Изучаем фауну Росии. Серая жаба

Александр Кулев
     В процессе  проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут  использоваться педагогом и на уроках биологии.
   
     Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность.  Организуя процесс  изучения школьниками биологии и экологии животных, педагог может не только успешно решать  задачи обучения детей,  развития их интеллекта,  но   и  осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения.

     ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

     Занятие начинается с  формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости,  сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.

     После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками  озвученных фактов и идей, но и  на  осуществление разнообразной мыслительной деятельности.

     Очень желательно, чтобы в процессе проведения занятия на экране или интерактивной доске появлялись изображения его «героев» - представителей тех видов животных, о которых идет речь. В конце занятия учащимися при помощи педагога подводятся  итоги, формулируются необходимые выводы.      В качестве домашнего задания учитель может предложить школьникам дополнить свои знания о данном биологическом объекте информацией из литературных источников. Кроме того, дети получают от педагога приведённую в статье инструкцию для самостоятельного изучения животных с использованием   кинофрагментов  из сети  Интернет. Данное задание может быть выполнено дома или в школе (в кабинете биологии либо в компьютерном классе, во внеурочное время).

      СОДЕРЖАНИЕ  БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ                               

   Серая жаба... На первый взгляд совсем не красавица эта малоподвижная неуклюжая обладательница незаметной покровительственной окраски. Облик этого животного с бугорчатой бородавчатой кожей очень своеобразен и, по мнению многих, не слишком привлекателен. Кроме того - серая жаба  - широко распространённая хищница,  нападающая на различных беспозвоночных животных. Но, может быть, стоит приглядеться к ней более внимательно, чтобы познать её тайны;  убедиться в том, что это небольшое животное играет важную положительную роль в природных сообществах, и, возможно, – даже полюбить её?  До сих пор можно услышать обидные и совершенно несправедливые слова, которые иногда говорят взрослые люди своему сыну-подростку,  взявшему в руки обнаруженную им в лесу или на огороде серую жабу: «Выброси сейчас же эту гадость! Посмотри, какая она противная! Да еще от нее и бородавки бывают!».  А возможно, вам приходилось  слышать ещё и о том, что жабы, оказывается, высасывают молоко у лежащих, отдыхающих на земле коз и коров. На самом же деле и бородавок от жаб не бывает, и молоко у копытных они не высасывают, и никакие они не противные, а по-своему симпатичные и даже очень совершенные создания.   Кроме того, многих любителей животных в жабах подкупает уравновешенное спокойное поведение и весьма развитый по сравнению с другими земноводными «интеллект». Давайте же будем защищать серую жабу от сказанных в ее адрес неласковых и несправедливых слов. А для этого нужно узнать об этом замечательном животном гораздо больше, чем  это сказано в школьном учебнике биологии. Сегодня  мы и постараемся это сделать.

• Внешний облик

     У серой жабы кожа на верхней части тела с довольно крупными бугорками, а на нижней – шершавая, мелкозернистая. Представители этого вида жаб бывают крупного размера, обычно более 80 мм (самки до 200 мм.). Зрачок глаз горизонтальный, радужная оболочка блестящая, красно-золотистого или желтого цвета. Красавица! Сверху животные серо-грязно-бурого, коричневого или серо-оливкового цвета; окраска обычно однотонная или с неясными темными пятнами. Брюшная часть тела грязно-белая, желтоватая с темными пятнами. Интересно, что в разных удаленных друг от друга областях эти животные «одеваются» по-разному. Кроме того, окраска тела у жаб, как и у других амфибий, не строго постоянна и зависит от условий окружающей среды на данный момент или период.
   
     По бокам головы у жабы имеются крупные овальные железы - паротиды. При раздражении животного они выделяют едкую остропахучую ядовитую жидкость, которая, попадая в пасть хищника, вызывает сильное жжение и вынуждает его оставить жабу в покое. У этой жидкости есть и другая функция. Она препятствует потере влаги в условиях сухости, не позволяет паразитам и плесени поселиться на коже земноводного. Важно знать, что если эта жидкость попадет в глаза человека, на слизистые оболочки или на поврежденную кожу руки, ее едкость будет весьма ощутима.

• Распространение, места обитания

     Серая жаба, кроме России, распространена почти по всей Европе, на северо-западе Африки, некоторых средиземноморских островах, западе Турции и части Западной Сибири. Со второй половины 20 века это животное стало встречаться гораздо реже (особенно - в областях и районах с большой плотностью населения).
Серая жаба встречается в разных местообитаниях. Она населяет леса, сады, парки, кустарники и балки в степях. В горы поднимается до 3000 м. над уровнем моря.

