4. 3. 2 Обучение детей на небесах

Лариса Болотова
                Как происходит обучение детей на небесах?

«334. … У своих воспитательниц они учатся говорить; первая речь их есть только звук, выражающий  чувство и становящийся отчётливее по мере того, как понятия мышления слагаются в них, ибо вся речь их ангельская состоит из понятий мышления, происходящих от чувств их …»

                Каким образом происходит понятие мышления, словами или нет?

«Сначала внушают чувствам их, которые все исходят от невинности, такие вещи, которые являются пред их глазами и приятны им; а так как эти вещи духовного происхождения, то вместе с ними влияют и предметы, относящиеся к небесам, через что внутренние начала (дух?) в детях раскрываются,  и они с каждым днём совершенствуются: по миновании этого первого возраста они переводятся в другие небеса, где обучаются учителями, и так далее.

335. Дети в особенности обучаются посредством изображений … или представлений, приноровленных к их способностям, и никто не поверит, до какой степени эти изображения прекрасны и полны мудрости от внутреннего источника; таким образом, детям постепенно внушается (закладывается программа?) разумение, которое получает жизнь свою от блага. …

Первое изображало Господа, возносящегося из гроба, и вместе с тем соединение его человеческого начала с Божественным, что делалось столь мудрым образом, что оно превосходило всякую человеческую мудрость, хотя в то же время делалось детски и невинно. При этом дети изображали и понятие о гробе, не соединяя, однако ж, его  с понятием о Господе, которого присутствие постигалось только как бы издалека; так делалось потому, что понятие о гробе заключает в себе что-то похоронное, что таким путём устранялось».

                Каким образом и в чём  они это изображали? В мыслях? В пространстве?

«Затем они наполняли гроб чем-то воздушным, казавшимся, однако ж, как бы слегка водянистым; затем они означали, также с приличными  устранениями, духовную жизнь в крещении. После того … они изображали Господа, сходящего к бывшим в узах смерти …, и восшествие его с ними на небеса; всё это делалось с несравненным благочестием и осторожностью. Вполне детским было то, что они опускали почти незаметные, лёгонькие и мягкие ниточки, которыми поддерживали Господа в его вознесении; во всё время они были  в святом страхе, чтобы какая-нибудь часть их представления не коснулась чего-либо, не заключающего в себе духовно-небесных понятий. Кроме того, у них есть другие представления, коими они приводятся к познанию истины и к возлюблениям блага как бы играми, сообразными с их нравами.

336.  Мне (Свёденборгу) было показано, сколь нежен их разум. В то время как я читал молитву Господню, они разумным началом своим влияли на понятия моей мысли, и я замечал, что их влияние было так нежно и так мягко, что оно принадлежало как бы одной только любви …;  в то же время я замечал, что разумное начало их было раскрыто, как бы начиная от Господа, ибо то, что влияло от них, влияло как бы и через них …» .

                Можно ли это влияние детей  на Свёденборга назвать внушением ему правильных понятий?

«Господь  в особенности влияет на понятия детей через внутренние их начала (духа?), потому что, не как у взрослых, ничто ещё не замкнуло их понятий; ни одно ложное начало не препятствует им принять истину, и жизнь во зле не препятствует им принять благо, следовательно, достичь мудрости. Из этого можно видеть, что дети после смерти не приходят тотчас в состояние ангельское, но что они постепенно приводятся к нему познаниями блага и истины и что это делается согласно всему небесному порядку, ибо все малейшие оттенки их права ведомы Господу, вследствие чего они и приводятся к принятию блага и истин блага, согласно всем общим и частным побуждениям своих наклонностей».

                А могут ли, таким образом, влиять на детей злобные духи?

«337. Мне (Свёденборгу) было также показано, каким образом им всё внушается с удовольствием и приятностью, приличными их нраву: мне дано было видеть детей, одетых с величайшим изяществом; вокруг груди их были венки из цветов, блестевших самыми приятными небесными красками; таким же образом были украшены и их нежные руки.  В другой раз мне дано было видеть детей с их наставницами и с девицами в райском саду, украшенном не столько деревьями, как лавровыми беседками, образующими портики и аллеи, ведущие внутрь сада; дети были одеты, как было сказано выше, и когда они входили, цветы, осенявшие вход, исполнялись восхитительного блеска.  Из этого можно видеть, в чём состоят их наслаждения и каким образом они разными удовольствиями и радостями приводятся к благам невинности и благостыне, благам кои постоянно внушаются Господом посредством этих удовольствий и радостей».

                Как понять? Человек воспринимает физическим телом, через его чувства только малую часть  всей информации, воспринимаемой остальными его телами, которая проявляется в его состоянии, например, удовольствия и радости. Таким образом, создаётся особая атмосфера для восприятия блага и истин для детей на небесах.

                Как воспринимают дети окружающие предметы на небесах?

«338. (Свёденборгу) было показано посредством общения, весьма обыкновенного в той жизни, в чём состоят понятия детей, когда они видят какой-нибудь предмет: все предметы, как вообще, так и в частности, представляются им как бы живыми; поэтому в каждом понятии их мысли есть жизнь.  … почти подобные же понятия бывают у детей на земле, когда они забавляются своими играми, ибо у них ещё нет того рассуждения, как у взрослых, чтобы различать неодушевлённый предмет от одушевлённого».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.165).