Работа над ошибками. 18. 01. 2024

Ольга Немежикова
Статья о спектакле «Работа над ошибками» (18.01.2024) по мотивам одноимённой повести Ю. Полякова студентов 3-го курса СГИИ.

Режиссёр-постановщик — художественный руководитель курса Эмилия Шевчук.

Школьная жизнь клокочет по всем фронтам: школьники, их родители и учителя с завидным упорством лепят ошибки. Треугольниками исчеркана вся история, редкий персонаж свободен от волнующих перипетий. Резкие сцены выяснения отношений чередуются со сценами обольщений; сюжет упруго петляет, но при этом отчётливо движется в направлении работы над ошибками.

Школа, как ей и положено, живёт полнокровной жизнью: девятый класс стремительно взрослеет; учителя и родители в самом расцвете возможностей. Несомненно, у большинства всё ещё впереди, но на самом деле на этом ярком фоне разворачивается история о том, как поссорились и помирились два школьных товарища — Виктор Кирибеев (Данил Штикель) и Алексей Ивченко (Игорь Ромыш).

Поссорились, потому что жизнь не спросила и развела. Витя стремительно покатился вниз, не выдержав изматывающей семейной драмы. И лететь бы ему до самого дна, не появись в школе новый учитель русского языка и литературы, бывший журналист и сокурсник директора — Андрей Михайлович Петрушов (Филипп Рубителев).

Андрей Михайлович — на редкость талантливый педагог (побольше бы нам таких в школу!), он придумал, как помирить строптивых ребят, и, надо сказать, «лучше выдумать не мог». Наставник предложил Алексею сочинить стихи к юбилею школы и прочитать их вместе с Виктором. Виктор ни за что бы не согласился выступить, не будь эти стихи посвящены тому, что будоражило каждого — указать на ошибки, на то, что в школе не нравится. Грех было не выступить, высказать наболевшее, а после простить и принять эту жизнь и себя в ней.

Новенькая Вика Челышева (Наталья Бойчук) в конфликте товарищей сыграла роль горящей спички для бикфордова шнура. Эффектная девушка мимоходом взбаламутила одноклассников, однако ей не удалось прельстить неприступного, несколько надменного и в высшей степени рассудительного учителя физики, Максима Эдуардовича Лебедева (Андрей Оторопчук). Неудивительно, ведь Максим Эдуардович не только навёл справки о загадочном переходе Вики в новую школу под конец учебного года, но давно имел виды на учителя географии Аллу Константиновну Умецкую (Дарья Ковалёва), которая наконец развелась с мужем.

Скромная ученица Нина Обиход (Гуля Годжаева), обладательница чарующего голоса мягкого музыкального тембра и лексикона с налётом книжной архаики, неожиданно оказалась не только способной усвоить советы Виктории по женским уловкам. Нина получила главный приз в этой истории: она вернула себе Лёшу, да так, что смелый мальчик птицей бился в её окно совсем не первого этажа. Этот подвиг случился, к счастью, в светлое время суток, иначе Нина могла бы всерьёз испугаться, настолько неожиданным было появление Лёши под жутковатую дробь и вурдалачий скрежет оконного стекла — в зрительный зал дохнуло хоррором!

Лёша на самом деле может оказаться сильным призом. У него есть цель — он хочет стать журналистом; рок-музыкант Виктор Цой для него авторитет безусловный. Алексей настолько начитан, что способен понять драму красавицы-мамы, Полины Викторовны Ивченко (Анна Симачева). Возможно, взыскательный Лёша сделает выводы и не повторит семейную модель своего отца, Вениамина Ивченко (Владислав Руковишников), которому давно ничего, кроме работы, не интересно. Лёше тоже, кроме правды-матки, мало что интересно — он решительно строит свой справедливый мир. В шестнадцать лет идейный отрок запросто отчитывает отца: комсомолец не ведает, что за такие речи в царской России он пошёл бы на каторгу. Воистину, не мы такие — время такое. Надо отметить, пафос роли Алексея Ивченко балансирует по канату над пропастью деланного резонёрства, но актёр держит идеи своего героя убедительно — нам действительно не смешно. Потому что проблема отцов в спектакле поставлена по-житейски обстоятельно и радикально: что только не должны, чем только не обязаны детям и жёнам эти отцы…

