Снос мемориала Сулеймана Стальского в г. Дербент

Шери Пашаева
Снос мемориала Сулеймана Стальского в г. Дербент: кто должен отстаивать национально-культурные интересы лезгинского народа?


Снос мемориала Сулейману-Стальскому в парке его имени г. Дербент: кто должен отстаивать национально-культурные интересы лезгинского народа? Волей-неволей опять возникает тема Федерального НКА лезгинского народа, обязанного решать подобные вопросы, но чего она собирается делать, судя по всему.

Как все мы знаем, народная культура это — совокупность исходных форм жизнедеятельности народа. Невозможно безучастно пройти мимо всего происходящего в сфере культуры лезгинского народа, с определённых пор всецело отданного в руки Федеральной «Лезгинской» Национально-Культурной Автономии. Для тех, кто не знает, НКА – это официальный формат, придуманный и созданный в Российской Федерации, в первую очередь, для малочисленных народов без своей автономии в целях сосредоточения в руках одной легитимной организации вопросов сохранения и развития всей народной культуры, а также решения вопросов национально-культурного характера. Только с точки зрения вышеизложенного НКА или федеральному НКА, как единственному официальному национально-культурному представительству, оказывается почёт и открывают широкие возможности в этом направлении на официальном уровне.

Рассмотрим сначала, что такое народная культура, которую должна сохранять, воспроизводить и развивать Федеральная «Лезгинская» НКА.

Итак, народная культура это уклад повседневной жизни, традиции, ценности, народно-прикладное искусство (народные промыслы), исторические предания, народные формы искусства (устное народное творчество — фольклор), народная музыка и инструменты, народные танцы, народная живопись, костюмы, украшения, предметы быта, народная архитектура (в наших селениях), если есть, то и военные искусства, народные праздники и обряды, мифология и ритуальные действия, общая культура переживания несчастья, общие идеалы, общие моральные нормы, пиры (зияраты), а также мемориалы и памятники историческим личностям лезгинского народа. Все эти элементы и создают народную культурную идентичность, то, что издавна называется народным духом.

Учитывая текущую крайне плачевную ситуацию в сфере народной культуры лезгинского народа, мы можем с полным основанием констатировать, что это и есть истинное состояние лезгинского народного духа. И нежелание поднимать лезгинский народный дух, всего лишь добросовестно выполняя свои прямые обязанности в отношении сохранения, воспроизводства и развития лезгинской народной культуры, свидетельствует о том, что имеет место целенаправленное нанесение вреда лезгинскому народу. Потому что ничегонеделание в области национальной культуры своего народа, мало того намеренное бездействие там, где Федеральная «Лезгинская» НКА имеет возможности решения имеющихся серьёзнейших проблем в указанной области и что является прямой обязанностью данной организации, ради чего государство и держит подобный формат организаций в стране, можно со всем основанием назвать намеренным вредительством лезгинскому народу (!). При этом Федеральным НКА одновременно позволяется вести крупную коммерческую деятельность на льготных условиях именно по причине того, что эти организации обязаны (!) решать все имеющихся текущие национально-культурные проблемы своих народов.

Занимая единственное легитимное поле, данное лезгинском народу государством, но при этом НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЯ, безучастно наблюдая за продолжающейся с постсоветского времени процессом деэтнизации и разрушения народной культуры, Федеральная «Лезгинская» НКА служит не интересам лезгинского народа и Российской федерации, а противоположной стороне, а именно Азербайджану.

