Самые длинные рок-композиции. Часть 2

Алекс Свитт
Несколько слов о...

Самые длинные (долгоиграющие) рок-композиции (больше 10 минут, от 11 и выше), которые удалось услышать в жизни.


Здравствуйте!

Композиция... Что это?.. А это... В общих чертах... "Соединение в единое целое, состоящее из нескольких частей".

Понятно. А в музыке? Это.. "Полностью завершенное музыкальное произведение, которое...", как мы уже поняли, "состоит из нескольких частей".

Ясно. А рок-группы? Классические рок-группы - это такие музыкальные группы, которые в прошлом любили экспериментировать (представляя себя великими поэтами и композиторами), сочиняя длинные (долгоиграющие) композиции, состоящие из... Из чего бы вы думали? Правильно! Состоящие из нескольких частей!

Так. Хорошо. А Лёша? А Лёша - это такой парень, который решил составить список самых длинных рок-композиций, что услышал в жизни, состоящих из... Хо-хо! Ладно, больше не будем...

Но факт, остаётся фактом: эти композиции - реально длинные. А музыканты, что их придумали, являлись особенными, одарёнными людьми. Не всегда мировая общественность понимала их творения, но группы, несмотря на все "за" и "против", во все времена находили своего благодарного слушателя. Коим сейчас, в XXI-ом веке, являюсь и я - ваш покорный слуга пера, прибалтийский журналист-любитель со стажем... Вот-с...

Часть 2.

После прогрессивного "Pink Floyd", хард-рокового "Змей Горыныча" ("Deep Purple", "Led Zeppelin" и "Black Sabbath") не написать вторую часть я просто не мог.

Ведь, как можно пропустить, например...

5. "Dire Straits" (Ньюкасл, Англия, Великобритания, 1977-1988, 1991-1995) с их ошеломляющей, красивой, художественной, философской...

"Telegraph road" - 14:20 (Марк Нопфлер)!!!

Ведь она возвращает меня в ПОДРОСТКОВЫЕ ГОДЫ!!!..

Мне 15, я слушаю отцовскую коллекцию виниловых пластинок. Нахожу альбом "Love over gold" (1982) от "Dire Straits" со стильной обложкой и сразу же "улетаю" в космос от первой вещи!!! Сразу!!!.. 
 
"Вот это группа, вот это мощь!!!" подумал я тогда и, не удержавшись, взял в руки щётку, настраивая её, как гитару, чтобы играть длинное, магическое соло Марка Нопфлера.

Эффект от этих 14 минут был не хуже, чем от "Pink Floyd" или концертной "Child in time" ("Deep Purple"). Я сразу почувствовал, что это МОЁ и что с данной группой подружимся. И не ошибся. Коллектив "Dire Straits" золотыми буквами вошёл в мой топ-40 "Самых лучших иностранных групп и исполнителей всех времён и народов". А ещё - ЭТА ГРУППА ИДЕАЛЬНА ДЛЯ ДОЛГОГО ПУТЕШЕСТВИЯ В АВТОБУСЕ!!! Марк и Ко как будто чувствовали это, сочиняя долгоиграющие композиции, придумывая аранжировки, которые бесподобно смотрятся В ДОРОГЕ!!! ПРОВЕРЕНО!!! НЕОДНОКРАТНО!!!..

"DIRE STRAITS", дамы и господа!!! Всего 6 альбомов, несколько концертов, а сборы по миру более 120 миллионов долларов. Попробуйте, повторите. Они всегда были особенными ребятами, вне времени, места и пространства. И я рад, что у отца оказалась такая пластинка (четвёртый альбом группы), благодаря которой смог познакомиться с остальными пятью.

"Dire Straits"!!! Спасибо за детство!!!.. За блюзы, различные истории, художественные композиции, крутые гитарные риффы, акустику, меланхолию, философию, образы, весёлые песни. Спасибо, Марк Нопфлер и Ко!!! Таких не забывают... Уф... Идём дальше...

Но прежде... Сделаем паузу и поставим её...

Да-а-а... Сердечко сильно бьётся, как и в былые времена. Ничего не меняется. Только сам стал старше, старее, а композиция всё также сильна. Спустя много, много лет... А-а-а-х... Спасибо, Марк...


6. "Uriah Heep" (Лондон, Англия, Великобритания, 1969  - по наши дни, правда, с большими изменениями в составе. Се ля ви).

О-о-о, а здесь отмечу пять вещей (одну - дважды)...

А) "Salisbury" (Байрон, Хенсли, Бокс, альбом "Salisbury", 1971) - 16:20.
 
B) "Why" (Байрон, Хенсли, Бокс, Ньютон, 1971) - 11:18.

С) "Why" (Байрон, Хенсли, Бокс, Ньютон, 1972) - 13:46 (ещё одна длинная версия, а так их много. У меня любимых три: короткая, басовая и та, которая первая - 11.18).

