Пётр 1

Мара Северная
  (ст."Петр Великий, Голландский.Самозванец на троне.ч.5",Историк Античности, 20240 "Шестая из книг Серии «Окно в Историю».Смерть Петра Алексеевича.Холод улицы даже здесь проникал под одежду собравшихся, ведь ещё знойкий февраль был на дворе. Или зима никак не отпускала, или нарочитых мужей в горнице страх сковал похуже мороза. Двери покоев царского дворца были заперты,на страже с оружием в руках стояла родня государя.Не было здесь никого лишнего,в этой спальне,поражающей своей роскошью. Все ближние бояре были в растерянности,про-исходило нечто страшное.Молодой царь умирал в своей кровати.Ноги страшно отекли ,несчастный едва дышал.Творилось нечто невероятное- его отец,Алексей Михайлович ,умер от похожей болезни,за ним ушёл Фёдор Алексеевич,а теперь готовился пок-инуть сей мир Пётр Алексеевич.А год назад умер и Иван Алексеевич,брат Петра,а было ему всего двадцать девять лет.Худо всё было, тревожно да муторно.Словно родовое проклятие выкашивало род новый царей Русских! Или, непонятная и нерас-крытая измена истребляла властителей древней Руси.Восковые свечи в серебряных подсвечниках освещали горницу. И верно, днём здесь бывало светло и ярко, лучи солнца играли раноцветными стёклами в кованых переплётах окон.Но,сейчас собр-авшимся было не до того.Они были в плену страха и недоверия,даже друг к другу.
Ближние бояре собрались,сидели на лавках.Всего семь человек,не больше и не мень-ше.И не был зван сюда патриарх,даже попа Битку не пригласили.- Что делать станем , бояре?- спросил собравшихся князь Борис Алексеевич Голицын,- умирает царь,оп-ять Смута в наши ворота стучится.И вот,скоро новый Стенька Разин явится!- Слава богу,есть у государя наследник,Алексей Петрович,- прошептал Лев Нарышкин,- не останемся сиротами,а есть при нас будущий государь.Произнёс это боярин,снял шапку и пекрестился на иконы троекратно.Вздохнул тяжко,и опустил глаза,и опёрся на свой посох.- Худое творится, бояре... Худое... И на кого подумать можно? Уж не князь ли Фёдор Ромодановский причастен? - посмотрел на других и Андрей Иванович Голицын,дворцовый воевода.- И год назад царь Иван Алексеевич преставил-ся, оставив вдову да дочерей... - начал Ромодановский, - видно, Милославские да родня их смогла дотянуться до Петра Алексеевича. А мы не доглядели.- Так, Иван же болен был? - опять встрял Лев Нарышкин.- Да не недужнее тебя,князь- батюшка! - совсем озлился боярин Бутурлин,- тоже верно,грибков покушал,да преставился...
- Хватит тебе! - опять разозлился Нарышкин, - кто же при семилетнем Алексее Петровиче будет? Трон хранить для царя-батюшки, со всей верностью...- На что намекаешь, князь-батюшка! - и Фёдор Романович клянул на собеседника очень нехо-рошо,- так мы,Ромодановские служим государям честно.- Да ты славой Григория Григорьевича не прикрывайся.- Спокойней, мужи вятшие да разумные! Так не в кабаке сидим, а в дворце государевом! - вмешался Иван Бутурлин, - тут подумать надо. Морозов боярин, так он не мог, в ссылке был... И кто, почитай всем в Рус-ском государстве распоряжался? По приказам чьи люди сидят?- Да я!- опять вскочил Ромодановский.- Так не пугай, Фёдор Юрьевич! Не за тобой Строгановы стоят и Воронцовы, да Вельяминовы! Опять смуту на Руси сеете, всё награбили мало! Так и казаки за тобой не пойдут,сам знаешь! И стрельцы тоже!- Хватит зря прю раздува-ть! Что делать станем?- пытался остудить жар речей Бутурлин,- Спорим и спорим,а худо с Петром Алексеевичем.- При малолетнем царе опять Ромодановский встанет, - начал один Голицын,Андрей- И что же? Малолетнего Алексея Петровича царём?– вме-шался в разговор Лев Нарышкин, - не дело это.- А при Алексее Петровиче Авдотья, царица наша... Приглядит.- заговорил вдруг Фёдор Лопухин.Все замолчали, и шесть пар злых глаз,не отрываясь,смотрели на свойственника царевича.Тут все они,поня-ли , чего жаждет Фёдор Абрамович Лопухин... Станет сам при царице, а братьёв по приказам поставит, и не вздохнуть другим не охнуть.Даже те,кто еле терпел друг друга,как Борис Голицын и Фёдор Ромодановский.кивнули друг другу.И Фёдор Юрьевич заговорил осторожно,с оглядкой,поглядывая на Голицына.- Поумнее сделаем.Объявим, дескать,уезжает Пётр Алексеевич.Верно? Месяца два скрывать сможем,что царь умер.

  (ст."Идем на польского короля!",Историк Античности,2024) "Это восьмая книга из цикла «Легенды Русского севера».Бессмертный был послан служить Близнецам,а затем хранить Дельфы.Затем он вернулся на Аркону,в обитель Святовитовой дружины.Тучи сгустились над островом, и Евпатий,попытался найти путь спасения.но вместо этого попадает в узилище.Евпатий Коловрат,волей судьбы попадает на Русь.Он один избес-смертных,тем «кому в бою смерть не писана».Но в трудный час рискнул поднять Мер-твую Рать,что бы спасти Русь от орд Батыя.14 (24) февраля 1654 года царь Алексей Михайлович фактически объявил войну Речи Посполитой. Именно в это день "указал Государь сказать столникам и стряпчим и дворянам московским за многие неправды и клятвопреступление поволил он Государь итти на польского короля".Началось выдв-ижение к границе Великого княжества Литовского огромной группировки русских вой-ск.Только в главной царской армии в составе четырех полков(Государев,Большой, Передовой и Сторожевой)по списку должно было находится более 41000 человек.Пом-имо этого против Литвы действовали Брянский полк воеводы А.Н.Трубецкого числен-ностью до 19000 человек и Новгородский полк В.П.Шереметева списочным составом в 13000 человек.Даже без учёта вспомогательного казацкого корпуса(до 20000)это была крупнейшая группировка собранная на одном театре военных действий за весь период русско-польской войны 1654-67 гг.Подавляющее превосходство обеспечило успех летней кампании 1654 г.и создало предпосылки для полного разгрома Великого княжества Литовского на первом этапе войны."
  (ст."Почему на Севере России крестьяне строили огромные избы, а в центре России маленькие дома?",Лукинский,История,2024) "На это есть 3 причины:1.Много леса.На Русском Севере до сих пор полно лесных чащ,в то время как в центре Рос-сии лес вырубили еще во времена Московской Руси,когда множество русских с юга бежало сюда от монголов.Города,церкви,деревни забрали лес.2. Разорение центра России. Во времена крепостного права здесь нищали крепостные крестьяне у которых вообще не было нормальных домов. А после его отмены тут не было для деревень земли,земля была дорогой и находилась в руках помещиков.Поэтому беднота кресть-янская не могла строить большие дома.А на Севере крепостного права не было,дере-вни тут жили богаче за счет моря как поморы,соли,леса и промыслов как вологжане.
А вот совсем маленький домик крестьян в центре России.3. Огромные избы Русского Севера это наследие мокши и чуди,язычники так строили свои древние деревни тыс-ячу лет до России.В условиях адских морозов и долгой зимы,весьма удобно не вых-одя из дома кормить скотину,птиц,ковать и ремонтировать инструмент,чинить телеги и подковывать лошадей.Поэтому языческая чудь строила жилой дом из нескольких частей для нескольких семей,строила хлев для скота,амбар и мастерскую под одной крышей огромного деревенского дома.Чтобы зимой передвигаться там,а еще удобно отбиваться от волков, превращая здоровенных дом к неприступную крепость.А русск-ие колонисты в ходе продвижения и заселения первобытных территорий скопировали этот архитектурный стиль.А дом в деревне Вашей бабушки большой или маленький?"