Данное заявление зиждется на твёрдом убеждении в правильности своих выводов. На данный момент, суммируя всё сказанное, Федеральная «Лезгинская» НКА является, по сути, содержанию и деятельности, антинародной организацией, то есть антилезгинской (поэтому и название «Лезгинская» взяты в кавычки, когда этноним нашего народа упоминается в связи с рассматриваемой здесь организацией, деятельность руководства которой является по сути антилезгинской). Использованием полукриминальных методов (угроз физического воздействия, шантаж, запугивание, оскорбления через третьих лиц и прочий свойственный себе антураж) воздействия на лезгинскую народную интеллигенцию, пытающуюся иногда хоть и весьма слабенькими голосами, но всё же высказать глубокую озабоченность состоянием народной культуры и просить от Ф«Л»НКА выполнения своих прямых официальных обязанностей, данная организация показывает (есть много случаев) себя вне закона и в том числе. Все так или иначе в курсе привычных методов Федеральной «Лезгинской» НКА, идущих в ход для устранения неугодных лиц и с общественно-политического поля. Думаю, небезосновательно в народе ходит обвинение, например, о доносе со стороны руководства Федеральной «Лезгинской» НКА на покойного Усмана Камберова, президента новой общественно-политической российской организации «Союз лезгин России», стоявшей ему жизни. Этого не забыть никогда, как «Союзу лезгин России» не дали функционировать, а Усман был арестован и «умер» в СИЗО, не дожив даже до первого судебного заседания, не услышав даже то, в чём его обвиняют. Дыма без огня не бывает, потому столь тяжёлое обвинение в доносе (опущу имена и фамилии этих двух «лезгин», все и так знают кто они) не возникло на пустом месте.

Федеральная «Лезгинская» НКА (в лице своего истинного руководства-кукловода, а не фиктивного президента, так называемой куклы, согласившегося на роль куклы, хотя и пытающегося демонстрировать самостоятельность, которой у него, увы, нет ) использует любые инструменты отстранения оппонентов и достижения собственных целей. При этом, мизерные суммы, которые Ф«Л»НКА время от времени, по своему выбору, тратит на издание книг, мелкий ремонт, спонсирование демов и фальшивых выставок, и проч., и проч., так называемых полезных дел, нужных более всего самой организации для официальных отчётов, обставляются так, словно руководство из своего кармана по доброте души оказывает помощь, бесстыдно принимая низкие поклоны и публичные слова благодарности от тех, кому были оказаны эти подачки. Но зато замалчивается государственная финансовая помощь организации, бесплатные офисы от государства в Москве, льготное налогообложение крупного бизнеса и много то, что Ф«Л»НКА получает только потому, что в глазах Кремля данная организация решает национально-культурные вопросы разделённого лезгинского народа.

Уверена, что ежегодный официальный отчёт организации указывает несуществующий объём работы организации по вопросам национально-культурного характера. То же самое, как это было относительно широко разрекламированного «якобы» членства Ф«Л»НКА в ООН, хотя на самом деле организация состояла в коммерческой организации непредставленных народов(куда может вступить любая организация при условии уплаты членского взноса в 15 тыс. евро в год), но не имеющей никакого международного авторитета, а тем более, не оказывающей никакого влияния на принимаемые в ООН решения. По сути, членство в подобной европейской организации, цель которого за немалые деньги покрасоваться на фоне флага европейского союза, являлась абсолютно бессмысленной. Зачем это надо было Ф«Л»НКА остаётся тайной, но ещё раз демонстрирует глубокую некомпетентность руководства Ф«Л»НКА в вопросах международного представительства. Нецелесообразное вложение средств только ради самопиара и создания видимости решения лезгинских проблем, вместо реальной помощи своему народу, весьма грустно.

Так как вся отчётность и документоведение непрозрачное, то народ не имеет никакой возможности понять, что такого пишет в своих ежегодных официальных отчётах Ф«Л»НКА, что государство верит в его полезность для лезгинского народа и продолжает содержать организацию-паразита. Так как кукловодам крайне невыгодна прозрачность и открытость, то мы, вероятно, никогда так и не узнаем содержание отчётов ФЛНКА (если только не будет официального юридического расследования со стороны самой Российской федерации, что, надеюсь, не за горами). Пока что только эмпирическим опытом, то есть путём практического наблюдения за текущим состоянием лезгинской народной культуры в вышеуказанных сферах, ухудшающимся с каждым годом, будучи свидетелями нерешённости ни одной из национально-культурных проблем лезгинского народа, мы можем сделать вывод о том, что Федеральная «Лезгинская» НКА действительно не выполняет свои прямые обязательства перед лезгинским народом, а что ещё хуже, вводит в заблуждение российское государство, создавая видимость несуществующей работы в своих документальных отчётах.