D) "July morning" (Байрон, Хенсли) - 11.23 ("Uriah Heep". Live 1973").

E) "Gypsy" (Байрон, Бокс) - 13:32 ("Uriah Heep". Live 1973").

Когда речь идёт о "Uriah Heep", то я всегда ругаю двоих людей: вокалиста Дэвида Байрона и клавишника Кена Хенсли. Пусть не все, но некоторые группы возродились, восстав из "пепла", выстрелив с новой силой ("Deep Purple", "Black Sabbath"), а эти же... И ведь был шанс. Госпожа Удача давала шанс начать всё сначала. Гитарист Мик Бокс лично приходил домой к Байрону, уговаривал того вернуться, говорил, что есть деньги, контракт, обязательства на альбомы, студия, оборудование, но Байрон отказал старым друзьям-коллегам, предпочитая спиться и умереть. А ведь такой голос был. Н-да-а-а. Но... Так как группа входит в число моих любимых, то я отмечаю не только одного лишь Байрона. Однако вот долгоиграющие композиции отмечу лишь с ним. Начальный этап. Взлёт и развитие.

Мощный был коллектив. И с разными составами. Не только в своём "классическом варианте", как любит говорить общественность. Мне нравится многое. Потому они у меня и в списке. Но Байрон... Нет, ты не Байрон, ты другой... Для меня существуют несколько вокалистов в "Uriah Heep". Не один, два. Больше. И я отмечаю хорошие вещи у каждого из них. А Байрон - глупец, хоть и с уникальным голосом. Читали-с, знаем-с. Точка...

 
7) "Creedence Clearwater Revival" (Эль-Серрито, штат Калифорния, США, 1959-1967, 1967-1972).

"I heard it through the grapevine" (альбом "Cosmo's factory", 1970. Норман Уитфилд, Барретт Стронг) — 11:07.
 
Вещь чужая, но мощная. И хорошо обработанная. "Криденс", Джон Фогерти - и этим всё сказано. Долбали ребята от души. А голос. Бэк-вокал. А гитара... Бас, барабан. Ритм-секция. Это классика на века...


8) "Cream" (Лондон, Англия, Великобритания, 1966—1968/1969, воссоединения: 1993, 2005).

А) "Spoonful" (Уилли Диксон, альбом "Wheels of fire", 1968) - 16:43 (концертный вариант 6-ти минутной вещи с первого альбома "Fresh Cream", 1966).

В) "Toad" (Бэйкер, альбом "Wheels of fire", 1968, концертный вариант 5-ти минутной вещи с первого альбома "Fresh Cream", 1966) - 16:15.

C) "Steppin' out" (Брекен) — 13.38 ("Live Cream. Volume II", 1972, записи 1968.

"Cream" - достойный ответ на то, мол, существовали ли классные, мощные рок-группы в середине 60-х годов. Существовали. И был там Эрик Клэптон. И лабал в них на гитаре совсем не так, как станет играть потом. Не верите? А включите "Steppin' out" и всё сразу поймёте...

   
"Pink Floyd", "Deep Purple", "Led Zeppelin", "Black Sabbath", "Dire Straits", "Uriah Heep", "Creedence Clearwater Revival", "Cream"... Это всё мои любимые группы... Они входят в мой топ-40 "Самых лучших иностранных групп и исполнителей всех времён и народов". Но есть ещё коллективы с их необычными, длинными композициями, которые не входят в мой список. Их всего три, однако мне хочется отметить и выделить этих ребят, как группы, сумевшие сильно отличиться перед этим бренным миром. Ибо их музыкальные произведения - это что-то неземное...

Что? Конечно, таких групп больше. Ведь не забывайте, что вы можете ЗНАТЬ БОЛЬШЕ, чем я. Но на данный момент, я не могу добавлять тех, кого не слушал (или не помню). Это было бы нечестно. А помню я только три коллектива, значит...

Значит, отметим лишь три...   


9) "Iron Butterfly" (Сан-Диего, штат Калифорния, США, 1966-1971, 1974-1985, 1987-2012, 2014 - по настоящее время).

"In-A-Gadda-Da-Vida" ("In the garden of Eden", "В саду Эдема"/"В Эдемском саду", альбом "In-A-Gadda-Da-Vida", 1968) - 17:05 (Дуг Ингл).

Космическая вещь. И настраивает также. А уж про образы и говорить не приходится. Здесь и Библия, и церковный орган, и жёсткое звучание электрогитары, и бесподобный барабан, и психоделия, и мрачный голос вокалиста, и... атмосфера тайн, секретов прошлого, и туман... Короче, столько всего. Высший "пилотаж". Лучшее, что сделала группа за своё существование.

 
10) "UFO" (Лондон, Англия, Великобритания, 1969-1983, 1984-1989, 1991- по наши дни).

А) "Star storm" (Фил Могг, Мик Болтон, Пит Уэй, Энди Паркер, альбом "UFO 2: Flying", "One hour space rock" - "Один час космического рока", 1971) - 18:54.

