21. 13 Позитивизм и идеализм

Лариса Болотова
«Апокалипсический ангел клянётся, что времени больше не будет. (Апокалипсис,  X, 6.)

«Чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что – широта и долгота, и глубина, и высота» (Послание к Эфесянам, III, 18.) .

  «Но попробуем посмотреть на эти слова Апокалипсиса и Посланий с точки зрения нашего обычного «позитивизма». Что мы увидим?

Ничего не увидим.

Позитивизм – философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис позитивизма «Всё подлинное знание есть совокупный результат специальных наук. (Википедия)

Проблеск тайны, мелькнувшей на мгновение, сейчас же исчезнет. Это будут слова без всякого содержания, ничем не привлекающие к себе нашего усталого внимания, которое скользнёт по ним, как оно скользит по всему. Мы равнодушно перевернём страницу и равнодушно закроем книгу.

И мы не замечаем того, что мы сами обворовываем себя своим «позитивизмом», лишаем жизнь всей красоты, всей тайны, всего содержания. Мы превращаем её в голую схему вертящихся шаров и удивляемся потом, что нам скучно и противно, и не хочется жить, и что мы ничего не понимаем вокруг.

Ничего и нельзя понять, рассматривая жизнь материалистически или «энергетически». Как в приведённых словах о времени и о пространстве не окажется никакого смысла, точно так же не будет видно никакой руководящей идеи во Всём.

Метод не годится.

В своё время позитивизм, явился как нечто освежающее, трезвое, здоровое и прогрессивное , прокладывавшее новые пути мысли.

После всяких сантиментальных построений наивного дуализма, это, конечно, был большой шаг вперёд. Позитивизм стал символом прогресса мысли.

Но мы видим теперь, что он неизбежно приводить к материализму. И в таком виде он останавливает мысль, которой уже тесно в узких рамках материи и движения. Из революционного, гонимого, анархического, вольнодумного позитивизм стал основой официальной науки. На него надет мундир. Ему пожалованы ордена. К его услугам университеты, академии. Он признан. Он учит. Он управляет мыслями.

Но достигнув благоденствия и преуспеяния, позитивизм, прежде всего, поставил препятствия дальнейшему ходу мысли. Всё, выходящее из рамок обычного сознания, объявлено патологическим. Перед свободным исследованием поставлены китайские стены «положительных» наук и методов. Всё, поднимающееся выше этих стен, объявлено ненаучным.

И в таком виде позитивизм, бывший раньше символом прогресса, уже является консервативным, реакционным.

В области мысли уже установился существующий порядок и борьба с ним уже объявлена преступлением.

Но свободная мысль не может остановиться ни на каких рамках. Никакой один метод, никакая одна система не может удовлетворять её. Она должна брать от всех, что в них есть ценного. Она не должна ничего признавать решённым и не должна ничего считать невозможным.

Истинное движение, лежащее в основе всего, есть движение мысли.

Всё, что останавливает движение мысли, - ложно.

Поэтому настоящий реальный прогресс мысли только в самом широком идеализме, не признающем возможности остановки на каких либо найденных формах. Смысл жизни в вечном искании. И только в искании можем мы найти что-нибудь действительно новое».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 235).