Нет смысла перечислять все имеющиеся у лезгинского народа проблемы в национально-культурной области. Упадок коснулся практического всего, начиная от народно-прикладного искусства (которое у лезгин перестало существовать), народной музыки, инструментов, танцев, обрядов, праздников, фольклора и проч. У Федеральной «Лезгинской» автономии нет ни одного серьёзного действующего проекта хотя бы в одной из вышеуказанных областей народной культуры. Ни одного. Мы не говорим о тех фиктивных «проектах» Ф«Л»НКА, которые преследуют цель выбивания гос.грандов и субсидий, о которых громко заявляется на ежегодных съездах Ф«Л»НКА.

Ежегодные съезды, которые организация проводит вынуждено, так как иначе её легитимность сразу встанет под вопросом, стали притчей во языцех. Они проходят помпезно в зале Президент-ателя, демонстрируя представителей коммерческой верхушки бизнес-класса в дорогих костюмах, хозяев жизни, так сказать, продвинутых владельцев бензаколонок, «заводов и пароходов», пребывающих в своей собственной реальности, весьма далёкой от нужд, проблем и вопросов лезгинского народа. Поэтому, чтобы более простые лезгины, живущие честным трудом, не увидели всё это и не задумались о том, кто все эти господа, которые руководят единственной народной организацией лезгин, съезды проходят в закрытом режиме, охрана не пропустит и мышь. Выступающие строго соблюдают корпоративные правила и заранее сверяют содержание выступлений, кто что скажет, во избежания неудобных вопросов и прочих эксцессов. При всём желании на эти съезды без официального приглашения руководства Ф«Л»НКА не попасть. Охрана грубо вышвыривает лезгин, по наивности приезжающих на ежегодный съезд Ф«Л»НКА со списком проблем национально-культурного характера.

Набор приглашённых лиц по выбору главного кукловода организации, ограничивается только инертными в народных вопросах, лояльными организации людьми, со всем соглашающихся, большинство которых составляют набранные отовсюду чиновников средней руки, не имеющих никакого влияния или авторитета в народе, удерживаемых в составе ФЛНКА мелкими подачками всякого рода. Что происходит на ежегодных съездах нет смысла обсуждать, так как к решению жизненно важных национально-культурных вопросов лезгинского народа это не имеет никакого отношения.

Как я отмечаю, абсолютно никакой работы в сфере народной культуры со стороны Ф«Л»НКА не проводится: нет даже слабых попыток воссоздания народной культуры ни в одной из областей (создание определённых условий для возрождения, например, народных промыслов, танцев, песен, фольклора, праздников и обрядов и проч.). А есть только имитация бурной деятельности, за которым, по сути, ПУСТОТА.

Остановимся на самых последних национально-культурных проблемах лезгинского народа в Южном Дагестане, которые Федеральная «Лезгинская» Автономия попросту не желает вообще никак решать. Не стану опускаться до того, чтобы называть чьи-то фамилии, так как это и бессмысленно, так как вся организация построена по принципу полной лояльности политике главного кукловода, то бишь семьи, которая держит организацию как свою феодальную вотчину или кормушку, не допуская никого к нему. Какие могут быть работники и служащие в такой организации не составляет труда представить. Вопросы легче задать, чем на них отвечать.

Одно ясно и подтверждается каждый год новыми свидетельствами: национальная политика Ф«Л»НКА в сфере народной культуры проводиться не в интересах лезгинского народа, даже и не российского государства. Тогда в чьих интересах функционирует Ф«Л»НКА? Для этого всего лишь надо задаться вопросом об конечном выгодоприобретателе, который стоит за руководством данной организации.

Кому выгодно, чтобы лезгинский народ не имел сильной и развивающейся народной культуры, являющейся составляющим народной культурной идентичности, то есть народного духа? Кому выгодно, чтобы не решался ни один национально-культурный вопрос лезгинского народа? Кому выгодно, чтобы современный лезгинский народ жил исключительно своим историческим прошлым? Кому выгодно, чтобы лезгины деэтнизировались и расползались в разные стороны (кто в ислам, кто в атеизм, кто в язычество, кто просто в никуда), а не жили настоящими проблемами народа, выработав, вне зависимости от своих религиозных предпочтений, общую национальную стратегию, тактику, цель воссоздания утраченной народной культурной идентичности? Кому выгоден упадок лезгинского народной культуры?

