Уклон махаона

Виктор Банин
   Интерес к окружающей природе всегда был во мне, с детства был! Мне нравилось наблюдать за растениями и животными, а особенный интерес проявлялся к некоторым насекомым. Наличие именно такого интереса, было связано с необычным внешним видом этих существ. Когда я наблюдал за бабочками, стрекозами, пчёлами, муравьями и прочими, первое о чём я думал было то, что они очень странные на вид, в отличии хотя-бы от животных. Зачем они существуют, как ведут себя?.. Стрекозу, например, было невозможно поймать, невозможным было даже приблизиться к ней, чтобы рассмотреть внимательнее, как бы я не старался это сделать. Мне оставалось лишь смотреть, как они перелетают с одной зелёной ветки на другую, а их глаза, похожие на очки пилота-истребителя, нельзя было не заметить даже издали. Я ещё не знал, что стрекоза - совершенный хищник. С бабочками было проще, но не со всеми. Простую белую капустницу было легко поймать, бабочку чуть красивее, уже сложнее, но всё же не сложнее чем стрекозу. Я пытался понять, почему так сложно даже подойти к этим порхающим творениям природы. Мне было интересно и то, как именно они меня видят, неужели они так чутко воспринимают окружающий мир, - как им это удаётся?..
   

  Шло время, я постепенно отошёл от этих естественных детских  интересов. Детство моё заканчивалось, и я уже не бегал по зелёной траве, чтобы специально рассматривать насекомых. Но в моей памяти, и по сей день сохранились те воспоминания и попутные рассуждения о природе бабочек, стрекоз и прочих. Однажды, будучи уже подростком, я случайно наткнулся на статью в каком-то научно-популярном журнале. Статья эта была о мухах, если точнее, то не о самих мухах, а о том, как мухи видят или воспринимают окружающий мир. Какой-то учёный-биолог рассказывал о том, почему так не просто бывает поймать или убить муху. Учёные изучили зрительный аппарат этого распространённого насекомого, и пришли к выводу, что муха видит занесённую над ней мухобойку, которая движется к ней на огромной скорости, как бы в замедленном воспроизведении, то есть как бы в покадровой замедленной съёмке. Именно по этой причине муха успевает взлететь до того как будет размазана мухобойкой. После прочтения этой статьи я представлял зрение мухи. В подробностях этой статьи было сказано, что глаза мухи разделены на несколько секторов, и каждый сектор видит изображение отдельного промежутка времени, а после, эти отдельные изображения из каждого сектора, попадают в некий мозговой анализатор, и муха благодаря этому видит всё как в замедленной съёмке, поэтому и успевает улететь. Успевает потому, что видит, как мухобойка приближается к ней, но приближается очень медленно. По причине своей врождённой любознательности, я долго думал об этом, даже представлял себя мухой и воображал себе её восприятие окружающей реальности. Потом я думал о том, что может учёные не до конца изучили её зрительный аппарат и может быть это всего лишь гипотеза или вообще ошибка или чья та выдумка. В моей голове не укладывалось то, как в мушиной голове могут существовать две пространственно-временных реальности, - одна внутри, другая снаружи. Мой ум вцепился в эту, с одной стороны никчёмную задачу, а с другой стороны интереснейшую загадку природы. Я долго ещё, время от времени размышлял над этим. Конечно, я уже не наблюдал за насекомыми, и не собирался этого делать, но почему-то, эта научная статья, так и не была окончательно мной забыта. С тех пор прошло лет двадцать, интерес к природе, и её загадкам, - во мне не угас.

   По стечению жизненных обстоятельств, мне довелось несколько лет проработать в тайге, - по вахтам. Я работал на одной из технических станций управления нефтепроводом. Мне особенно нравилось находиться там в летний период, - свежий воздух, запах тайги, дикие животные. Медведи например - грозные хозяева тайги, вызывали у меня особенный интерес. Я успел их рассмотреть и слегка изучить повадки. Мне нравилось наблюдать закат солнца. Когда лучи скользят по макушкам деревьев и небо приобретает ярко синий оттенок, то на нём становится отчётливо видно парящих на огромной высоте хищных птиц. Они кружат и тогда, когда солнце находится почти в зените. Тайга привлекала меня едва уловимой тайной сотворения всего живого. Мне нравилось иногда забираться на высокую мачту, и видеть зелёный океан, в котором обитает великое множество разнообразных существ, а сколько там насекомых?.. Наверное, миллиарды. Когда наступала тёплая летняя ночь, и небо было ясным, то я любил забираться на крышу евро вагона, чтобы рассматривать звёздный ансамбль. Иногда, было скучно. Скорее всего именно по этой причине мне пришла идея коллекционировать бабочек, а тем более там в тайге иногда встречались интересные экземпляры. И вот однажды…
   