  (ст."История 2. ОЛЬМЕКИ",Смотри и думай,2019) "Тайна ольмеков,загадочных жите-лей Мезоамерики.Кто такие ольмеки, откуда пришли,чем занимались и куда исчезли- по большому счету ответов на эти вопрсы нет.От них остались непонятные огромные каменные изваяния изображающие людей,скорее всего,негроидной расы- это в Амери-ке-то? Какие-то шлемы с приспособлениями вроде наушников или микрофонов,на неко-торых "головах " что-то вроде фонарей.Возможно именно мастерам ольмеков принад-лежит авторство строительства грандиозных пирамид Солнца и Луны в Теотиуакане. Всё говорит о том,что эта загадочная цивилизация была очень развита технологи-чески,но пока мы практически ничего о ней не знаем,если не брать в расчет "поту-ги" историков-археологов притянуть ольмеков в "родственники" к индейцам.Вряд ли индейцы могли так внезапно "забыть" все достижения своих "предков-ольмеков",ско-рее всего,они только воспользовались пирамидами и городами, неизвестно когда и куда исчезнувшей древнейшей цивилизации Мезоамерики."

  (ст."Древние русские названия созвездий на Руси",Снегирь,2024) "Звездное небо славян.Как назывались созвездия древних славян? История возникновения народных названий созвездий.Как по-русски назывался Млечный путь? Какое созвездие соответствует названию Стожары? Какие вообще созвездия были известны русскому народу?

Сегодня нам хочется мгновенно получать точные ответы на конкретные вопросы, но когда речь заходит о названиях,происхождении этих названий и их точном смысловом содержании— мы погружаемся в целую пучину версий,вероятностей и оговорок. Взять хотя бы тот факт,что включение звезды в то или иное созвездие не обусловлено ни-чем кроме внутренней логики и фантазии смотрящего— то есть «границы» созвездий, какими их знали наши предки,вовсе не обязаны совпадать с известными нам звездны-ми конфигурациями.Так,например,исследователям известен ряд особых русских народ-ных созвездий— ЖЕЛЕЗНОЕ КОЛЕСО,АРШИН,КРЕСТ ИВАНА ВЕЛИКОГО,ВОДОНОС,МЕТЛА,ПАВЛИНИЙ ХВОСТИК,ЗМЕЯ— которые не могут быть соотнесены ни с каким современным созвездием ,так как строились на основе других визуальных образов и,следовательно,включают в себя части и комбинации других привычных нам созвездий.Или другой пример,каса-ющийся многообразия звездных названий:на территории Российской Империи исследо-вателями было зафиксировано порядка 40 названий только для созвездия Плеяд,бол-ее 50— для Большой Медведицы…В то же время,порой,одно и то же название в завис-имости от региона соотносится с несколькими разными созвездиями в современном понимании,порой же вообще невозможно достоверно установить к какому созвездию относится то или иное название.В рамках данной статьи мы ответим на все озвучен-ные в подзаголовке вопросы,однако,сначала придется разобраться в том,что вообще нам известно о русских названиях созвездий,откуда эта информация взялась и наск-олько она достоверна.Откуда мы знаем о том,как в России раньше называли созвез-дия?Небо древних греков расписано созвездиями от края до края: тут — Кассиопея, там— Персей,там— Андромеда и так далее У каждого свое четкое устоявшееся место, название,сопутствующая легенда— никаких «темных пятен».Очевидно,нечто подобное должно было бы существовать и у славян— ведь наши предки совершенно ни в чем не уступали своим средиземноморским современникам,а волхвы обладали невероятно глу-бокими знаниями о космосе и природе вещей.Однако,по понятным причинам такая сис-тематизированная картина небосвода не дошла до наших дней даже если и существ-овала в древности— о чем мы теперь можем только гадать.Исчезли носители древнего знания,а с петровскими реформами Русь стала перенимать и «общепринятые» западные названия вещей— то есть,применительно к названиям созвездий— речь шла о гречес-кой картине небосвода.Исконные древние названия и очертания созвездий оставались лишь в народной памяти,далекой от академий,реформ и модных веяний.Это продолжа-лось в течение нескольких столетий до тех пор пока ученые нового склада не осоз-нали,что старые народные названия различных сущностей и явлений несут определен-ную ценность хотя бы с этнографической и лингвистической точки зрения и не стали их собирать.В результате удалось сохранить определенный пласт фрагментарной,а, зачастую противоречивой и неточной информации,которая как бы то ни было содержит некоторые сведения о наименованиях хотя бы самых ярких созвездий небосвода враз-ных регионах нашей страны.Собраны эти данные были уже в XVIII–XIX веке и,соотв-етственно,отражали знания простых людей своего времени,то есть в некоторых асп-ектах могли уходить в глубокую древность,а в некоторых— быть продуктом новых ку-льтурных явлений.Интересно,впрочем,что подавляющая часть народных звездных наз-ваний по-русски имеет полные смысловые аналоги в среде других славянских наро-дов,а также финно-угров и тюрков,что с высокой долей вероятности позволяет отне-сти время возникновения этих названий к древнейшим временам общей истории.Сино-нимы,противоречия и дубли в названиях созвездий.Основная сложность заключается в том, что все материалы на тему древнерусских и славянских астронимов базируются преимущественно на словарях русских народных говоров XIX века,а их составители являлись в первую очередь лингвистами,фольклористами и этнографами,а не астрон-омами,поэтому,записывая название того или иного созвездия в конкретной местно-сти,они довольствовались туманными трактовками вроде «Плуг— одно из созвездий южного неба».Отсюда,вероятно,возникла и последующая путаница,когда одно и то же название— например,КОРОМЫСЛО,впоследствии соотносилось чуть ли не со всеми ярк-ими звездными скоплениями наших широт— от Большой Медведицы и Кассиопеи,до Ори-она и Млечного пути…С другой стороны,может быть и так,что образ того же коромыс-ла настолько важен в народной культуре,что в разных регионах люди действительно видели его в самых разных созвездиях.Так или иначе, проанализировав доступный этнографический материал ученые (Д. О. Святский, М. Э. Рут, Ю. А. Карпенко и другие) выделили ряд ключевых созвездий, народные названия которых установлены с более-менее высокой долей соответствия.Речь,конечно,идет о самых заметных и уз-наваемых созвездиях и объектах— Млечный Путь,Венера,Полярная Звезда,Большая Мед-ведица,Плеяды,Орион…У всех этих объектов на территории России зафиксировано как минимум по 10–15 разных наименований (иногда до 50),что также говорит об их осо-бом значении в жизни даже простых людей.От Архангельской области до Сибири име-нно на них ориентировались для определения своего местонахождения,установления скоро ли наступит рассвет,с их появлением связывали наступление определенных сезонов и периодов.Давайте рассмотрим их подробнее.Млечный ПутьНа территорииРос-сийской Империи было зафиксировано 37 различных наименований для Млечного Пути, но ключевой, так или иначе, остается именно идея дороги — вокруг нее построены все остальные названия. Еще Владимир Даль (Читать 12 интересных фактов биографии В.Даля)записал такие русские народные названия Млечного Пути как ПУТИ и ДОРОГИ. Отмечал он также и название УЛИЦА,идентичное по смыслу кельтскому Arianrod «сер-ебряная улица».К этой же группе относятся названия ТРОПА(Арханг.),ДОРОЖНЫЕ ЗВЕЗ-ДЫ(Горно-Алт.),НЕБЕСНАЯ ДОРОГА(Вят.),МЫШИНЫЕ ТРОПКИ(Нижегород.).