Я Йозеф - сын Августа и Софии Глава 1

Мария Майор-Килиманн
   
            

               
                Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоёт            
                петух сегодня, как ты трижды отречешься, что
                не знаешь Меня. (Мф.26,34;)
               
     Для дальнейшего повествования я выбрала эпиграфом цитату из Библии  не

случайно. Она чётко характеризует отношение матери Софии к сыну Йозефу на

протяжении всей её жизни. И поведу дальнейшее повествование от его имени. Ведь

всё написано из его рассказов дословно, без художественных домыслов.

    Я родился в сентябре 1914 года, в Румынии в то время маленькой деревушке

Вишеу де Сус. Это было немецкое поселение Ципцерай, где жили одни немцы. Шла

Первая Мировая война. Мой отец Август ушёл на фронт в 1914 году и сразу же

пропал без вести. Так нам не суждено было встретиться никогда. Мама

София ждала возвращения отца долгих 14 лет и только потом решилась выйти замуж.

По рассказам  матери, были случаи возвращения  с войны и через 10 -13 лет.

Почему так, один Бог ведает?! Мы  с мамой жили в то время в большой семье

родителей отца Августа, где дядей и тёть насчитывалось тринадцать детей. Мой

отец Август женился и ушёл на войну, а другие были разного возраста. Были совсем

маленькие, каким в то время был  и я.

   Первая Мировая война была в разгаре. Началась оккупация румынских территорий,

в том числе и поселения Вишеу де Сус. Мирное население бежит, спасаясь от

обстрелов. В их рядах и моя мама со мной. Местные позже рассказали мне, как мать

меня маленького в пелёнках "как бы потеряла", и побежала дальше не оглядываясь.

Но добрые люди меня подобрали и вернули  обратно матери.

        Когда мне было три года, мать отдала меня в приют для сирот, но под

давлением родственников, снова забрала домой.

       Мы жили очень бедно. Бабушка, мать моего отца,  начерпает ведро воды из

колодца, домешает немного кислого молока. Вот и вся трапеза.

       Я вспомнил не совсем смешную историю из раннего детства. Была середина

лета и я пробрался в чужой сад. Наворовал зелёные сливы, принёс домой и начал

свою незатейливую игру. Мать как увидала, заставила вернуть сливы в сад "на

место". А потом пойти в церковь и покаяться. Сливы то я отнёс, но на "место

поставить" никак не смог. Прибежал в церковь и начал громко каяться и

рассказывать о содеянном на весь храм. Ко мне тихо подошёл Прэот (Священник на

румынском языке) и спросил, что случилось. Я сквозь слёзы рассказал о

содеянном, да так искренне, что Прэот дарит мне деревянный крестик на шнурке.

Я,  счастливый прибегаю домой с подарком  и полным прощением Прэота и

самого Господа Бога. Но мать ещё раз меня накажет, решив, что крестик я

своровал.

       Помню случай на самую Пасху. Мать  пошила мне белый костюм для посещения

церкви  и нарядила меня во всё белое. Кстати у меня в то время были длинные

светлые волосы. Одним словом Ангелочек. Если бы не мои поступки. В церковь я

пошёл с матерю смиренно, а назад решил пойти дорогой приключений. На другой

улице лежала длинная труба диаметром примерно моего телосложения. И я решил

преодолеть свой страх и проползти сквозь трубу. Получилось всё очень успешно,

если бы не костюм. Он странным образом с белого превратился в серо-чёрный. Поняв

свой промах, я тихо прокрался во двор, в сарае снял одежду и спрятал среди

прочего хлама. В тот же день моя мать обнаружила обновку, но та оказалась больше

не пригодной для посещения церкви да и вообще. И мать снова учила меня ремнём,

что можно делать, а чего категорически нельзя.

        Когда мне  исполнилось 7 лет, мать отстригает мои длинные волосы и

отправляет в немецкую школу, в 1 класс.

В 1924 году мы с  матерью пешком прошли путь с Вишеу де Сус , через Сигетул

Марамуреш в Закарпатье, в город Хуст. По прибытию в Хуст мама снова записала

меня в 1 класс, но уже  на чешском языке.