• Образ жизни и характерные черты поведения

     Днем жаба скрывается в лесной подстилке, норах грызунов и кротов, под упавшими деревьями, между корнями. В сумерки и ночью кормится пауками, муравьями, многоножками-кивсяками, гусеницами, слизнями, дождевыми червями и т.п. Если днем прольется теплый дождь, жабы могут совершать и дневные прогулки. Как правило, в это время они активно охотятся.

     Жабы схватывают свою добычу с помощью липкого языка. Если  жертва её нападения крупная, как, например, дождевой червь, далее пища запихивается в пасть движениями передних конечностей. Нередко можно наблюдать и ситуации, когда жаба схватывает добычу челюстями, молниеносно открывая и закрывая рот. Язык при этом не выбрасывается. Чаще таким способом берется добыча, находящаяся на небольшой глубине в дождевой луже или в мелком искусственном водоеме террариума. Одна жаба за сутки может съесть 20-50 мелких беспозвоночных животных размером с крупную муху  или проглотить с десяток дождевых червей.
   
     Перемещаются жабы медленно, шагами, но при необходимости могут совершать и короткие невысокие прыжки. Периодически останавливаясь, эти амфибии поджидают добычу, но никогда не выслеживают и не преследуют ее. Никаких внутривидовых контактов у этих животных во внебрачный период не возникает.

      В течение года около 5 – 5,5 месяцев серые жабы пребывают в спячке. Зимуют они в заброшенных норах зверей, провалах и трещинах почвы, подвалах, погребах, заброшенных и пересохших колодцах и других убежищах. Когда похолодание наступает неожиданно быстро, на выбор зимней колыбели нет времени, и животные скрываются поспешно. При этом, обнаружив какое-либо отверстие в почве, они принимают его за вход в нору и, по воле инстинкта, стремительно проникают в него. Вход может оказаться предательски крутым, и жаба проваливается в глубокий колодец, погреб или промоину с отвесными стенками. Нередко в такие ловушки попадает несколько жаб, а вместе с ними и другие бесхвостые и хвостатые амфибии. В этих убежищах перезимовать можно благополучно, но весной после пробуждения выбраться из них животные не могут и рано или поздно погибают. Безусловно, попавшие в такую ситуацию амфибии нуждаются в помощи обнаружившего их человека.

• Размножение и развитие

     Весной серые жабы появляются, когда температура почвы на глубине 20 см поднимается выше 6,7 – 7,3 С. После пробуждения серая жаба идет на икрометание в стоячие или слабопроточные водоемы. Самцы в это время издают резкие, подобные хрюканью звуки, привлекая самок. «Петь» самец начинает за несколько дней до спаривания. Весь брачный период он очень крепко удерживает свою избранницу передними конечностями в области «подмышек». Страсти самцов в период спаривания бывают столь горячими, что, упустив свою самку, самец моментально захватывает другую, а если ее нет, он может ухватить другого самца, лягушку, рыбу и даже неодушевленный предмет.
 
     В водоемах серая жаба бывает 7-10 дней, откладывая икряные шнуры длиной 3-5 м., содержащие 1200 – 7000 икринок. Такой шнур самка выпускает по частям, находясь под водой, а самец его периодически (по мере выхода) оплодотворяет. При этом оба животных наматывают шнуры на подводную растительность, разные донные предметы, плавая и петляя вокруг них.

     Как только икряной шнур у самки заканчивается и наружу больше не поступает, самец покидает свою партнершу по размножению, и пара расходится. Дальнейшая их жизнь проходит на суше и в одиночестве, какие-либо семейные взаимоотношения отсутствуют. Эмбрионы находятся в икринках около недели. Головастики после выхода из икринок развиваются около 50 дней, достигая 30 - 32 мм длины.
   
     Половая зрелость у самцов наступает на третьем, а у самок – на четвертом году жизни. У самцов она характеризуется образованием перед брачным периодом мозолей на пальцах передних лап. Эти мозоли-бугорки очень плотные, они помогают самцу удерживать самку. Срок жизни серой жабы может быть очень велик. Именно ей принадлежит рекорд долгожительства среди бесхвостых амфибий в условиях неволи, который составляет 36 лет.

• Взаимоотношения с человеком

      Жизнь серой жабы в очень значительной степени зависит от деятельности человека. На сокращение ее численности повлияли такие факторы, как осушение, избыточное загрязнение водоемов-нерестилищ или, наоборот, их очистка и благоустройство с целью хозяйственного использования. Для размножения взрослых жаб и развития личинок (головастиков) такие водоемы не пригодны. Отрицательное влияние на них оказывают химическая обработка лесных и сельскохозяйственных угодий, прямое преследование людьми.

     До тех пор, пока изъятие животных из природных условий без разрешения природоохранных организаций в нашей стране не было запрещено законом, серая жаба была один из обычных обитателей любительского террариума. При правильном содержании в неволе представители данного биологического вида жили хорошо. Для этого использовались террариумы горизонтального типа. Температура содержания + 18-25 С. При содержании земноводных рекомендовалось ежедневное вечернее орошение террариума из пульверизатора.