Млечный путь = Гусиная дорога.В разных регионах земли Млечный Путь по-разному расположен на плоскости неба — меняется и его направление в зависимости от сезона (например, в наших широтах зимними вечерами зимой Млечный путь пересекает небосвод с севера-запада на юго-восток, а весенними вечерами — с севера на юго-запад), что, с одной стороны, позволяет использовать его для ориентирования, а с другой — ведет к тому, что люди, населяющие ту или иную местность, зачастую дают ему название как-то связанное с указанием на определенную сторону света и какие-то присущие ей тропы, дороги, пути миграций.Так, например, в северных,западных и центральных регионах России наибольшее распространение получили названия обыгрывающие тему «птичьей дороги»: ГУСИНАЯ ДОРОГА (ДОРОЖКА) (Амурск., Вологодск.,Вят.,Калуж., Перм., Тул., Сиб.), ДИКИХ ГУСЕЙ ДОРОГА (Смол.),ПТИЧИЙ ПУТЬ,ЖУРАВЛИНАЯ ДОРОГА, ДОРОГА У(В)ЫРИЙ— они как раз отражают подмеченную связь между весенним направ-лением Млечного Пути и возращением птиц в северные широты с юго-запада. Кстати, именно такие названия являются самыми популярными для обозначения Млечного Пути в том числе у финно-угорских и тюркских народов, то есть характерны для всех без исключения этносов от Балтийского моря до Тянь-Шаня. А вот в Западной Европе — где птицы возвращаются с юга,а не с юго-запада— подобные «птичьи» названия Млеч-ного пути практически не используются.Млечный путь.В южных регионах России нере-дко встречаются названия связанные с именами Батыя и Мамая: БАТЫЕВА ДОРОГА(Тамб. , Тул.), МАМЕВА ДОРОГА (Сарат., Семипалат.), СТАНОВИЩЕ (Тул.), ДОРОГА ТАТАРСКАЯ, которые также отражают соответствие сезонной направленности Млечного пути и дви-жения Орды.Названия из серии ДОРОГА В ИЕРУСАЛИМ (Перм.),МОИСЕЕВА ДОРОГА,СВЯТАЯ ДОРОГА(Кур.),ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПУТЬ,БОЖЬЯ ДОРОГА отражают уже направление движения паломников на святые земли и соответствуют более позднему христианскому культур-ному пласту.Из ориентационных названий Млечного Пути интересен и характерен при-мер с названием ЧУМАЦКИЙ ШЛЯХ, которое было распространено на украинских землях. Чумаками там называли торговцев ездивших в Причерноморье за солью. Поездки эти чаще всего совершались зимой (так как в межсезонье были плохо проходимы) и имели направленность на юг или юго-восток. Именно так зимними вечерами расположен на небосводе и Млечный путь, который как бы указывает чумакам направление.Среди других названий Млечного Пути можно выделить те, что связаны с хозяйственной деятельностью человека — такие образы очень часто присутствуют и в названиях других ключевых созвездий северного неба.КОРОМЫСЛА (Владим.),КИЧИГИ (Урал).Есть и другие более редкие названия, характерные для определенных регионов— ПОЯС (русск.),СТОЛБ (белорус.),ЗМЕЯ(укр.),НИТКА(хакас.),НЕБЕСНЫЙ КАНАТ(якут.),ТРЕЩИ-НА(тувин.),ЛЫЖНЫЙ СЛЕД(хант. и манс.),ДОРОГА ИНЕЯ(хакс.)Большая Медведица— не только самое яркое и узнаваемое созвездие северного неба,но и,возможно,самое древнее из дошедших до нас названий.Древнее настолько,что это даже трудно пред-ставить. Наверняка,вы не раз задумывались почему это созвездие в принципе назыв-ается Медведицей при том,что не имеет с ней совершенно никакого внешнего сходст-ва.На этот счет существует греческий миф о нимфе Каллисто превращенной в медве-дицу ревнивой женой Зевса Герой— мол,она была заброшена на небо за хвост,из-за чего он и вытянулся… все это крайне неубедительно и скорее походит на придумы-вание объяснения для уже существующего названия созвездия,а не причины его возн-икновения.Кроме того,известно «медвежье» название для этого созвездия в языке североамериканских индейцев,которое было записано еще в XVII в.и,очевидно,не могло быть продуктом влияния греческой мифологии.Исследователь М.Гладышева также обоснованно доказывала,что название Медведица или Медведь у славянских народов появилось независимо от Греции.А теперь самое интересное— как известно,Вселен-ная расширяется,меняется и звезды со временем также меняют свое положение на небосклоне.Наши предки тысячи лет назад видели немного другой небосвод над своей головой.Сегодня ученые могут реконструировать вид звездного неба в прошлом с учетом сегодняшней скорости и направленности движения звезд в том или ином соз-вездии.И вот как выглядела Большая Медведица 100 тыс.лет назад:То есть 100 тысяч лет назад Большая Медведица действительно была похожа на медведя! И это знание параллельно сохранилось у народов разных континентов,которые на протяжении тыся-челетий не имели друг с другом связи.Вот так,звездные названия могут перечеркн-уть все теории о развитии человечества,включая «знание» о первых современных лю-дях кроманьонцах,живших не далее чем 10–40 тыс.лет назад.Огни Большой Медведицы, бесстрастно взирающие на нас из глубин космоса,свидетельствуют,что человеческие языки— включая русский— существуют уже как минимум 100 000 лет.К «официальному» моменту появления кроманьонца очертания Большой Медведицы уже лет эдак 50 тыс. назад утратили сходство с медведем.Очевидно,с течением времени,когда очертания созвездия уже изменились,в языке должны были возникнуть новые названия,лучше отражающие его современный образ.Древнее «медвежье» название к XIX веку сохрани-лось лишь в ограниченном ряде регионов: МЕДВЕДИЦА(Урал.),МЕДВЕДКА(Кур.),МЕДВЕ-ЖАТНИКИ(Новг.).А наиболее распространенным названием на территории Российской империи применительно к созвездию Большой Медведицы стало название ЛОСЬ(Арханг. ,Владим.,Вологод.,Волхов и Ильмень,Вят.,Калуж.,Костр.,Нижегород.,Новг.,Олон., Пене.,Перм.,Петерб.,Пск.,Свердл.,Сиб.,Тамб.,Терск.,Яросл.),а также его произво-дные ЛОС(Урал.),ЛОСА(Олон.),ЛОСЕВА КИЧИГА(Арханг.),ЛОСИ(Свердл.),ЛОСИХА(Арх.), распростране-ния этого астронима охватывает всю Россию, за исключением самых южных областей и в целом совпадает с ареалом обитания лосей как таковых.Созвездие Большая Медве-дица = Лось.Совпадает по территории распространения с ним и астроним — КИЧИГИ или КИЧИГА, означающий выгнутую палку для обмолачивания зерна. Впрочем, чаще термин КИЧИГИ относится к созвездию Орион, о котором будет сказано далее (а иногда— к Плеядам),в связи с чем можно предположить,что в данном случае этног-рафы не вполне точно соотнесли астроним с созвездием.Вторая по популярности группа названий для созвездия Большой Медведицы связана не с КОВШОМ, как можно было бы предположить— хотя такие названия и встречаются(Амур.,Петерб., Арханг., Вологод., Костром., Ряз., Сарат., Урал.) а с понятием ВОЗА, ТЕЛЕГИ или ПОВОЗКИ. В большей степени они характерны для Юга и юго-запада России.Очевидно,это являе-тся следствием отождествления самого Млечного Пути с дорогой. Люди пытались не просто дать звездным скоплениям отвлеченные названия,а связать картину звездного неба в некий единый мир, где все взаимосвязано. Раз есть дорога— по ней должна ехать повозка. Отсюда происходит многообразие названий ВОЗ (Юг России, Дон, Казан., Костр., Нижегород., Ряз.), ВОЗИЛО (Дон.), ВОЗНИЦА (Кур.), ГОРБАТЫЙ МЕРИН (Ворон.),КОЛЕСНИЦА(Орл.),КОЛЕСНИЦА ЦАРЯ ДАВИДА(Кур.),КОЛЫМАГА(Кур.), КОЛЯСОЧКА (Кур.),КОНЬ ГОРБАТЫЙ С ТЕЛЕГОЙ(Оренб.),ПОВОЗКА(Дон.) АРБА(Дон.)