Нетрудно догадаться. На основании всего вышеизложенного, я могу предположить, что Федеральная «Лезгинская» НКА всецело действует в интересах Азербайджанской Республики, находится под полным контролем со стороны его спец.служб, потому и не препятствует реализации азербайджанской национальной политики по деэтнизации и разрушению лезгинской народной культуры как в Северном Азербайджане, так и в Южном Дагестане. Иначе никак не объяснить подобное положение дел.

Приведу последние примеры преступного бездействия Федеральной «Лезгинской» НКА в национально-культурной сфере лезгинского народа.

1) Снос мемориальной стены (мемориала), посвящённый памяти великого советского поэта Сулеймана-Стальского у входа в городской парк его имени в городе Дербент.

2) Снос в парке Революционной славы в городе Дербент мемориала выдающемуся революционеру и организатору партизанского борьбы (сопротивления) против германо-турецкой интервенции 1918 года, Кази-Магомеду Агасиеву.

Сулейман-Стальский и Кази-Магомед Агасиев – это масштабные исторические личности, имеющиеся одновременно отношении как к истории собственно лезгинского народа, так и к общей советской истории в целом, личности, которые должны быть неприкосновенны и любое покушение на мемориалы их памяти является настоящим святотатством. Если почти все лезгины знают масштаб личности Сулеймана-Стальского, но не все понимают масштаб личности Кази-Магомеда Агасиева и ценность памяти о нём для нас всех. Вкратце если, то 1) Кази-Магомед Агасиев создал первую лезгинскую национальную партию, отдельную фракцию в РСДРП(б), объединившую лезгин Бакинской и Елизаветпольской губернии и юга Дагестанской области, ставившую своей основной целью национальное самоопределение лезгинского народа в границах своего компактного проживания после установления советской власти; 2) Кази-Магомед Агасиев, будучи 1-м Председателем Революционного комитета г. Дербент, фактически главой города, имея все возможности отдавать приказы из кабинета (спрятаться, переждать в безопасности, как сделали в те дни многие) лично возглавил партизанский отряд, освобождавший от турецкой оккупационной армии территорию Южного Дагестана, совершал подвиги, защищая простое население, за его голову турецкий военный штаб объявил большое денежное вознаграждение, был предан и выдан туркам за османские лиры, замучен и казнён турецкими интервентами в сентябре 1918 года. После казни были зафиксированы множественные стрелянные и колотые раны по всему телу Кази-Магомеда: закованного в кандалы и со связанными руками босиком его повели на казнь, первые выстрелы были сделаны со спины в затылок, но он сразу не умер, пытаясь сопротивляться, чем вызвал огромный страх у своих палачей, столкнувшись с невиданным духом настоящего горца, и они беспорядочно рубили его шашками и стреляли. Это поистине мученическая смерть человека, посвятившего свою недолгую жизнь борьбе за интересы лезгинского народа. Камень со следами пролитой при казни Кази-Магомеда бережно хранится в Ахтынском краеведческом музее. Поэтому, снос мемориала Кази-Магомеда – это тоже святотатство. Здесь, как и в случае с мемориалом Сулейману-Стальскому нельзя молчать. Молчание и принятие сносов этих мемориалов – это поистине огромный минус лезгинскому народу, каждому из нас.

Скажите теперь, кто должен обращаться с вопросом на каких основаниях снесены эти два мемориала к дербентской городской администрации? Разве это не прямая обязанность Федеральной «Лезгинской» НКА?

Как можно относиться к организации, которая обивает пороги дагестанских чиновников в Махачкале, чтобы выбить жалкую медальку кому-то, кто не представляет для народа никакой ценности, не стыдится хвастаться этим, но не выполняет свои прямые обязанности по защите национально-культурных интересов лезгинского народа в г. Дербент?

Далее

3) В музее-заповеднике «Нарын-кала» обезличены, то есть подверглись деэтнизации ценные музейные экспонаты (предметы материальной культуры: холодное и огнестрельное оружие, посуда, ковры и проч.) имеющие прямое отношение к лезгинскому народу, были когда-то переданы в дар музею из лезгинских районов Дагестана. На табличках к ним не указываются места происхождения, только «Дагестан» и век.

