Шут гороховый 1

Людмила Берзиня
СТЕПАНИДА.


   Не знаю,как сейчас - жива ли станица Полевая на Кубани ещё,или нет её и превратилась в поле с травушкой-муравушкой без казачьего надзора и стараний. А если жива - славна ли чем особенным,как была славна в наше время становления колхозных хозяйств.
   Быт казачий  - он особенный,не похож на другие во всей стране - единоличные хозяйства и строгие нравы определяли его. Казаки всегда жили богато - дома строили в расчёте на потомков - большие,добротные,на высоких фундаментах,со ставенками и ажурной деревянной выдумкой. Хорошо жили. До раскулачивания.
   И был в той станице человек необыкновенного склада характера - до того любил подшутить над станичниками,что доводил их порой до крайностей - бивали. И не раз. Звали его Еремей Непомнящий,хотя фамилия ему не соответствовала  - запомнили его навсегда те,кто попал под стихию выдумщика и баламута.

   Жила в той станице одинокая женщина - Степанида. Фамилию мало кто помнил - Степанидой для всех была. Жила одна в доме,построенном ещё дедом её. Была она женщиной дородной - большой и полной,что для казачки в общем-то неплохо,но так получилось,что в свои сорок с лишним лет была не замужем и всю себя себе же и посвящала - сидела днями на скамье перед домом,лускала семечки,от шелухи которых за годы уже наст образовался вокруг скамьи,да посматривала зло на каждого проходящего. Плохого ничего никому не сотворила,однако поди ж ты - злой глаз имела и применяла.
   И была привычка у той Степаниды каждый вечер,отходя ко сну,выгонять москитов из дома в окно,будучи уже в своей обычной,громадного размера,белой ночной рубахе. Заприметил эту её особенность Еремей,да и устроил спектакль невероятный,который до сих пор помню в свои почти сто лет...

   Договорился со своим дружком - Тимошкой Язовым,разыграть Степаниду,да переборщили по-обыкновению.
   Когда поздним вечером Степанида появилась во всей красе и белой рубашке в проёме окна,Еремей выстрелил холостым выхлопом в её сторону,а Тимофей в это же время брызнул красными чернилами из особого,им придуманного приспособления. Оно и покрыло белую рубашку Степаниды красными пятнами.
   Степанида,услышав выстрел и увидев "кровь" на животе,решила,что её застрелили и стала кричать на всю улицу - "Меня убили! Меня убили!" И кричала до тех пор,пока соседи не обнаружили её "окровавленную",запрягли коня в тачанку и на всём скаку доставили в больницу. Там доктор сначала не мог ничего понять,потом увидел голое целёхонькое тело Степаниды и стал успокаивать её. Но та и слушать не хотела его - всё кричала и кричала одно и то же "Меня убили!"

 Свихнулась наша Степанида...


                (Из воспоминаний престарелой казачки)