В ряде областей зафиксировано название КОРОМЫСЛО(Оренб.,Дон.,Сарат.,Свердл.,Тобол.,Томск.),что вызывает некие сомнения в достоверности соотнесения названия с созвездием,так как слишком уж часто этот астроним фигурирует применительно к самым разным звез-дным скоплениям.И Млечный Путь,и Орион,и Кассиопея— все в тех или иных источни-ках значатся как КОРОМЫСЛО.Большая и Малая Медведицы на небосклоне.Из «спорных» названий Большой Медведице присуще именование СТОЖАРЫ и множество производных от этого слова — СТОЖИРЫ, ВИСОЖАРЫ, ВОЛОСОЖАРЫ. Почему «спорных»? Дело в том, что это еще один астроним который,по свидетельствам этнографов применяется буквально на каждом шагу.Это и Плеяды(в наибольшей степени),и Малая Медведица (СТОЖАРЬЕ)и— Большая Медведица.Можно, предположить,что здесь «проблема» кроется не в неправи-льном соотнесении названия с созвездием,а в смысле слова «стожары» как такового. «Сто» + «жары»(звезды,солнца,огонь,пламя)= «сто звезд»,«сто солнц». Очевидно, что таким образным словом можно назвать абсолютно любую группу ярких звезд на небосклоне,что и делали наши предки.Позднее это название в большем мере закрепи-лось именно за созвездием Плеяд,которое изначально(в более древнем варианте)име-новалось ВИСОЖАРЫ или ВОЛОСОЖАРЫ.А так как СТОЖАРЫ уже использовались и для обо-значения других звездных скоплений, ВИСОЖАРЫ и ВОЛОСОЖАРЫ также распространились на них, будто все это синонимы одного слова, хотя это далеко не так. Значение этих названий мы рассмотрим детальнее применительно к Плеядам, которые занимают в русской астронимии совершенно особое, а, возможно, даже центральное место.Пока же следует упомянуть еще об одном названии Большой Медведицы — КОНЬ НА ПРИКОЛЕ (восток России), ПРИКОЛ (Тул.) — которое ясно указывает на ее связь с Полярной звездой,которую Большая Медведица,главный образом,и помогает безошибочно наход-ить.Малая Медведица и Полярная Звезда.Наши предки, как и многие другие народы земли,представляли себе Полярную Звезду как некий кол или гвоздь,вокруг которого вращается вся небесная сфера. Основным ее свойством в этом контексте является неподвижность, стабильность, которую можно принять за точку отсчета (интересно, что югославские славяне именовали ее НЕКРЕТНИЦА, что означает «некрутящаяся» и также отражает именно это ее свойство).Отсюда и основные ее названия: КОЛ-ЗВЕЗДА (Семипалат.),НЕБЕСНЫЙ КОЛ(Волог.),ПРИКОЛ-ЗВЕЗДА(Урал.)В этом контексте становит-ся лучше понятно одно из названий Большой Медведицы— КОНЬ НА ПРИКОЛЕ.Полярная звезда = Кол-звезда.Другой признак Полярной звезды, отраженные в многочисленных названиях— ее северное полярное местоположение.В этом контексте она известна под названиями ПОЛЯРКА(Волог.),СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА(Арханг.),ПОЛНОЧНАЯ ЗВЕЗДА(Волог.).Са-мое древнее и интересное из этих названий— ПОЛНОЧНАЯ.Этим словом в древностиобо-значали не только ночь,но и направление света— «на полночь»,то есть— «на север». Отсюда— «полночные страны»,«полночные земли».Известны также более поэтические названия — ЗАРНИЦА (Сиб.), ЗОРНИЦА-ВОЛШЕБНИЦА (Свердл.), и уже встречавшееся нам СТОЖАР, которое было решено отождествить не с конкретным созвездием, а с любой яркой звездой.А вот созвездие Малой Медведицы как таковое в этнографических источниках встречается крайне редко. Обычно, оно дублирует название Большой Медведицы— МАЛАЯ ЛОСЬ(арханг.),СОХАТЫЙ(Алтай.),или же носит некое «усредненное» наименование, которое в разных контекстах и регионах встречается применительно к самым разным созвездиям— КИЧИГА(Арх.),СТОЖАРЬЕ(Смоленск.)Из наиболее интересных и уникальных названий Малой Медведицы стоит отметить название ВЫШЕЗАР (Смол.), которое неким образом может указывать на ее верхнее положение у самого основания небосвода.Телец и Плеяды.В созвездии Тельца, а точнее его основной части наши предки видели небесный ПЛУГ, или по-другому — СОХУ, ЧЕПИГИ (т. е. рукоятка плуга). Сохранился даже вопрос с новогодних колядок: «Чей же это плужок раньше всех вышел?» И действительно — в зимние ночи небесный плуг появляется на востоке неба, а затем движется — прокладывает борозду — через весь небосвод.Созвездие Тельца = Плуг.Но не ПЛУГ главное созвездие этой части неба, а находящееся рядом с ним звездное скопление Плеяды,состоящее из семи отчетливо видимых невооружён-ному глазу звезд(и более 300 мелких).Плеяды не похожи ни на одно другое созвез-дие— за счет большого скопления звезд на ограниченном участке неба возникает эффект свечения самого небосвода, особенно заметный при взгляде боковым зрением. По современной классификации Плеяды является составной частью созвездия Тельца. Для наших же предков Плеяды были совершенно особым, знаковым созвездием. Для него одного на территории Российской Империи было зафиксировано около 40 разных названий — больше только у созвездия Большой Медведицы.Названия эти можно услов-на разделить на две большие смысловые группы. Одну составляют названия связанные с чем-то круглым, сферическим, кучным — они отражают визуальную ассоциацию с Плеядами и распространены преимущественно на Русском Севере, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке: ГНЕЗДО (Перм., Свердл.), ГРУДКА (т. е. малая укладка стогов сена — Свердл., Симб.), КЛУБ, КОЧКА (Орл.), КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ (Том.), КУЧКА (Казан.), ЛАПОТЬ (Арх.), ЛУКОВКА (Волог.), ОСЬЕ ГНЕЗДО (Свердл.), ПТИЧЬЕ ГНЕЗДО (Арх., Перм.), РЕШЕТО (Волог., Новосиб., Эст.), СОЛОНИЧКА (Арх.),УЛЕЙ (Петерб.), УТИНОЕ ГНЕЗДО (Арх., Тюм.), УТОЧЬЕ ГНЕЗДО (Амур., Арх., Ирк., Перм., Том.), УТОЧКА (Арх.)Вторая группа названий чаще встречается в центральных и южных обла-стях России. По смыслу она гораздо более сложна и интересна,так как оставляет простор для различных трактовок и объяснений. К этой группе относятся такие названия: ВИСАЖАРЫ (Калуж.,Орл.), ВИСОЖАРЫ (Ворон., Дон., Иссык-Кульск., Калуж., Краснодар., Кур., Орл., Ряз., Симб., Смол., Тамб.,Том.,Тул.),ВОСОЖАРЫ (Терск.), ВОЛОСОЖАРЫ (Владим., Ворон., Кур.), СТОЖАРЫ (Калуж.,Нижегор.,Орл.,Пенз.,Ряз., Сарат.,Терск.),ВОЛОСИНЫ,ВЛАШИЧИ.Плеяды = Стожары или Волосожары.В древнерусских источниках встречаются формы ВЛАСОЖЕЛИЩИ и ВЛАСОЖЕЛЬЦЫ, а у балканских славян зафиксированы наименования ВЛАШИЧИ, ВЛАЧИЧИ, ВЛАСИ. Сохранилось упоминание об этом созвездии и в трудах знаменитого русского путешественника Афанасия Никит-ина, чьи дневники XV века о хождении за три моря являются одним из известнейших летописных памятников нашей культуры: «Волосыны да Кола в зорю вошьли, а Лось головою стоит на восток» — так описывал путешественник небо Индии, имея в виду Орион (Кола), Большую Медведицу (Лось) и Плеяды (Волосыни).Плеяды Заметим, что для обозначения большинства созвездий наши предки использовали привычные слова, обозначающие какие-то хозяйственные предметы, животных и понятия. Но только не в случае с ВОЛОСОЖАРАМИ. Так откуда же идут все эти необычные названия и какой смысл они несут?Некоторые ученые предлагают связать эту группу названий с воло-сами,но это не слишком убедительно,так как внешнее сходство созвездия с волосами отсутствует, а название Волосы в чистом виде даже ни разу не было зафиксировано, хотя при таком объяснении оно должно было бы быть наиболее распространенным.