Химия любвиНаучныйВзгляд

Юрий Шутилин
Ларри Янг, Брайан
Александер
Химия любви
Научный взгляд на
любовь, секс и влечение
Larry Young, Brian Alexander
The chemistry between us. Love, Sex, and the Science
of Attraction
This edition is published by arrangement with Tessler
Literary Agency and Andrew Nurnberg Literary Agency.
Copyright © Larry J. Young and Brian Alexander, 2012.
All rights reserved.
© Перевод, издание на русском языке, оформле-
ние. Издательство «Синдбад», 2014.
Каждой семье, в которой живет любовь
Люди повинуются прежде всего
инстинкту и лишь потом – доводам разума.
Теодор Драйзер. Сестра Керри
Введение
Представление о любви как о некой неразгадан-
ной тайне, возможно, уходит корнями в глубь веков
– настолько прочно оно укоренилось в человеческом
сознании. Платон называл любовь «иррациональным
желанием». Когда Коул Портер1 артистично вскиды-
вал руки и обреченно вздыхал: «Что такое эта лю-
бовь?» – он задавал вопрос, волнующий большинство
из нас. В этой песне (из его классического реперту-
ара) человек доволен своей «серой» жизнью до тех
пор, пока в нее таинственным образом не проникнет
любовь, переворачивая всё вверх дном и превращая
его в глупца.
Рано или поздно всем нам приходится ощущать те
волнующие изменения в поведении, которые проис-
ходят, когда в нашу жизнь входит любовь. Жажда сек-
са кажется неутолимой. Мы до такой степени хотим
его, что готовы платить за одно только напоминание
о нем, способствуя финансовому благополучию Хью
Хефнера, Джимми Чу2 и экономики Лас-Вегаса. Соче-
1 Известный американский певец и композитор середины XX века. –
Здесь и далее прим. ред.
2 Хью Хефнер – основатель и главный редактор журнала Playboy;
Джимми Чу – известный модельер женской обуви и одежды.
тание эротического желания и возникающей вслед за
ним любви, возможно, самая великая сила на земле.
Люди убивают за любовь. Мы вступаем в брак с жен-
щиной, у которой есть дети, и с радостью принима-
ем на себя заботу о них, хотя, будучи холостяками,
не имели ни малейшего желания обзаводиться потом-
ством. Мы меняем религиозные взгляды, а то и обра-
щаемся в веру. Мы оставляем теплый Майами и пе-
реезжаем в морозную Миннесоту. Мы думаем о том и
делаем то, что прежде не могли даже вообразить, со-
глашаемся на образ жизни, который не представляли
себе, и все это – под влиянием любви. А когда любовь
заканчивается, мы, как некогда довольный жизнью ге-
рой песни Портера, пытаемся понять, что пошло не
так и как мы могли быть такими глупцами.
Как же это происходит? Каким образом два совер-
шенно незнакомых человека не просто приходят к вы-
воду, что было бы неплохо связать свои жизни, но ре-
шают, что они должны их связать? Как мужчина может
говорить, что любит свою жену, и при этом заниматься
сексом с другой женщиной? Почему мы поддержива-
ем отношения даже после того, как влюбленность ухо-
дит? Как можно влюбиться не в «того» человека? Как
люди находят подходящего партнера? Как начинается
любовь? Что заставляет матерей заботиться о своих
детях? Почему наши симпатии направлены на людей
определенного пола? Что, в конце концов, означает
быть мужчиной или женщиной – где и как рождается
и формируется это представление?
Когда Ларри начинал свои исследования для док-
торской диссертации по нейробиологии на зоологиче-
ском факультете Техасского университета, он и не ду-
мал искать ответы на все эти вопросы. Он просто изу-
чал необычный вид ящериц. (Позже мы объясним, что
в этих ящерицах необычного.) Ящерицы сами по себе
не давали повода размышлять о тайнах человеческой
любви, однако у Ларри начали возникать определен-
ные соображения, когда он обнаружил, что, если вве-
сти им некое вещество, то их половое поведение ока-
жется целиком и полностью под его контролем. Все-
го одна молекула, действующая на мозг, производи-
ла кардинальные изменения в их брачном поведении.
Для научной карьеры Ларри это открытие стало пово-
ротным моментом. Он не был первым, кто выявил по-
добные свойства у вещества. Как вы скоро узнаете,
по этому пути прошли целые поколения исследовате-
лей. Изучая их работы и проводя собственные иссле-
дования, Ларри (как и другие ученые) приходил к сво-
ему пониманию социальной нейробиологии – науки,
изучающей наши отношения с окружающими. Посте-
пенно он начал осознавать, что процессы, происходя-
щие в нашем мозге, могут дать ответ на те загадки,
которые так долго заводили людей в тупик. Эта книга
– попытка описать увиденную им картину.
До сих пор Платон, Портер и иже с ними только раз-
водили руками, пытаясь объяснить любовь, поэтому
попытка сделать то, что не удалось им, кому-то может
показаться безнадежной затеей. И все-таки мы, объ-
единив усилия, решили попробовать, потому что ре-
зультаты новых научных исследований доказывают:
интуиция не подвела Ларри. Привязанность, желание
и любовь не настолько таинственны, как мы привыкли
думать. На самом деле любовь не приходит и не ухо-
дит. Сложным любовным поведением управляет все-
го несколько веществ в нашем мозге. Молекулы этих
веществ воздействуют на определенные цепи нерв-
ных клеток и через них влияют на принятие нами ре-
шений, порой таких, которые кардинальным образом
меняют нашу жизнь.