B) "Flying" (Фил Могг, Мик Болтон, Пит Уэй, Энди Паркер, альбом "UFO 2: Flying", "One hour space rock" "Один час космического рока", 1971) - 26:30.

Здесь, в принципе, всё сказано в названии. Но на удивление из всех инструментов "поливает" лишь одна гитара. Немудренно, что парнишка быстро выдохся, истощился и от его услуг в дальнейшем отказались. Ну, извините, не всем быть Ричи Блэкморами. Однако забыть такие долгоиграющие композиции я не могу. Поэтому, гитарист Мик Болтон, хоть ты давно и не в "UFO", а тебя помнят. За первые записи и по-настоящему космический рок c хардом, ритм-энд-блюзом и бесконечными медитациями в духе ранних "Пинк Флойд". Помним. Зачёт.


11) "The Doors" (Лос-Анджелес, штат Калифорния, 1965-1973, 1978).

Джим Моррисон и, конечно же, его нетленная...

"The End" (Моррисон, Манзарек, Денсмор, Кригер) - 11:43.

"Конец"...

"Время как будто замедляет ход, как будто останавливается. Остаётся лишь некая магнетическая связь между группой и публикой. Их объединяет ритм, власть ритма: он становится гипнотически монотонным, завладевая сознанием, и уводит в небытие, позволяя проникнуть в самую глубину… Джим околдовывал этих людей, он, как медиум, увлекал их за собой в пространство, чтобы каждый, растворяясь, мог познать глубину своего подсознания..." (клавишник, соавтор Рэй Манзарек).

"The End"… "Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту композицию, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством..." (Джим Моррисон).

Поставим же её...
 
"This is the end,
Beautiful friend,
This is the end,
My only friend, the end...
 
Of our elaborate plans, the end
Of everything that stands, the end
No safety or surprise, the end
I'll never look into your eyes again...

Can you picture what will be
So limitless and free?
Desperately in need of some stranger's hand
In a desperate land..."


Уф... Последний аккорд отзвучал... Что-то у меня эти композиции не связаны с планетой Земля. А уж какие образы возникают. Это ещё та психоделия. И сами музыкальные произведения пробирают не на шутку. Забыть их невозможно. Да и после них не сразу возвращаешься в реальный мир XXI-го века...

Да-а-а, это что-то с чем-то. Нечто... Настоящий магнетизм. Высший "пилотаж". Такого больше не делают. Это осталось в прошлом... Это конец, мой друг...

Э-э, конец второй части этого короткого проекта. Для того, чтобы была третья, надо сначала послушать тех, кого забыл.

А забыл я немало. "Sky", например. А у них есть долгоиграющие композиции. Есть. И я их слышал. Только вот, что самое ужасное, не помню мелодии совершенно. Если "The End" не слушая годами, могу напеть, прокручивая в голове правильную мелодию, то остальных... В памяти нет. Значит, будем изучать. Рано ставить точку.

Стало быть, до встречи...

Увидимся...

Увидимся... А в голове всё звучит "The End". Ох, уж, мне эти "Двери" в "иной" мир...
 
"Это конец,
Мой красивый друг,
Это конец,
Мой единственный друг, конец...

Конец нашим тщательно продуманным планам,
Конец всему, что "на плаву"...
Ничего безопасного и удивительного, конец,
Я никогда больше не посмотрю в твои глаза, конец...
    
Можешь ли ты запечатлеть то, что будет   
Такое безграничное и свободное?
Отчаянно нуждаясь в поддержке незнакомца
В отчаянном краю...".


Да-а-а... И это только начало. А дальше...

О-о-о... Недаром эта вещь звучит в фильме Фрэнсиса Форда Копполы "Апокалипсис сегодня" (США, 1979). А такой режиссёр лажу не возьмёт... 

Что ж. Хватит на сегодня возвращения в прошлое (все эти композиции я слушал много лет назад). Было незабываемо, не скрою, но всё хорошо в меру. Такие композиции, кстати, не все поймут. Особенно космические экперименты от "UFO". Да и на остальное - также нужно развивать богатое воображения. А тут ещё и сильная психоделия... Так что...

Тем не менее, было приятно вспомнить. Слушал раньше, обалдевал, после - долго приходил в себя... Спустя много лет ничего не изменилось. Это также сильно, мощно, космически, таинственно, сложно, необычно и завуалированно.
 
Что ещё? Да скажу только спасибо за всё это!..

Спасибо и до новых встреч...


Благодарю за внимание!

С вами был Алекс Джей Лайт.

P.S. Жаль, что в этом списке не будет "Manfred Mann’s Earth Band" из моего "золотого" топа-40. У этих ребят есть долгоиграющие композиции, но все они укладываются в 10 минут (из того, что слышал). А они бы здорово украсили собой данный "холст". Уж много в них "ярких красок". Но, "MMEB" - и так "золото". Уступим место другим. Окончание проекта следует. Занавес.