Не стыкуется с такой смысловой нагрузкой и вторая часть слова «жары».Гораздо более достоверной кажется версия, возводящая названия созвездия в имени бога Велеса (или Волоса) — одного из ключевых в славянском пантеоне. Конечно, именно Велес, покровитель земледельцев и скотоводов, сын всемогущего Сварога, пасет свои звездные стада на небе, расположившись неподалеку от небесного ПЛУГА (созвездия Тельца). И именно он — многоликий бог мудрости, повелитель природных сил, стихий, вод, луны, звезд и ночи должен ассоциироваться с наиболее необычным и примечательным звездным скоплением… Именно эту трактовку, кстати, отстаивал и знаменитый специалист по славянской астрономии XIX века О.Святский, благодаря которому сохранились многие сведения о звездном небе русского человека как таковом… Тогда все встает на свои места ВОЛОСОЖАРЫ — это «звезды Волоса» или «огни Волоса», а ВЛАШИЧИ — это «дети Волоса». Все остальные названия приведённой группы следует считать более новыми производными формами от первоначального наименования ВОЛОСОЖАРЫ. Кстати, интересно что в индийской ведической астрологии Плеяды известны как созвездие огня, а управляет им Агни — божество священного пламени. Русское окончание слова «жары» как раз несет идентичный смысл.Констан-тин Васильев. Человек с филином.Название СТОЖАРЫ, вероятно, является одним из наиболее молодых в приведенном ряду, но именно оно стало самым распространенным в те времена, когда имя Велеса оказалось под запретом. Скрыв имя Бога, оно, по крайнем мере,позволило сохранить вторую значимую смысловую часть первоначального названия связанную с огнем. Возможно, до этой трансформации СТОЖАРЫ обозначали любое яркое звездное скопление в принципе («сто жаров» = «сто звезд» = «сто солнц»),что подтверждается тем,что оно время от времени встречается в этнографи-ческих описаниях практически всех созвездий нашего северного неба.Некоторые исс-ледователи выводят наименование СТОЖАРЫ от визуальной ассоциации со стогом сена, что не противоречит связи с Велесом,который и сам являлся покровителем земледе-льцев и домашнего скота.Еще в том же словаре В.Даля:«Стожар и стожарь— сев.шест , втыкаемый твердо в землю,посреди стога,чтоб он не клонился…Стожары, созвездие Плеяд, Волосожары(ср.древнесалв.бог Волос + Яр(jar),о— соединительная гласная), Утиное гнездо; местами зовут так созвездие Медведицу,южн.Воз,причислив к ней Полярную звезду,которая и представляет стожар,кол,вкруг которого ходить лось или лошадь на приколе.«Коли звездисто и стожар (созвезд.Плеяд)горит— иди смело на медведя».Владислав Дзалба. Капище Велеса (фрагмент картины)Как видно из послед-ней приведенной приметы Плеяды были связаны в народной памяти с медведем, кото-рый в свою очередь,является основной ипостасью все тоже же Велеса.Кстати, именно поэтому его истинное наименование (скорее всего— «бер»)было во многих регионах табуировано и заменялось разными характеристиками:«мед-ведь»(ведающий мед),«во-лосатый»… В этом свете интересен этнографический отрывок записанный И.Сахаровым, в котором описываются народные поверья,связанные с неким созвездием САХАРЫ: «Они (крестьяне) думают,что это созвездие благоприятствует охотникам отыскивать звер-ей,и что медведи живут под его защитой.За воровство и кражу Сахары наводят сон на медведей на всю зиму.Когда Сахары глядят на землю,тогда медведи бывают смирны и не нападают на человека.Основываясь на этом предании,охотники пускаются в лес только при появлении Сахар.»Исследователь считал,что речь идет о созвездии Боль-шой Медведицы, но в этом случае поверье не имеет особого смысла — ведь Большая Медведица в наших широтах видна всегда в любое время года — были бы звезды. М. Э.Рут же предположила,что говоря о Сахарах,крестьяне имели в виду именно Плеяды, которые появляются на небе поздней весной, видны летом, осенью и зимой,а ранней весной уходят за горизонт. Получается, что согласно звездному поверью охотникам не следует ходит в лес именно ранней весной— в то самое время когда от зимней спячки просыпаются голодные медведи.Кстати,само слово САХАРЫ во многом созвучно наименованию СТОЖАРЫ,что может служить дополнительным подтверждением этой версии .Созвездие Тельца и звездное скопление Плеяды (сверху справа)

С Плеядами, путь которых по небу зависит от времени года, связано и множество других примет, в том числе земледельческих. Так, весеннее появление Велесовых звезд и Плуга (созвездие Тельца) на небе, приходящееся на начало мая знаменует собой начало нового посевного цикла — в это время они „сходят на землю“ в западной стороне неба сразу после захода солнца. Одно из немногих христианских народных названий Плеяд — КЛЮЧИ ПЕТРОВЫ (Ворон.) как раз отражает ту же самую связь. Считалось, что святой Юрий, чей день как раз приходится на день весеннего восхода Плеяд отпирает ключами святого Петра небо и дождь, знаменуя начало нового пахотного сезона.Плеяды служили и каждодневным ориентиром, по которому можно было определять как скоро наступит рассвет: „Стожары высоко горят, уже много ночи“. Схожая примета зафиксирована даже в знаменитом романе „В лесах“ П. И. Мельникова-Печерского: „Стожары сильно наклонились к краю небосклона, значит, ночь в исходе, утро близится“.Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что Плеяды занимают краеугольное положение в русской астрономии,превосходя по своему значению,быть может,даже Большую Медведицу.Орион(Пояс Ориона).Чуть левее и ниже Тельца расположено „зимнее“ созвездие Орион. Народные названия, существовавшие в России, как правило, применимы не ко всему созвездию Ориона в его современном понимании,а к группе наиболее ярких звезд(Минтака,Альнилам,Альнитак),составля-ющих пояс Ориона,и находящейся под ними звездной группе.Эти звезды известны в наших широтах преимущественно под названиями КИЧИГИ или КИЧИГА—(юг России, Вят., , Перм.,Семипалат.,Том.,Челяб.,Камч.,Сиб.,Урал.,Алтай)— т. е.„изогнутые палки для молотьбы“.Реже встречаются другие схожие по сути аналоги этого слова— ГРАБЛИ (Сарат.,юг России),ГРАБЕЛЬЦЫ(Волог.),ЦЕП,КОРЯГА(Ярослав.).Часто применимо к ним и уже знакомое нам наименование КОРОМЫСЛО(Арханг.)или КОРОМЫСЛИЦА(Орл.), которое иногда фиксируется и для обозначения Млечного пути,и других ярких звездных скоп-лений.ояс Ориона = Кичиги.Есть у несколько поэтичных названий— ТРИ ЦАРЯ (Камч., Ориен.,Челяб.)или ТРИЦАРЬ(Сиб.,Камч.),ДЕВИЧЬИ ЗОРИ(Дон.,Тул.),одно христианское — ПЕТРОВ КРЕСТ (Волог., Новг., Ряз), и парочка совсем необычных — КАЩЕГОВЫ ЗУБЫ (Елаб.)и СТАРИКОВА ТРОСТОЧКА(Камч.,Ориен.,Челяб.).Кстати,среди других народов земли по отношению к созвездию Ориона преобладают именно названия связанные с тройственностью: 3 Архара(у казахов),Коня(у хакасов),Оленя(у индейцев Северной Америки),Зебры(у готтентотов),3 Мужчин(у эскимосов),Три Девушки(у хакасов), Сестры(у белорусов),Плуга(у немцев).Венера.Наши предки считали планеты „блуждаю-щими звездами“ и называли их соответственно.Что касается Венеры— она может появ-иться не небе как рано утром,так и вечером и от этого менялись ее названия.