Семья Кирибеевых из другой оперы. Мама, Екатерина Николаевна (Екатерина Солопова) бьётся как рыба об лёд со своим несчастным инвалидом-алкоголиком мужем (Иван Ковалёв). Кто бы спорил, последние два года её семейная жизнь — форменный кошмар. Екатерина Николаевна вибрирует истериками от страха, в первую очередь, за сына, который превращается в тень слабостей своего отца. А ведь пару лет назад, до инвалидности мужа, Витя учился на четыре и пять — есть, от чего впасть в отчаяние. И хотя мы познакомились с Витей не в самой лучшей стадии его развития, мы верим, что он найдёт в себе силы преодолеть судьбу. Он понимает одиночество Вики, как и она понимает его одиночество. Это он советует Лёше обратить внимание на Нину. В его небрежной манере общения проскакивают пронзительные душевные интонации — Витя, как и Лёша, готов стоять за правду, и он не виноват, что жизнь задала ему задачу не по возрасту — выстоять, не опуститься. Но как таковой обиды на мир он не держит. Всё зло для него сосредоточено в алкоголизме отца. Кто знает, что ещё придётся ему пережить… Однако финальная запевка «Прекрасное далёко» и совместное с Лёшей выступление настраивают зрителей на самый позитивный лад.

Директор школы, Станислав Юрьевич Фоменко (Богдан Иващенко), умеет собрать трудовой коллектив и всех держать в форме. Его жена, Вера Степановна Фоменко, главный бухгалтер школы (Анастасия Скокова), загружена работой сверх меры. Оба супруга уважают друг друга и вызывают у нас искреннюю симпатию. Но жизнь есть жизнь, любовь давно растворилась, остались приличия, обязанности, привычки. И когда Станислав Юрьевич отвечает на вопрос очаровательной Елены Павловны Казаковцевой, учителя немецкого языка (Ирина Кирса): «Я вам зачем?» — «Я люблю тебя»… Мы, с одной стороны, понимаем: у людей так получилось. С другой стороны, слова («Я взрослый человек, я за себя отвечаю...») с делами не совпадать могут хронически. А делает Станислав Юрьевич не самые достойные вещи: влюбил в себя молодую учительницу, заставил её страдать без каких-либо видов на будущее. Не мудрено, что хрустальное приключение разбилось вдребезги о первую же преграду. Однако тайна обаятельного рыцаря Станислава Юрьевича, его двойственной позиции, останется. Видимо, эта тайна и увлекла молодую учительницу, которая и в школу-то одевается не броско, «чтобы не засмущать учеников». Хотелось бы отметить прозрачную непринуждённость перехода учительницы с русского языка на немецкий, её нескрываемую любовь к своему предмету, настраивающую на высокий лад — мы словно слышим в её интонациях язык Гёте, Шиллера, Гофмана…

К счастью, Елена Павловна тут же попадает в надёжные объятия Андрея Михайловича, так что мы за неё спокойны.

Не менее романтична и в своём роде забавна другая стихийная пара — учитель математики Борис Евсеевич Котик (Сергей Мальцев) и племянница директора, вчерашняя выпускница школы, а теперь новый секретарь, Ольга Львовна Ефремова (Есения Тисленко). Котик ласкался как котик, но Ольга Львовна оказалась пуглива, как птичка. Их точёное танго (с любопытнейшим предисловием происхождения танца) — трепетная метафора охоты в райском саду.

Котика с молодым аспирантским задором пасёт поблизости бывшая жена — женщина, закованная в панцирь боевого оптимизма, Евдокия Матвеевна Гирина, учитель химии (Дарья Юсупова). Бравые пикировки бывших супругов приводят в восторг как их самих, так и зрителей. Спонтанная живость восприятия предлагаемых обстоятельств делает эту пару комедийным гвоздём спектакля и неизменно сопровождается аплодисментами!

Клара Ивановна Опрятина (Ева Чубукова) — завуч, правдоподобный до сердечной судороги. Бунчук её образа мгновенно погружает нас в эффект дежавю. Она крепко держит школьников если не в страхе, то в жёсткой субординации перед администрацией, насколько это в конце двадцатого века было возможно в советской ещё школе.

Володя Борин (Никита Долинин) уверенно олицетворяет среднего школьника, своего парня в компании, без которого в любом коллективе невозможны товарищеские скрепы. Он из тех, чья личность в глаза не бросается, но именно такие люди имеют ценное свойство ненавязчиво и вовремя уравновешивать любой конфликт.

Быстрее всех закончили работу над ошибками ученики, следом «пришли» учителя (о чём метафорически сокрушался Борис Евсеевич Евдокии Матвеевне: «В «Белой ладье» мы проиграли...»), а родителям предстоит долгий нелёгкий путь. Неудивительно, ведь именно родители стоически держат на плечах само основание тяжёлой, монументальной пирамиды — школы жизни.