     Кормами в условиях неволи серым жабам служили земляные черви, слизни, различные ползающие насекомые. Для содержания в террариуме обычно рекомендовали брать молодых особей или взрослых жаб после икрометания, заканчивающегося в мае. Было замечено, что животные, пойманные перед икрометанием, упорно стремились выбраться на волю и отказывались от еды.
 
     Наблюдать за жабами, содержащимися в неволе, было очень интересно. Эти животные не прыгают, как лягушки, а ходят неторопливо, как будто они обдуманно выбирают свой путь. Жабы легко приручались, особенно крупные старые особи. Животные запоминали места кормления и его порядок.

     Серые жабы достаточно легко переносили сухой воздух квартир и могли жить «на вольном выпасе» в случае, если на полу комнаты в определенном месте была установлена кювета с водой. Интересно отметить, что местоположение этой кюветы животные также очень  быстро запоминали.

     В террариуме серые жабы порою вели себя весьма  забавно. Они  забирались в мох, в листву или под древесную кору и не шевелились, но если их тревожили рукой – отталкивали ее своей головой снизу вверх, словно бодались. Это и все, что может жаба противопоставить своему противнику из физических элементов сопротивления и защиты. Есть, правда, еще и химическая защита (в виде выделения ядовитого секрета), о чем уже говорилось выше.

ВОПРОСЫ  И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Каков внешний облик серой жабы?
2. Почему серая жаба имеет такую невзрачную окраску?
3. Почему жаба в основном не прыгает, а шагает?
4. В чём причины широкого распространения серой жабы по территории России?
5. Где, кроме территории России, можно встретить серую жабу?
6. Как могла появиться неверная идея о том, что контакт с жабами  приводит к появлению бородавок на коже рук?
7. Как мог возникнуть миф о то, что жабы высасывают  молоко у коз и коров?
8. Какие факты говорят о том, что  у серой жабы довольно хорошая память?
9. Какую роль может играть  в жизни жабы её способность изменять окраску в зависимости от условий окружающей среды?
10. Для чего нужны жабе крупные овальные железы, расположенные по бокам её головы?
11. В каких местообитаниях встречается серая жаба?
12. Где может прятаться жаба в дневное время?
13. На кого охотится жаба в условиях дикой природы?
14. Каким образом серая жаба ловит свою добычу?
15. Что может быть укрытием для жаб в период зимней спячки?
16. Какова продолжительность зимней спячки серой жабы на территории России?
17. Какая опасность может поджидать жаб при поиске ими места для зимовки?
18. При какой температуре  почвы серые жабы выходят из состояния зимней спячки?
19. В каких водоемах наблюдается размножение серых жаб?
20. Как выглядит кладка икры серой жабы?
21. Какое оплодотворение у жаб:  наружное или внутреннее? Обоснуйте свою точку зрения.
22. Каков приблизительный срок развития эмбриона в икринке серой жабы?
23. Какие факторы среды могут повлиять на продолжительность развития эмбриона в икринке жабы и на скорость развития её головастиков?
24. Каковы примерные сроки развития головастиков серой жабы в природных водоёмах России?
25. В каком возрасте молодые серые жабы становятся половозрелыми?
26. Сколько  лет может прожить  серая жаба?
27. Каким образом деятельность человека  может повлиять на численность серых жаб?
28. Какие условия должны быть созданы для жабы при содержании её в террариуме?
29. Угадайте слово по его неполному определению, а также по схеме, изображённой на доске. Дайте полное определение данному термину или понятию, соответствующее теме сегодняшнего занятия.
- е - - м - р - - -
Неполное определение: «Изменение».
Ответ: «Метаморфоз».
Один из возможных вариантов полного определения: «Процесс изменения внешнего и внутреннего строения организма в процессе его индивидуального развития».
30. Угадайте слово по его неполному определению, а также по схеме, изображённой на доске. Дайте полное определение данному термину или понятию, соответствующее теме сегодняшнего занятия.
- - л - в  - - - - -
Неполное определение: «Стадия развития».
Ответ: «Головастик».
Один из возможных вариантов полного определения: «Головастик – личиночная стадия индивидуального развития бесхвостого земноводного. На этой стадии животное обладает двухкамерным сердцем, жабрами, не имеет конечностей и живёт в воде».
31. Угадайте слово по его неполному определению, а также по схеме, изображённой на доске. Дайте полное определение данному термину или понятию, соответствующее теме сегодняшнего занятия.
- - л о - о - - о  - - - - -
Неполное определение: «Процесс, связанный с размножением».
Ответ: «Оплодотворение».
Один из возможных вариантов полного определения: «Оплодотворение – процесс слияния ядер половых клеток – сперматозоида и яйцеклетки, который приводит к образованию клетки под названием зигота».
    32. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём  фактов или идей. Выпишите все эти ошибки на  лист бумаги для  дальнейшего их обсуждения на заседании биологического кружка или на уроке биологии. Внесите необходимые исправления или уточнения.
     «Мне было лет 10 или 11. Мы с бабушкой отдыхали на даче. Пошли в лес за ягодами. Но, если честно, ягоды меня интересовали лишь первые 20-30 минут, до того момента, пока еще было желание упиваться их сладким соком.
     А потом началось самое увлекательное – изучение бегающих, прыгающих, ползающих, удивляющих своей непредсказуемостью живых существ, в изобилии встречающихся на узких лесных тропинках и в загадочных густых зарослях. Удержаться от этого мне, мальчишке, было совершенно невозможно. Перевернув мощный кусок коры, лежащий прямо на земле, я, к своей неописуемой радости, обнаружил под ней большую, величиной с крупный клубень картофеля, серую жабу. Такую большую рептилию здесь я еще не видел! Издав победоносный крик, я схватил не успевшее опомниться  пресмыкающееся и побежал к бабушке. Очень хотелось и ее поскорее порадовать своей замечательной находкой. Бабушка неожиданно для меня нахмурилась и брезгливо сказала: «Отпусти ты это страшилище!».   Но что-то очень неопределенное, еще непонятное мне самому, мешало на этот раз согласиться со словами горячо любимой и уважаемой бабушки, пользующейся в моих глазах непререкаемым авторитетом. Я уже кое-что читал о жабах; знал, что они очень полезны, поскольку истребляют много насекомых и других беспозвоночных – вредителей сельского и лесного хозяйства. Да и внешность пойманного животного мне совсем не казалась отвратительной.  Стало очень обидно за свою находку. Было  интересно рассматривать тонкую гладкую кожу жабы; странные утолщения в виде двух валиков, расположенные по бокам головы; маленькие узкие глаза. Но взять жабу с собой было нельзя, ослушаться строгую бабушку я не мог. Поэтому через некоторое время я наклонился к земле и, не желая того,  всё-таки выпустил животное из рук.  Освобождённая мною серая жаба, совершая очень длинные резкие прыжки, торопливо покинула место нашей встречи. А я, глядя ей в след, понял вдруг, что хочу быть биологом, чтобы многие годы своей жизни посвятить изучению и серой жабы, и многих других животных, населяющих бескрайние просторы России. И теперь я очень рад, что моя детская мечта стала реальностью…»
     В предложенном для обсуждения тексте имеются следующие ошибки и неточности: 
- жаба относится к земноводным, а не к пресмыкающимся;                -  кожа у жабы покрыта бугорками и довольно толстая, а не тонкая и гладкая;      - глаза  у этой амфибии не маленькие и узкие, а крупные, большие, округлой формы. Узкий в них зрачок;               
- перемещается жаба шагом или короткими прыжками. Длинные прыжки для неё не характерны, поскольку задние конечности относительно короткие (по сравнению с лягушкой).               
     33. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам,  предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ  СЕРОЙ  ЖАБЫ