Воз-можно,крестьяне вообще полагали,что это два разных объекта:„Утренние“ названия: ЗАРЕНИЦА (Арханг.), ЗАРИЦА (Краснояр.), ЗАРНИЦА (повсеместно), ЗАРНИЧКА (Перм.), ЗАРЯНКА (Смол., Пск., Эст.), ЗОРЬКА (Арханг., Перм.), ЗОРЯ (Арханг.), УТРЕННИЦА, УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, УТРЕННАЯ ЗВЕЗДА (Волог.), УТРИЦА (Петерб.). Интересно в этом ряду название БЛИННИЦА, которое указывает на то, что Венера появляется в небе рано утром, в пору когда хозяйки пекут блины.„Вечерние“ названия: ВЕЧЕРНИЦА, ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРНИЦА (Том.), ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ (Арханг., Вят., Кур., Орл., Пена,. Том.), ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРНИЧКА (Соль-Илец).Венера= Волчья звезда.Существует также большое разнообразие „звериных“ названий,которые,в основном относятся к вечерней Венере,так как соот-носятся со временем охоты и бодрствования тех или иных диких животных.Наиболее популярные связаны с волком— это ВОЛЧЬЯ ЗВЕЗДА(в России),а также сербскохорват-ские варианты Воларица,Воларка,Волоранка и польские— Wilcza gwiazda, Zaj;cowa gwiazda,Gwiazda wo;u(т е „волчья звезда“,„заячья звезда“,„воловья звезда“).Пос-леднее— возможно,связано уже со временем выгона скота на пастбища,а значит,отно-сится к утренней Венере.В Астрахани,Крыму и некоторых других регионах было расп-ространено другое,достаточно загадочное по происхождению,название Венеры— ЧИГИРЬ -ЗВЕЗДА.Именно в таком варианте она значится в некоторых старых рукописях,дати-рованных еще XVII веком.Например,в „Сказании царя Соломона“,говорится: „Чигирь бо зв;зда,именовашеся сирскимъ языкомъ“.Под „сирским“ языком здесь,вероятно,под-разумевается сирийский.Ученые,впрочем,предлагают расшифровать все это с помощью арабского названия Венеры,звучащего „Зухра“ и означающее „блестящая“.Мол, пройдя через несколько языков и звуковых искажений „Зухра“ превратились в „Чигирь“.Изн-ачальный же эпитет „блестящая“ указывает здесь не на яркость Венеры,а на краски заката,с которыми связано ее появление.Версия представляется сомнительной,нодру-гих трактовок слова Чигирь к настоящему моменту не найдено.Сохранилось несколько любопытных народных примет и предостережений связанных с Венерой,которые записал И.Сахаров: „Предания о сей планете(Венере)заключаются в том,что она показывает человеку счастье и несчастье,что делать и чего нет.Аще кому ехати,или идти куда, или селиться; смотря на какую сторону звезда стоит: аще она станет противу,и ты противу ея не езди никуды.Во дни 1,11,21 стоит Чигирь на востоце,и ты храмины не ставь,на дворе головы своей не голи…“Другие созвездия.Кассиопея— КОСАРИ.Касси-опея находится прямо на Млечном Пути, поэтому легко можно было представить, что и сам Млечный Путь — это дорожка скошенных косарями злаков.Дева — ДЕВА или ДАНА. Созвездие Девы появляется на небе весной, как раз в период девичьих гаданий. Небесная дева так же как и ее земные сестры сплетает ВЕНЕЦ (созвездие Северной Короны) и пускает его по небесной реке (Млечный путь).Геркулес — ПАСТУХ,ЧАБАН. Созвездие Геркулеса хорошо видно на небе в летние ночи— он как бы сторожит звез-ды и землю,никогда не покидая свой пост.Дельфин— КОЛОДЕЦ,РЕШЕТКА.Существует такая народная присказка,описывающая летне-осенний звездный треугольник:„У раз-вилки Дороги есть Колодец.А от неё идёт Девушка с ведрами“.Дорога—  разумеется, Млечный Путь,который как раз делится в этом участке звездного неба на два рукава ,девушка— звезда Альтаир,а ведра— яркие звезды по обе стороны от нее.Она как бы идет по направлению к колодцу,которое наши предки видели в созвездии Дельфина. Лебедь— КРЕСТ,БОЛЬШОЙ КРЕСТ или ПЕТРОВ КРЕСТ.Сказка про Колобка.Напоследок хоче-тся вспомнить о всем известной сказке „Колобок“, которая неожиданным образом может расширить наши знания о русских названиях созвездий. Сюжет известен: Дед просит Бабку испечь Колобок, она выполняет его просьбу, но Колобок оставленный на окошке отправляется в лес и встречает на своем пути разных животных. Все они хотят его съесть, но ему удается уходить от них невредимым до тех пор, пока он не встречает лису, которая его и съедает.Существует версия, согласно которой, изначальный вариант этой истории был несколько иным: во-первых, животных на пути Колобка было гораздо больше,чем известно нам сегодня,во-вторых,все они откусы-вали от него по кусочку, так что к Лисе он добрался уже почти истаявшим,а она— довершила начатое другими зверями.Последовательность их встреч с Колобком следу-ющая: Вепрь, Лебедь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса…Что бы это все могло значить? В предложенной трактовке колобок — это полная луна, которая проходя через разные созвездия зодиакального круга постепенно превращается в тонкий месяц, пока не доходит до точки новолуния, то есть — исчезает. То есть сказка является образным описанием наблюдения наших предков за движением луны-месяца по небосклону, дает детям простейшие знания об астрономии и позволяет запомнить последовательность некоторых зодиакальных знаков, а точнее — половины зодиакального круга, так как после новолуния месяцу еще предстоит пройти оставшуюся половину зодиака, но в это время он уже не убывает, а растет. Итого в каждый 29,5-дневный цикл Луна проходит через каждый зодиакальный знак.Фазы луны\Зодиакальные знаки,здесь,разу-меется не те,которые известны нам сегодня,а другие— с названиями,которые(возм-ожно) использовали наши предки.Совпадение мы видим лишь в Деве,которая является никем иным как Бабкой. То есть полнолуние в сказке происходит в Деве. Новолуние, соответственно, пришлось на некий, неизвестный нам сегодня знак Лисы, который должен быть противоположным Деве, то есть примерно соответствует современному зодиакальному знаку Рыб.Таким образом, зная последовательность животных на пути Колобка, мы могли бы реконструировать небесную картину наших предков и понять на какие звездные фигуры они разбивали зодиакальный круг(который сам по себе оста-ется практически неизменным),а затем— соотнести их с известными нами зодиакаль-ными созвездиями.Это,конечно,существенно расширило бы наши знания о древней аст-рономии и ее символах,и позволило говорить о систематизированной картине звезд-ного неба,созданной еще древними славянами,о которой мы рассуждали в начале ста-тьи.Зодиакальный круг.В предложенную трактовку очень хочется верить, ведь она не только наполняет знакомую с детства сказку новым волшебно-звездным смыслом, но и полностью совпадает с глубинной философией русских сказок как таковых, которые всегда несут гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд. Остается одно „но“ — к сожалению, первоисточник этой версии сказки на сегодняшний день невозможно установить с точностью — кто, когда и где записал ее именно в таком виде и не является ли она и вовсе современной? Что ж — остается продолжать поиски. На то нам и дана наша Жизнь — тем она и интересна, что вокруг существуют загадки, которые мы в силах со временем разгадать, если только приложим к ним достаточно усилий."    В статье использовались некоторые наблюдения и выводы, сделанные в следующих работах:1. М. Э. Рут „Русская народная астронимия“, 1987»
2. Ю. А. Карпенко. «Названия звездного неба." 1981.3. Д. О. Святский «Очерки истории астрономии в Древней Руси»4. Музей-мастерская русской деревянной игрушки «ПОТЕХИ». Раздел "Экскурсии".