   Одним из моих развлечений, находясь на вахте, было занятие спортом. В самом углу участка я соорудил турник, просто закрепив тонкую трубу на верхний угол металлической ограды. Обычно в самом углу территории, проходили мои тренировки. Ещё у меня имелись две пудовые гири и маленькие гантели весом по 500 грамм, для боя с тенью. В молодости, я увлекался боксом и имел первый юношеский разряд. Мои руки, были способны в случае необходимости летать как пули, рассекая воздух со свистом. Помахав руками для разминки, я приготовился запрыгнуть на турник, но моё внимание, причём всё без остатка привлекла перелетевшая через ограждение, огромных размеров и невероятно красивая бабочка, коих раньше, я никогда не видел. Весь мой интерес тут же сосредоточился на ней, моё сознание сработало также, как срабатывает инстинкт хищника прямо перед носом которого пронеслась добыча, а он, просто от неожиданности не успел её поймать и готов это исправить немедленно. Повторюсь, что именно такой бабочки я не видел никогда, такую красоту я не мог упустить. Она пролетела прямо перед моим носом и села на трубу, идущую от цистерны к контейнерам с оборудованием. Необычайной красоты и размеров бабочка! Мне тут же пришла мысль, что я повстречал какой-то редкий таёжный экземпляр, и это будет хорошее начало для моей коллекции. Я сделал осторожный шаг в её сторону. Я совершенно ясно осознавал то, что мне не удастся просто подойти к ней и поймать её, поэтому я превратился в саму осторожность и приготовился преследовать её до конца, чтобы любой ценой завладеть этим выдающимся экземпляром. Так и вышло. Как только расстояние между мной и этим живым сверхчувствительным, биологическим "прибором" чуть сократилось, оно тут же взмыло в воздух и мотаясь из стороны в сторону, полетело туда, куда было известно только ему. Бабочка настолько удивила своим размером и красотой, что упустить её означало в тот миг, потерю чего то ценного. Пользуясь хладнокровным расчётом, для установления приблизительной траектории её полёта, я начал пытаться сбить её взмахами ладони. Мои руки рассекали воздух с такой огромной скоростью, с которой бы они двигались в случае жизненно важной необходимости, но всякий раз, когда расстояние между моей ладонью и бабочкой сокращалось до считанных сантиметров, ей каким то невероятным образом удавалось вполне уверенно уклонится и продолжить полёт. Расстояние между мной и ней на протяжении всей погони, которая длилась секунд сорок, было примерно одинаковым. Я махал руками не просто так, я выверял каждый взмах и точно посылал ладонь с учётом отклонений насекомого, но она успевала уворачиваться. Иногда я даже чуть касался её, но настолько несущественно, что это не влияло на её полёт. Я не терял надежды сбить её и одновременно с этим начал кое-что понимать. Она видит, мои как мне казалось сверхбыстрые руки! Она их видит! Но как? И тут я вспомнил ту статью из научного журнала. Я продолжал гнаться за ней, перепрыгивая на ходу через препятствия и понимал, что действительно правда то, что она видит мои быстрые взмахи, но видит их медленно! Поняв это, я также не утратил надежду сбить её, но продолжал промахиваться, мне стало даже забавно, появился азарт. Я бежал, махал руками и одновременно наблюдал за её поведением. Как она могла уклоняться от удара руки несущейся с такой дикой скоростью, и именно, как мне казалось, в тот момент уклоняться, когда расстояние сокращалось до менее чем пяти сантиметров? Дело ясное, она видит всё происходящее в ином временном измерении, в своём измерении! Не может она, имея такие крылья, так уклонится, если только заранее не изменит траекторию своего полёта. Мы уже приближались к другому краю ограды участка, и я понял, что если я не собью её сейчас, то она перелетит через ограждение и всё, экземпляр будет упущен. Всё происходящее стало напоминать боксёрский поединок, и я решил пойти "в размен". Уже у самой ограды, я окончательно понял, что сбить её прицельными махами у меня не выйдет, и я решил махать так, как получится, должна же она налететь однажды на мой удар, и я оказался прав.  Она наткнулась на мою ладонь и врезалась в песок на расстоянии в пол метра от спасительного забора. На секунду я был горд собой, ведь мне удалось, ведь я занимался боксом, мои быстрые удары некоторые соперники хорошо помнят! Но спустя несколько секунд, мне вдруг стало жаль её, она ведь так мастерски боролась за свою жизнь, боролась и применяла свои удивительные способности, чтобы выжить. Меня вдруг отрезвило это, а моя самооценка резко рухнула вниз. Бабочка, с размахом удивительно красивых крыльев минимум в десять сантиметров, лежала на песке. Удар был сильным и я полный уверенности, что это глухой нокаут, уже неспешно потянул к ней руку. Как только моя рука приблизилась к ней, она едва заметно шевельнулась и тут же резко вспарила, одним махом перемахнула через забор и колючую проволоку натянутую поверх него. Я стоял и смотрел, как она улетает и был по-настоящему рад, рад тому, что в итоге ей всё-таки удалось переиграть меня. Скажу больше, я был восхищён ею! Главное чтобы не повредил сильно, выдержала такой удар, но летит вроде уверенно. В тот день я передумал собирать бабочек.
   