1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о серой жабе.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее  особенности представителей этого биологического  вида животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые  вызвали у тебя интерес  и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить.  Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького исследования.
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.

                ЛИТЕРАТУРА

1. Банников А.Г., Даревский И.С., Денисова М.Н. и др. Жизнь животных. Т.5. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.
2. Банников А.Г., Даревский И.С., Рустамов А.К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. – М.: Мысль, 1971. – 303 с.
3. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо,  2003.
4. Брем А. Рыбы и амфибии. – М.: Издательство АСТ, 2000.
5. Гуржий А.Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные. – М. 2003.
6. Гусев В.Г. Животные у нас дома: Справочное пособие. – М.: Экология, 1992. – 366 с.
7. Животный мир Молдавии. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. – Кишинёв. – 1981.
8. Жизнь животных. Том пятый.  Земноводные. Пресмыкающиеся  / Под ред.  А.Г. Банникова.  – М.: Просвещение, 1985.
9. Кудрявцев С.В., Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели. - М.: Лесная промышленность, 1991. – 349 с.
10. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
11. Обыкновенная жаба [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обыкновенная_жаба, свободный. (Дата обращения: 27. 04. 2023).
12. Природа Ленинградской области и ее охрана. – Л.: Лениздат, 1983. – 277 с.
13. Серая жаба [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://zooclub.ru/amfibii/beshvostye/seraya-zhaba.shtml, свободный. (Дата обращения: 27. 04. 2023).
14. Сосновский И.П. Амфибии и рептилии леса. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 144 с.
15. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
16. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии  // Биология в школе. – 2012. - № 7.