубоко символична.

Сдвинув, к примеру, главную фигуру матроса в левый край полотна, 
Дейнека  как бы раздвигает перед ним  пространство, необходимое
для полета связки гранат! А очевидность  боя  дополняют детали
наглядного  пейзажа фронтового города за спинами бойцов…
«Не знаю, - писал А. Дейнека, - хороша ли эта картина или плохая,
но кажется, что настоящая».

(Забегая вперед, хотелось бы отметить, что это новаторство
художника, увы, не всеми его современниками и коллегами
оценено по достоинству!).
 
А тема войны  отражена и в других  его полотнах –  картина
«Сбитый ас»,  знаменитая серии  «Москва военная» 
( картины «Площадь Свердлова  в декабре 1941 года», 
«Вечер. Патриарши пруды. 1941 год»,  «Колхозницы роют 
противотанковые рвы на подступах  к Москве»,
«Танки идут на фронт»,
«Наступление 
началось» ), и др.
***

И еще любопытные  штрихи.

Картина «Оборона Севастополя» (1942 г.), что создавалась
по заказу Комитета по делам искусства при СНК СССР,
была написана для выставки
«Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими
захватчиками», открывшейся
23 февраля 1943 г.
в Москве.

Договор с художником был заключен в декабре 1942 г.,
а картину он обязан был
представить Комитету не
позднее 1 февраля 1943 г.,
что и было им исполнено!
(В  качестве гонорара по договору ему полагался аванс
в  20 тыс. руб.). А картина, в которой советские моряки ,
как сказочные витязи, вышли из вод морских в святой
и священный бой, сделала художника знаменитым…

В феврале-марте 1944 г. на нескольких заседаниях Комитета по Сталинским премиям
рассматривались 25 картин, отобранных в Третьяковской
галерее. Среди отобранных претендентов были и
три полотна А.А.Дейнеко «Оборона Севастополя», «Сбитый ас» и "Транспорт
восстанавливается».

Представлявший на заседании Комиссии картины Дейнеки художник
И.Э.Грабарь назвал его «мастером, который имеет
свой ярко выраженный,
ни на кого не похожий
стиль». Однако отметил
и недостатки – фигура поверженного немца неубедительна
("короткие ноги и длинное туловище").

Положительный отзыв картине дали  выступившие на заседании
режиссер А.П.Довженко и некоторые другие.

Однако были и иные мнения. Директор МХАТа И.М Москвин обратил
внимание на незавершенность полотна, которое, по его мнению,
создавалось, видимо,  в спешке…
С  критикой выступили художник
А.М. Герасимов, не оценивший новаторство А.Дейнеки, а также
писатель А.А.Фадеев, который, в частности, подчеркнул:
«Это не лучшее из того,
что он написал. Я его как художника очень люблю,
но эту картину считаю его неудачей…».

Большинства голосов «за», таким образом, картина А.Дейнеки
«Оборона Севастополя» при голосовании о присуждении ей
Сталинской премии, увы,
не набрала…

Другие его представленные
полотна - «Сбитый ас» и
«Транспорт восстанавливается»  на заседаниях вообще 
не рассматривались.

***

Сегодня картина А. Дейнеки «Оборона Севастополя»
(1942 г.) –
см.на фото, хранится в Государственном  Русском
музее в С-Петербурге, куда
поступила в 1949 г.

В СССР она шагнула к нам миллионными тиражами -
репродукциями живописи, иллюстрациями  книг, учебников, в плакатах,
открытках и почтовых
марках!

А выставочная
ее история  -
разговор особый!

Если в 1950- 80 годах картина неоднократно  экспонировалась 
в Москве и Ленинграде, то в 1990-2000 годах, помимо российских столиц, ее
вывозили и на зарубежные выставки, представляя
зрителям в музеях Праги, Стокгольма,Тарту, Иерусалима, Вероны, Бильбао,
Касселя,Нью-Йорка…

Эта картина еще раз
напоминает и разъясняет
всем:

Неулыбчивые русские не начинают войн!
Они их лишь заканчивают- неудержимой
штыковой атакой в полный рост, не жалея себя,
за  мир  и Отечество!

***

И последнее!
Сегодняшние бандеровцы
Запада и США - помните:

Неулыбчивые русские не начинают войн !
Они их всякий век
лишь заканчивают-
"кто к нам с мечом придет,
тот от меча и погибнет!" - отвечая врагам штыковой
атакой в полный
рост за честь, совесть,
веру и Отечество!


При этом у вас нет
своего Поля Куликова и
Дмитрия Донского, Александра
Невского,Суворова и Кутузова, своей Брестской крепости,
Зои Космодемьянской,
Александра Матросова, Николая Гастелло и Маршала Победы
Георгия Жукова, своих автографов на стенах поверженного Рейхстага 
и Красного Знамени Победы
на  его вершине!

Как нет и такого полотна -  «Оборона Севастополя»…

Нет и уже не будет!

Как нет мирных «Игр будущего» в киберспорте, впервые в мире
проводимых сегодня Россией в Казани, где, вопреки запретам
мирового зла, участвуют спортсмены 107 стран, а проигравший Томас Бах,
как глава МОК,подконтрольного США,  пребывает в трансе
и бешенстве…

25.02. 2024 г.
            
 (Окончание следует)

Фото из интернета