   Рисунок её крыльев отпечатался в моей памяти. Вечером перед сном, порывшись в интернете, я выяснил, что эта красивая бабочка, скорее всего, крупный Махаон. Вспоминал ту погоню и специфические, далеко не случайные уклоны Махаона. Более подробно вдумывался в статью из научного журнала и пришёл к определённому выводу. Скорее всего, действительно так и есть, как было описано учёным. Эта бабочка, могла уворачиваться лишь потому, что её субъективное восприятие нашей реальности, совсем иное в пространственно-временных рамках. Время для неё движется медленнее и события которые она отражает своей психикой, тоже происходят значительно медленнее, чем например у людей. Совершенно возможно и то, что она живёт в другой временной реальности при этом, не утрачивая связи и с нашей, то есть, например человеческой реальностью. Она также быстро двигается в обычной реальности, но воспринимает окружающий мир значительно медленнее. Она начинала видеть взмах моей руки пытавшейся её сбить, сразу же как только ладонь начинала движение и уже тогда бабочка начинала едва заметно менять траекторию своего полёта, она видела мои руки, как в замедленной съёмке, но сама продолжала двигаться так же быстро и резко, как мы и видим это в нашей временной реальности. Бабочки живут не долго, некоторые лишь один день, но это по нашим меркам, а по их..?
   
   Стемнело, пришла ночь. Я забрался на крышу евро вагона, лёг на спину и посмотрел на невероятно красивую звёздную россыпь. Какие огромные расстояния до звёзд, и такие же огромные между ними, скорость света, пространство, другое измерение... Вспоминая того Махаона и представляя себе возможные варианты восприятия пространственно - временной реальности, я думал, а существует ли вообще время или оно просто порождение нашей психики и у каждого вида живых существ оно своё… А постоянное, то есть одно и то же для всех время, существует ли…? Засыпая я думал о звёздах... скоростях... вселенной... простые числа и сложные гипотезы... пространство времени... уклон махаона относительно.., равен… Я погружался в таинственные рассуждения и засыпал. Вспомнил и про стрекоз… Так вот почему они такие совершенные хищники, они воспринимают свою жертву медленно летящей, а у самих полёт, молниеносно быстрый…  Я почти задремал, хорошо, что стрекозы такие маленькие, а коровы не летают, как летали в старом советском мультфильме "Тайна третьей планеты", а то иначе бы….. ))
   
   Я скоро уснул, уснул прямо на крыше, под красивым светящимся ковром, сотканным из миллионов таких далёких и загадочных звёзд...