Даниил Хармс, мастер эпатажа в жизни и в искусстве

Екатерина Владимировна Литвинова
Даниил Хармс был одним из самых ярких представителей русской литературы первой половины 20 века. Очень точно охарактеризован он в интернет-энциклопедии Луркоморье: «Персонаж авторства самого себя, писатель-суперфантаст, человек-абсурд, мастер рифмованной бессмыслицы, гений бреда, апофеоз неадеквата, образец контркультурного героя, и прочая, прочая, прочая». Кем же он был, этот человек?

Даниил Иванович Ювачев, впоследствии Даниил Хармс, родился 17 (30) декабря 1905 года в Санкт-Петербурге. Еще в детстве он придумал себе псевдоним, который позже приобрел статус официального имени. Вообще-то, у Хармса было несколько десятков псевдонимов: Гармониус, Чармс, Шардам, Карл Иванович Шустерлинг, Даниил Заточник и т.д. Даже в этом многообразии имен проявлялась живая многосторонняя натура писателя.

Творчество Хармса целиком соответствовало концепции ОБЭРИУ (Объединения Реального Искусства) – группы деятелей культуры, основанной в конце 20-х гг. в Ленинграде. Представители этого движения  проповедовали отказ от традиций в искусстве, гротеск и эстетику абсурда. Со стороны властей обэриуты признанием не пользовались, официозные критики называли их творчество «поэзией классового врага». Поэтому произведения Даниила Хармса не печатались, и он мог реализовать себя только в нише детской литературы.

Примечательно, что Хармс позиционировал себя, как ненавистника детей. Скорее всего, это было всего лишь частью эпатажного образа, которым отличался писатель. Ведь сами дети очень любили стихи и публичные выступления Даниила Хармса, которые приводили ребятню в восхищение. Читая свое стихотворение, этот чудак мог вдруг вытащить из кармана крохотную пушку, неожиданно выстреливающую, или вынуть изо рта разноцветные теннисные шарики. Фокусы с ними были одним из его излюбленных занятий, и жонглировал шариками он виртуозно!

Еще одним увлечением Хармса было рисование. Стены его комнаты, даже абажур лампы были разрисованы. Кроме того, писатель обожал классическую музыку – Генделя, Баха, Моцарта…Высоко ценил Даниил Хармс и Шостаковича. Что же касается литературы, Хармс буквально преклонялся перед гением Гоголя, с которым он был, безусловно, творчески связан. Нравился  писателю и юмор Козьмы Пруткова.

Даниил Хармс был, как уже было замечено выше, мастером эпатажа. Это проявлялось и в его пристрастиях. Например, Хармс обожал маленьких собачек, особенно такс. На прогулках с ним всегда была одна из них. Высокий рост писателя резко контрастировал с песиком. Клички своим собакам Хармс давал крайне оригинальные, например «Бранденбургский концерт» или «Чти память дня сражения при Фермопилах». Необычен был и внешний облик Даниила Хармса, выбор которого был продиктован образом Шерлока Холмса. Эксцентричный поэт одевался в клетчатый сюртук, носил серые гольфы и большую серую кепку. Следование имиджу знаменитого литературного героя дополняли трость и неизменная курительная трубка.

Тема Шерлока Холмса волновала Хармса не только внешним стилем сыщика. Видимо, вдохновившись  рассказом Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки», еще будучи юношей, Хармс создал свой собственный шифр, который вначале напоминал загадочные фигурки из детектива. Позже писатель придумал особую систему значков, обозначавших все буквы алфавита. С их помощью Хармс зашифровывал свои дневники, опасаясь, что их могут прочитать чужие люди. Тем более что в своих записках он часто дурно отзывался о советской власти.

Оригинальный во всех своих проявлениях, Хармс очень любил розыгрыши, которые готовил заранее. Один раз в гостях, несмотря на присутствие дам, он начал неожиданно стягивать с себя брюки. Все остолбенели. Но конфуза так и не произошло, под верхними штанами были еще одни! Вообще, Хармс обожал шокирующие ситуации. Иной раз он мог подойти к окну в совершенно раздетом виде. На возмущения соседей писатель отвечал так:«Что приятнее взору: старуха в одной рубашке или молодой человек, совершенно голый? И кому в своем виде непозволительно показаться перед людьми?»

Несмотря на все свои чудачества, а может быть и благодаря им, Даниилу Хармсу сопутствовал большой успех у женщин. Вторую супругу писателя Марину Малич, которой поэт частенько изменял с привлекательными дамами, ревность чуть было не привела к суициду. Хармс понимал свою слабость, в его дневниках есть следующая запись:«Боже! Что делается! Я погрязаю в нищете и в разврате. Я погубил Марину. Боже, спаси ее! Боже, спаси мою несчастную дорогую Марину».

Нужно отметить, что поэт был действительно верующим человеком, особенно ярко это проявлялось в отношении близких. Он готов был поделиться с ними последним. Как-то раз Хармс купил на оставшиеся деньги театральные билеты и отдал их друзьям, а потом целую неделю питался одним рыбным супом.

Возможно, благодаря искренней вере, Даниилу Хармсу был дан дар предвидения. Известно, что писатель предсказал блокаду Ленинграда. Именно поэтому несколько его друзей загодя покинули город и избежали голодной смерти. Предвидел Хармс и то, что во время первой бомбежки его родной дом будет разрушен.

Вот грянул дождь,
Остановилось время.
Часы беспомощно стучат.
Расти, трава, тебе не надо время.
Дух Божий, говори, тебе не надо слов.
12 августа 1937 года

Как писателя, Даниила Хармса интересовали истоки зла в человеке. Но в своих жутковатых рассказах он не морализировал, а беспощадно высмеивал жестокость, равнодушие и тупость окружающей действительности. Видимо именно этого не могли простить Хармсу власть имущие. Три раза писателя арестовывали. Последний арест был вызван доносом, обвиняющим Хармса в следующем заявлении:

«Для меня приятнее находиться у немцев в концлагерях, чем жить при Советской власти».

Поэта заключили в психиатрическую больницу тюрьмы, где он умер от голода 2 февраля 1942 года. Ему было 37 лет – мистический возраст в русской поэзии!

Афоризмы Даниила Хармса:
    
Я уважаю только молодых, здоровых и пышных женщин. К остальным представителям человечества я отношусь подозрительно.

Старух, которые носят в себе благоразумные мысли, хорошо бы ловить арканом.

Лучше быть здоровым, но богатым, чем бедным, но больным.

 Нет пророка без порока.