4) В музее-заповеднике «Нарын-кала» удалены из постоянных экспозиций лезгинские исторические личности прошлого, такие как Хаджи-Давуд, Мухаммад Яраги, Гасан Алкадарский, а в отделе боевой славы музея не представлены советские полководцы и генералы лезгинского происхождения, герои Советского Союза, такие как Хаирбек Заманов, Якуб Кулиев, Махмуд Абилов, Мустафа Набиев. Но зато красуется во весь рост портрет персидского шаха Хосрова Ануширвана I, завоевавшего город в ходе длительных кровопролитных войн с автохтонными народам, вся заслуга которого в том, что убив огромное количество местных народов, укрепился в городе и перестроил сырцовые городские стены в каменные посредством использования материальных средств и людских ресурсов самой Кавказской Албании (о чём повествует Мовсес Каганкатваци).

Опять тот же вопрос, кто или какая организация должна решать вопросы, связанные с полноценным представлением предметов материальной культуры, портретов исторических личностей, боевых полководцев и генералов, героев Советского Союза лезгинского происхождения в постоянных экспозициях музея-заповедника «Нарын-кала»?

Разве это не прямая обязанность Федеральной «Лезгинской» НКА?

Возможно, кто-то скажет, что в Дербенте есть МЛНКА, которая и обязана заниматься этими вопросами. И абсолютно будет прав. Но дьявол, как всегда, в деталях. Конечно, в Дербенте существует МЛНКА г.Дербент, председателем которого является Низами Фетуллаев – настоящий патриот своего народа и компетентный человек в национальных вопросах, усилиями которого еле-еле держится то немного, что ещё можно сохранить малыми силами. Именно Низами Фетуллаев должен был, как председатель МЛНКА г. Дербент, войти в состав Консультативный Совет при главе администрации г. Дербент, чтобы иметь возможность решать вопросы национально-культурного характера, проводить в повестку актуальные темы, касающиеся памятников, мемориалов, представленности экспозиций в музее-заповеднике «Нарын-кала», и остальные вопросы национально-культурного значения. Но Низами Фетуллаеву не дали занять в Консультативном Совете место, на которое он имеет право как председатель МЛНКА г. Дербент и авторитетный человек среди лезгинского населения города, которого 33% от всей численности – то есть больше всех. И кто же ему не дал возможности занять причитающее по закону ему место в Консультативном Совете при главе администрации г. Дербент? Федеральная «Лезгинская» НКА, которой не нужен в Совете при администрации принципиальный и честный человек, правомерно отстаивающий интересы своего народа, как не нужен такой человек и городской Азербайджанской НКА г. Дербент, как не нужен и главе администрации г. Дербент. Объединившись, все три силы стали согласованно противодействовать членству Низами Фетуллаева в Консультативном Совете. Причём последние два игрока на политическом поле г. Дербент удовлетворительно наблюдали, как Федеральная «Лезгинская» НКА пустила в ход набор привычный себе инструментарий полукриминального характера, чтобы провести в данный Совет вместо Низами Фетуллаева иную кандидатуру, которая представляет корпоративные интересы Федеральной «Лезгинской» НКА и вполне устраивает как местное Азербайджанское НКА, так и главу администрации г. Дербент, так как не мешает проводить национальную политику в городе в интересах Азербайджана.

Не стану приводить странные обвинения в адрес Низами Фетуллаева со стороны Федеральной «Лезгинская» НКА, совершенно необоснованные и содержащие клевету на честного человека, не кланяющегося никому и выполняющего свой долг. Обвинение в «конфликтности» Низами Фетуллаева тоже абсурдное, что администрация г. Дербент его не хочет в Консультативном Совете, потому что он «конфликтный» человек. «Конфликтность» Низами Фетуллаева в том, что он борется за лезгинские народные интересы и служит российскому закону, а не хозяевам зарубежом. А отстаивание национально-культурных интересов там, где их постоянно нарушают, невозможно бесконфликтно. Или ты отстаиваешь интересы своего народа и волей-неволей конфликтуешь с теми, кто противодействует этому, или ты позволяешь нарушать интересы народа и всем удобен: третьего пути нет. В отличии от Федеральной «Лезгинской» НКА председатель МЛНКА г. Дербент добросовестно работает и пытается решить хоть какие-то проблемы реально.