  "Многие историки считают, что именно после смерти Ивана Молодого, соправителя своего отца, Ивана III, и начался сбой в русской истории. Народ боготворил этого молодого монарха: это он стал прототипом для главного героя русских сказок – Ивана Царевича.Именно Иван Молодой возглавлял русские полки во время знаменитого стояния на реке Угре, после которого мы окончательно сбросили ордынское ярмо. Казалось, Русь ждет золотой век, но вдруг тридцати двух лет от роду Иван Молодой серьёзно заболел. Его одолевала камчюга,то есть ломота в ногах,симптом нередкий в медицине.Для лечения народного героя был вызван лекарь из Венеции— Леон Жидо-вин.Медик пообещал вылечить князя,ставил ему горячие банки,давал какое-то лекар-ство,но Ивану становилось только хуже и,в конце концов,он умер.Иван III не прос-тил лекарю гибели сына,приказав казнить Жидовина через сорок дней.Однако сущест-вует и альтернативная версия смерти молодого наследника.Так,беглый князь Андрей Курбский,главный оппонент Ивана Грозного,который приходился племянником Ивану Молодому,назвал виновными в смерти народного любимца его мачеху Софью Палеолог, которая стремилась поставить на русский престол своего сына– Василия Ивановича. Кстати,не исключено,что в заговоре против собственного сына принял участие и сам Иван III."(Кириллица,2024)
  "У наших предков существовало понятие «нечистоты». Есть миф о том, будто Богородица, родив Христа, положила свою окровавленную рубашку в горшок и велела служанке взять его и, не открывая и не глядя, что внутри, бросить в реку. Однако любопытная служанка не послушалась,открыла горшок,и у нее тут же началось крово-течение.С тех пор все женщины раз в месяц истекают кровью.В «критические» дни женщинам запрещалось посещать церковь,ходить на кладбище,прикасаться к освящен-ным предметам, а также выполнять некоторые виды домашних и полевых работ.Таким женщинам редко запрещалось готовить пищу вообще.Но они не имели права печь праз-дничные пироги(особенно к Рождеству и Пасхе),квасить капусту,солить сало,варить щи.Кстати,и в наши дни есть примета,что при месячных лучше не солить огурцы, капусту и не варить варенье– не получится! Например,если что-то консервировать, то банки потом вздуются.Впрочем,современные специалисты объясняют это не «магией нечистоты»,а тем обстоятельством,что «критические» дни часто сопряжены с неуст-ойчивым эмоциональным состоянием.Многие женщины в это время становятся плакси-выми или агрессивными.А негативные эмоции впитывает в себя пища,которую они гот-овят(во всяком случае, с точки зрения биоэнергетики)."(Кириллица,2024)

  (ст."Гигиена сибиряков: чем она шокировала остальных русских",Кириллица,2024)
"Быт и традиции сибирских народов,живущих в экстремальных условиях тайги,продо-лжительной и суровой зимы или на Крайнем Севере, значительно отличался от быта русских первопроходцев, привыкших к бане и стремящихся в любом новом остроге наладить привычный быт. Многие переселенцы в этом преуспели – они выстраивали целые деревни, копали колодцы, строили бани, но так бывало не всегда: достаток у людей был разный, семьи бывали и небольшие, а если в процессе освоения нового места вмешивались силы природы, то переселенцы начинали бедствовать. Чтобы не умереть с голоду, иногда приходилось смешиваться с коренными народами и волей не волей перенимать их привычки к гигиене.Они все-таки мылись!Нельзя сказать обо всех северных народах России,что они не мылись совершенно.Например,художник-конструктор из Югры,Мария Ситникова,в интервью рассказывала,что ханты и манси мылись издавна– они жили в тайге по берегам рек,у одних были бани,которые топи-лись по-черному,а у другие ставили для мытья специальные чумы,где разводили очаг ,на котором грели воду.Чукчи в летнее время погружали тела в минеральные горячие источники,встречавшиеся в тундре или в тайге.Якуты мылись по-особому— натирались жиром– животным или молочным,а потом соскребали с себя жир вместе с грязью.Летом мылись у водоемов,натирая тело песком.Паразитов из жилищ выводили холодом:перее-зжали весной или осенью в зимнее или в летнее жилище,оставляя предыдущее настежь распахнутым.Путешественник Яков Иванович Линденау наблюдал во время Второй Камч-аткой экспедиции необыкновенную опрятность ламутов(тунгусов или как их еще назы-вают эвенов)– при нем они мылись каждый день,а после обтирались мелкой стружкой из ивы.Чтобы сохранить зубы они жевали смолу лиственницы.Что же касается такой интимной вещи,как гигиенические прокладки,то женщины коренных народов Сибири и Дальнего Востока использовали мох,тальниковую стружку и даже шкурки животных. Высушенный мох-сфагнум использовали и как туалетную бумагу,а так же подкладывали его в качестве подгузников под младенцев.Но не все и не всегда.Но по большей ча-сти водой люди мылись летом,зимой же осуществление гигиенических процедур вызы-вало трудности,и тут каждый народ прибегал к своим методам.Одни полагались на естественную очистку тела,другие– натирались жиром,третьи носили меховую одежду мехом внутрь.Чукчи,как пишет этнограф Владимир Германович Богораз,имели о чисто-плотности собственные представления– они ели вшей,мылись мочой,а посуду давали вылизывать собакам.Их еда могла шокировать европейца– например,пастухи могли есть олений помет,смешивая его с ягодами,но при этом чукчи считали отвратитель-ным один только запах вареной говядины,а корову– грязным животным.Исследователь Владимир Ильич Иохельсон писал,что коряки моются только в исключительных случаях ,а их лица покрыты таким слоем копоти и грязи,что невозможно различить цвет кожи .Практически не мылись буряты – они как и монголы считали, что купаться вредно – вода смывает здоровье. Верили, что чума и оспа – это злые духи, которые приходят к ним то с востока, то с запада, и бороться с ними могут только шаманы.Поскольку у кочевников-язычников целомудренность и верность не ценилась,после Гражданской войны над бурятами нависла угроза вымирания.Причиной этому стал сифилис, который передавался бытовым путем из-за чудовищной антисанитарии,царящей в юртах– взрос-лые не мылись,спали в грязном тряпье вместе с детьми,ели из общей немытой посуды .Как писал историк Всеволод Юрьевич Башкуев из Института монголоведенияРАН,забо- леваемость сифилисом после Гражданской войны достигала от 30% до 52% населения, и советским врачам пришлось немало потрудиться,чтобы приучить народ к гигиене.
Художник Егор Егорович Мейер, член Российской академии художеств, в «Письмах с Амура» описывал местный народ – гиляков, как неопрятных людей, при этом создающих настоящие шедевры резьбы. Он указывал, что избы гиляков со стороны смотрелись живописно, но на берегу гостя встречал запах тухлой рыбы, вонь нечистот, а в избах было множество блох «Немытые и нечёсаные гиляки и гилячки... ужасны в натуре своею грязью и запахом»,– писал художник.А как у русских?Как видите,чистоплотность была не на высоте,и русские тоже этим страдали.Как указы-вает в работе «Историкоэкологические особенности культуры русского населения Сибири и Дальнего Востока» историк Виктория Анатольевна Липинская,к началу XX века в Сибири проживало около 8 600 000 русских и переселенцев других славянских национальностей.Это составляло в зависимости от региона от 70% до 94% всегонасе-ления.В это количество входили и этнические группы,возникавшие при смешивании русских с коренными народами– то есть среди них были якутяне,колымчане,камчада-лы,амгинцы,русскоустьенцы.Им приходилось жить в таких же суровых условиях как и другим народам.Тот же Богораз,рассказывая в «Чукчах» о смешанных браках,призна-вал,что русские на Колыме жили в таких условиях,при которых трудное сосущество-вание чукч казалось более выгодным.Он приводил пример,как женщина,вышедшая замуж за чукчу и овдовевшая,не смогла вернуться назад,так как в избах царили страшная духота,теснота,скученность и вши.Липинская упоминает,что русскоустьенцы из-за морозов пристраивали к избам клети,которые служили сенями и в которых держали своры охотничьих собак.В сильные морозы обитатели избы вместе с собаками могли неделями не выходить на улицу.Можно только предполагать,какие «ароматы» витали в таких домах.В 1890-х годах XIX века Забайкалье и Приамурье посетил ученый-этно-граф Карп Дмитриевич Логиновский.Он был настроен весьма «прогрессивно» и поэтому не уставал расписывать «ужасы царизма». Быт бедного забайкальского крестьянина его поразил: некоторые семьи жили в одной тесной,низкой избе,б.ч.которой зани-мала печь.На ней спали,под ней жила птица,а в загородке у двери зимовали ягнята и телята, которые иначе в сарае для скотины околели бы от холода. Смрад в избе стоял ужасный.Любопытная деталь: о нижнем белье женщины в отдаленных деревнях Сибири узнали только после Великой Отечественной,когда,солдаты в большом количе-стве привезли трофеи из Европы."