                Историческая справка.
                С 4 июня 1920 года по Сен-Жерменскому договору под
                названием Подкарпатская Русь территория Закарпатья
                вошла в состав Чехословакии. Это были самые лучшие
                времена для развития края. Данные Википедии.


      
      После окончания 1 класса в г. Хуст мама отдала меня  в деревню

Велятино (9 км. от Хуста) к своей родственнице. В то время мама работала в Хусте

прислугой у одной богатой семье и жила там  вместе со мной. И всегда прятала за

печку, когда входила на кухню сама хозяйка. На удивление хозяйка была очень

приветлива и всегда угощала меня чем то вкусным. У неё было двое сыновей,

примерно моего возраста. Помню, каждый вечер, когда мальчики ложились спать, она

давала им по кусочку шоколада и не забывала и обо мне. Но мать решила меня

отдалить от себя и мне пришлось уехать в деревню к маминой родственнице. Я

называл её Тётей. Она жила с мужем и детей у них не было. Они полюбили меня всем

сердцем и Душой и я рос у них некоторое время во внимании и любви и не голодал.

Правда мне пришлось снова пойти в 1 класс, но уже на русинском языке. А потом

сразу в шестой и до седьмого класса. До 12 лет  я рос маленьким хулиганом.

      Помню случай, как однажды мы с Тётей пошли на воскресное богослужение в

церковь. Внутри храма  мне всё показалось не столь интересным, как на куполе

церкви. Я тихонько вышел из храма и полез по дереву  к куполу. Видимо хотел

"поближе" к Богу, но оказался в ловушке. Спуститься вниз уже не смог. Когда

миряне вышли из церкви, все с ужасом посмотрели вверх, в их числе и Тётка. Позже

приехали пожарные и спустили меня, как маленького героя с "небес на землю".

Тётка меня не отругала, а искренне поблагодарила Бога за благополучный исход.

       После этого случая я лично себе торжественно пообещал завязать с

хулиганством. И слово своё держал всю свою длинную жизнь.
 
     Ещё помню, как с местными ребятами ловили лягушек, жарили на костре и

кушали. Тётка по согласию мужа даже выделила мне кастрюлю для приготовления этих

болотных деликатесов. Одним словом, деревенская жизнь пошла мне только на

пользу. Маленький отрезок времени в селе, который  с уверенностью  могу назвать

одним из самых счастливых.

       А тем временем моя мама вышла замуж за пожилого вдовца пана Сабов,

столяра по профессии, и родила ему сына Адальберта . Все называли его Бейла. Это

был желанный ребёнок матери и она всю свою дальнейшую жизнь посвятит именно ему.

Будет его холить и лелеять, даст возможность получить высшее образование. Будет

помогать его семье и нянчить его двух девочек. Бейла был порядочным человеком.
      
Да и мы тоже будем с ним в хороших отношениях до самого конца. Он рано уйдёт из

жизни. Но об этом я расскажу позже.

       В 14 лет я задумал учиться на портного в Хусте. Приехал к матери и

договорился с ней, что буду у неё жить, а у одного мастера по фамилии Моргентал   

в городе Хуст учиться портновскому мастерству. Мать согласилась и даже кормила

обедами. Правда за еду я каждый раз платил денежку.

          И только я начал учёбу, как отчим поставил мать перед выбором: "Или я,

или он". Мать выбрала мужа и так я вынужден был покинуть их дом. Я пришёл к

мастеру и объявил, что дальше не смогу учиться. Тот в свою очередь удивился, но

как узнал причину, рассмеялся и предложил жить у него. У него была большая

семья. Потому сказал, что одним больше или меньше, не имеет значение. Так я стал

полноправным членом семейства, где всем делились, всегда были дружны и рады

друг другу. На протяжении всей своей жизни я всегда с теплом вспоминал о мастере

и его дружной семье. Мастер дал мне кров, научил ремеслу, любил как родного, а

главное, показал живой пример любви к ближнему.

     Шли годы и каждый день я проходил мимо дома родной матери, но заходить

мне было не велено. Иногда мать стояла у калитки и завидев меня, быстра уходила

в дом.