Низами Аллахвердиевич мне не родственник, не брат и не сват, мне абсолютно незачем его поддерживать, но нельзя не заметить, что это действительно единственный человек, который работает и отрабатывает свои служебные обязанности в качестве председателя МЛНКА. На вопрос, а что конкретно он сам предпринимает для отстаивания мемориалов Сулейману-Стальскому и Кази-Магомеду Агасиеву в г. Дербент, так как это наиболее важные текущие народные вопросы, он прислал десятки официальных обращений в разные инстанции г. Дербент по этому поводу, на которые он или не получил ответ, или получил формальные отписки. Низами Фетуллаев обивает пороги чиновников в Дербенте. Ему указывают на то, что у него нет достаточных полномочий для запросов такого характера. Действительно формат МЛНКА слишком мал.

Но формат Федерального НКА позволяет. Что же делает Федеральная «Лезгинская» НКА в этом отношении? Ответ известен: НИЧЕГО. Мало того, председатель МЛНКА г. Дербент многократно обращался к руководству Федеральной «Лезгинской» НКА с просьбой поднять хотя бы эти два основных вопроса по поводу сноса мемориальной стены Сулейману-Стальскому и мемориала Кази-Магомеду Агасиеву в Москве (или в Махачкале, или в Дербенте), потому что у данной организации имеются все возможности поднять и решить эти вопросы, заставить вернуть назад оба мемориала и защитить национально-культурные интересы лезгинского народа. И …получил отказ.

То есть, у Федеральной «Лезгинской» НКА ОТСУТСТВУЕТ ЖЕЛАНИЕ поднимать щепетильные народные вопросы культурного характера и решать их, имея полномочия и возможности. Почему так? Опять-таки ищите главного выгодоприобретателя, которому не нужны в г. Дербент мемориалы великому поэту и общественно-политическому деятелю лезгинского народа, не нужны в музее-заповеднике «Нарын-кала» предметы материальной культуры лезгинского народа, портреты Хаджи-Давуда и Мухаммеда Яраги, советских полководцев и героев Советского Союза лезгинского происхождения Хаирбека Заманова, Якуба Кулиева, Махмуда Абилова, Мустафы Набиева.

Таким образом, на данный день мы имеем массу нерешённых проблем и вопросов национально-культурного характера, которые Федеральная «Лезгинская» НКА даже не пытается решать, тем самым показывая глубокое неуважение лезгинскому народу, который он взялся официально представлять в национально-культурном отношении.

Как с этим быть и сколько терпеть некомпетентное руководство Ф«Л»НКА, приватизировавшее единственную легитимную лезгинскую организацию, озабоченное только торгово-коммерческой стороной жизни, своими бензаколонками и прочими радостями торгашеской жизни, в то время как народная культура продолжает погибать на наших глазах?

Кто будет поднимать вопросы о происходящем в г. Дербент вопиющих случаях сноса мемориалов выдающимся историческим личностям лезгинского народа, когда администрация города принимает решения явно против национально-культурных интересов лезгинского народа?




P/S  Администрация г. Дербент хитрит. Замена мемориальной стены Cулейману Стальскому на некий памятник внутри парка - это не равноценная замена! Памятник должен быть сам по себе, если администрация г. Дербента так хочет его установить (памятник приемлем только в качестве элемента декора парка, а не как замена мемориальной стены у входа в парк), то пусть устанавливает, но только как дополнительный элемент парка! Нам этот предложенный новый вариант памятника внутри парка не нужен вообще, пусть забирают его и куда хотят устанавливают! Мемориальная стена должна вернуться на своё место! Но кто должен решать этот вопрос? Кто обязан решать такие вопросы? Кто несёт официальную ответственность за национально-культурную область лезгинского народа?



С фотографиями до и после статья выгружена на dzen под этим же названием.