  (ст."О непрерывной 5-тысячелетней истории русов в Восточной Европе",Б.Новиц-кий,2024) "Знание того, что наши дославянские еще предки жили на Русской равнине уже III тыс. до н.э., кажется, пока стало достоянием только небольшого числа историков. То, что эта информация дошла до части любителей истории, почти ни о чем не говорит. Поскольку и любителей можно разделить на две группы – на тех, кто получил ценную новую информацию,и на остальных,которым "всё это" не интерес-но.С профессиональными историками и генетиками– много сложнее.Они верят только себе.Так или иначе указанная выше дата звучит сегодня все более твердо.О том же достаточно уверенно 50 лет назад писал в «Вопросы языкознания» О.Н.Трубачев[1]. Он вопреки мнениям лингвистов Лер-Сплавинского,М.Фасмера о том,что праславянский язык выделился из балто-славянского единства всего лишь в начале новой эры или около этого,говорил о непрерывных индоевропейских истоках праславянского языка. Цитирую:«В настоящее время отмечается объективная тенденция углубления датировок истории древних индоевропейских диалектов,и это касается славянского как одного из индоевропейских диалектов. Однако вопрос сейчас не в том, что древняя история праславянского может измеряться масштабами II и III тыс. до н. э., а в том, что мы в принципе затрудняемся даже условно датировать "появление" или "выделение" праславянского или праславянских диалектов из индоевропейского именно ввиду соб-ственных непрерывных индоевропейских истоков славянского.Последнее убеждение согласуется с указанием Мейе о том,что славянский- индоевропейский язык архаич-еского типа,словарь и грамматика которого не испытали потрясений в отличие,напр-имер,от греческого(словаря)».Так что,очевидно,что и видные лингвисты отмечали индоевропейские истоки языка Русской равнины,а также его архаичность.Важно также ,что подчеркнул и А.Мейе,что словарь и грамматика этого индоевропейского языка не испытали потрясений свойственных,например,греческому языку.Добавлю также, что Мейе называл это язык не славянским,а "общеславянским".Так он и свою книгу наз-вал– «Общеславянский язык»(М.,1951).Это был язык,который стал естественным прод-олжением языка древнеарийской общности Русской равнины.Его и зовут сегодня с легкой руки старых лингвистов– индоевропейским (ИЕ).О чем может говорить такой подмеченный лингвистами факт? О непрерывном обитании носителей языка Русской равнины на своей территории с момента появления там ИЕ языка. Поэтому, когда появилась, на мой взгляд, уникальная информация ДНК-генеалогии, о том что наши древние предки, по ее данным, именно с 5 тысячелетия назад уже обитали здесь в фатьяновской археологической культуры,всё сошлось.И показали,что гаплогруппа современных русских R1a-Z280,а также,видимо,R1a-M458,та же,что и древнеарийских русов 5 тысячелетней давности,которая именно 5 тысяч л.н.и образовалась.И более тысячи лет они в фатьяновской культуре культуре и обитали.А поскольку среди сов-ременных этнических русских,поляков,белорусов,украинцев носителей условно «рус-ских» гаплогрупп Z280,M458,примерно 50%,а также до 40% у литовцев и латышей,то можно представить ареал распространения их в древности.Но тут приходит коммента-рий,о том,что,«когда фатьяновская культура прекратила свое существование,следы древних русов в Восточной Европе теряются».Поэтому на их место приходили со всех сторон,образно говоря,все,кому не лень.Окончание фатьяновской культуры примерно происходило 3900 лет назад.Ее насельники,родственные «русам»,носители R1a-Z93 мигрировали на юг и восток.А Z280,M458 остались на Русской равнине.За тысячеле-тия их истории развитие этой общности не останавливалось,что приводило к образо-ванию новых веяний в культурах, развитию периферийных диалектов. Все изменения археологи фиксировали и давали новые названия старым группам одного населения, но с новыми культурными атрибутами – керамика, места обитания, артефакты.Пока ископаемой гаплогруппы Z280 в фатьяновской культуре не найдено. Тем не менее, по данным археологов, фатьяновская культура перешла в более молодую (XVIII—XIII века до нашей эры)срубную культуру,в которой обнаружены два образца с гаплогруп-пой R1a-Z280.Так что,древние русы,видимо,были как в фатьяновской,так и в срубной культуре Русской равнины.И ни о каком полном исчезновении их говорить не прихо-дится.«Были ли они русскими? Были ли они славянами? Это зависит от определений, желательно достигших состояния консенсуса специалистов.В свое время мы с истори-ком Л.П. Грот предложили назвать их древними русами, и это нисколько не нарушает логику и суть научной терминологии»[2].Так или иначе, значительное присутствие современных носителей R1a-Z280 на Русской равнине и сегодня сомнений не вызыва-ет.На представленной ниже карте показаны субклады современных носителей гаплог-руппы Z280 образовавшихся от 3900 до 1900 лет назад,уже после фатьяновской куль-туры.Впрочем на границе этого периода стоит субклад из Архангельской области, образовавшийся почти 4 тысячи лет назад, видимо, еще в конце фатьяновской культуры. Время жизни общего предка его носителя – начало нашей эры – 3900 л.н.
Еще интереснее субклад R-Y67627,образовавшийся 2100 л.н.,время жизни общего пред-ка которого составило 1850 л.н. В YFull YTree показано четыре исходящих от него субкладов с одинаковыми датировками. Причем один, из Архангельской области, определён,как "древнерусский",второй совсем рядом,из Карелии,третий из Финлян-дии.Как видим,разность в датировках между временем образования и жизнью общего предка этой группы родственных субкладов– всего 250 лет.За это время только один носитель из этой группы оказался за тысячу километров– в Свердловской области. Остановимся на «древнерусском» субкладе из Архангельска.Очевидно,что и Карельс-кий и финский его «братья» не далеко отошли от него.То есть,возможно и время образования их общего предкового субклада находилось где-то в том же ареале,но не далее Архангельской области. Поскольку,видимо,все-таки, миграции в древности не шли теми же темпами,что и сегодня.Свердловский же«русский» сдвинулся так дал-еко уже ближе к современности.Также еще два близлежащих образца R-Z280-Y190965, которые образовались 3000 л.н.со временем жизни общего предка 2900 л.н.Один,как пишут в базе,«rus»,в Ярославской области,второй– в Вологодской.Так что,предпо-ложительно они обитали вместе своего возникновения и даже в современности не далеко ушли от места появления своего предка.Эти примеры свидетельствуют,что приведенные на карте образцы R-Z280 образовались,начиная от 3900 л.н.и до начала новой эры. И все продолжают жить на Русской равнине. На карте представлено более 30 таких образцов. Большую же часть нисходящих субкладов R-Z280, образовавшихся от 2000 л.н.до образования древнерусского государства Русь,и далее,все можно увидеть в базе данных YFull YTree.Смотрите ниже:Всё указывает на то,что говорить о позднем появлении русов в Восточной Европе– неправильно.И со времени образо-вания 5 тысяч л.н. субклада R-Z280 его носители, русы, с этого момента только расширяли территории своего обитания – Польша, Литва, Латвия, на другие западно-славянские территории. В ходе расширения, они входили в самые разные группы населения.А как называли,образующиеся в течении этого расширения археологические культуры и группы,археологи– дело договоренности между ними.А культур того вре-мени было не один десяток.Но это уже отдельная история."