Чувствую себя несвободной

Виктор Ляшенко
/из открытой консультации/

«Пока я учусь, чувствую себя несвободной. К тому же мне не нравится эта специальность. Я смотрю на своих бывших сокурсников, которые закончили вовремя, а мне ещё два года тянуть лямку.
И мне кажется, будто у них больше времени на жизнь, ведь они могут делать что хотят, у них уже есть диплом, они свободны выбирать дальнейшую жизнь.
Родители давали мне свободу выбора, делай что хочешь, учись, где хочешь. А я не знала что хочу, и все время была не уверена ни в чем. Так и до сих пор я не понимаю, чего хочу и куда идти. Учеба мне не интересна поэтому может я не старалась учиться. Бросать учебу? Куда потом идти, что делать» 

*****

Это одна из распространённых иллюзий тех, кто учится, с помощью которой они прячут от себя существо проблемы.

Если вы не свободны сейчас, пока учитесь и пока ещё не получили диплом, то окончание учёбы для вас ничего не изменит.

Вы будете такой же несвободной. А возможно, окажетесь в ещё более худшем положении, и всё также неспособной выбирать свою дальнейшую жизнь. Потому что сейчас, пока вы учитесь, у вас есть хоть какая-то определённость, а получив диплом, вы окажетесь в неопределённости, ведь вы и сейчас не знаете, чего хотите.

Дело не в учёбе и не в дипломе, а в том, что вы САМИ НЕ ВЫБИРАЕТЕ то, чем вы занимаетесь.

Если учёба – ваш личный выбор, то вы свободны. Потому что свобода – это не отсутствие обязанностей, а личный выбор. А если вы не выбрали свою учёбу, а тянете лямку, желая соответствовать чьим-то ожиданиям, то вы несвободны, тяготитесь этой несвободой, и мечтаете о дипломе, как о конце каторги.
Но если вы не определяетесь сейчас, не выбираете свою текущую жизнь, то что изменится с дипломом? Вы останетесь в той же самой текущей жизни, которую вы не выбираете.

Получится, как в песне у Высоцкого: «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?»