Поведение, порожденное любовным чувством,
включающее различные символы и ритуалы, кажет-
ся нам тайной за семью печатями, поскольку мы по-
чти не имеем над ним власти. При этом мы предпо-
читаем думать, что глубинные инстинкты не управля-
ют нами и статус «царя природы» ограждает нас от
страстей. В конце концов, есть же у человека лобные
доли – большие, сложно устроенные участки коры
головного мозга. Обладание этим высокоинтеллекту-
альным инструментом успокаивает нас, и мы тешим
себя мнимой уверенностью, что в процессе длитель-
ных эволюционных изменений возвысились над на-
шими дальними родственниками – не особенно ум-
ными, подчиняющимися инстинктам животными. Врач
и нейробиолог из Стэнфордского университета Джо-
зеф Парвизи называет это человеческое убеждение
«кортикоцентрической предвзятостью3». Мозг состо-
ит из ряда структур, которые реагируют на множе-
ство нейрохимических веществ. Вопреки распростра-
ненному мнению ни одна из областей мозга не «вы-
ше» и не «ниже» любой другой. Поведение не всегда
формируется в результате поочередной, «ступенча-
той» работы соподчиненных мозговых структур. Оно
скорее продукт взаимодействия разных отделов моз-
га. Это не значит, что люди сдаются на милость сво-
их иррациональных влечений, и мы не отстаиваем в
книге такую точку зрения. Разум действительно по-
могает человеку усмирить свои желания, однако мы
обязаны учитывать и мощность природного двигате-
ля. Мозговые цепи желания и любви оказывают та-
кое мощное воздействие, что легко подавляют раци-
ональное начало, делая наше поведение игрушкой
движущих сил эволюции. Как писал Парвизи, в XIX ве-
3 От лат. cortex – «кора». Имеется в виду серое вещество головного
мозга, отвечающее за высшую нервную деятельность.
ке «считалось, что люди принципиально отличаются
от животных своей способностью сознательно подав-
лять инстинктивные желания благодаря рациональ-
ному мышлению и чистому разуму. Однако времена
изменились. С некоторых пор мы допускаем, что ис-
тинно человеческие ценности, такие как сострадание
и чувство справедливости, имеют биологическую ос-
нову и что у животных есть культура».
Речь в этой книге идет как о людях, так и о живот-
ных, и на то есть причины. Животные способны мно-
го рассказать о человеческой любви и нашем сексу-
альном поведении. Нередко можно услышать выска-
зывания в духе «животные не люди», но так в основ-
ном говорят те, кто пытается оспорить необходимость
исследований поведения животных. Да, действитель-
но, животные не люди. Но когда дело доходит до уха-
живания и размножения, животные – даже те из них,
кого считают примитивными, – испытывают на себе
влияние тех же веществ, что и мы. Эти вещества за-
пускают определенное поведение и у животных, и у
людей. У человека сохранились элементы поведения,
аналогичные тем, что есть в поведении животных, по-
тому что у него в организме присутствуют такие же,
как у животных, химические вещества, а также потому,
что в его мозге сохранились определенные нервные
клетки (нейроны), восприимчивые к этим веществам.
Работа нейронов как раз и обеспечивает соответству-
ющее поведение. Конечно, у человека вся эта слож-
ная система несколько иная, чем у животных, она под-
строена под его особенности, но тем не менее она
есть и она побуждает его к действиям.
Возможно, вы смотрели по телевизору передачи о
функциональной магнитно-резонансной томографии
и других технологиях, применяемых в исследовани-
ях человеческого мозга. Людям дают послушать му-
зыку, предлагают решить математическую задачу или
показывают фрагмент футбольного матча и получают
изображения с потрясающей цветовой гаммой, на ко-
торых видна реакция той или иной области мозга, вы-
деленной зеленым или красным цветом. Эти экспери-
менты очень ценны, о некоторых из них вы прочтете в
нашей книге. Однако магнитно-резонансная томогра-
фия и подобные технологии отнюдь не единственный
и даже не самый мощный инструмент для изучения
поведения. Их используют так часто и с таким энту-
зиазмом лишь потому, что это один из немногих этич-
ных способов заглянуть внутрь живого человеческо-
го мозга. К сожалению, результаты таких тестов поз-
воляют скорее строить предположения, чем что-ли-
бо утверждать. С другой стороны, новые техники изу-
чения животных позволяют ученым понять, как внеш-
ние воздействия влияют на поведение, какие веще-
ства участвуют в этих процессах и что при этом проис-
ходит в мозге. Эксперименты на животных, дополнен-
ные изучением человека с помощью методов магнит-
но-резонансной томографии, помогают ученым разо-
браться в механизме таких эмоций, как страх и тре-
вога. Благодаря этим открытиям созданы лекарства
для лечения человеческих фобий и посттравматиче-
ских нервных расстройств.
Кто-то возразит, что секс и любовь у человека слиш-
ком сложны и слишком загадочны, чтобы объяснять
наше половое и романтическое поведение, полагаясь
на результаты опытов на животных. Мы готовы к таким
возражениям. Из этой книги вы узнаете, что у неко-
торых животных, – например у нашей скромной ма-
ленькой соседки степной полевки, – поведение пора-
зительно похоже на человеческое. Полевки образуют
моногамные связи. Они «влюбляются». Тоскуют, по-
теряв партнера. Спешат вернуться домой. Занимают-
ся сексом, реагируя на химические сигналы. Они об-
манывают своих «супругов». Самцы демонстрируют
поведение, характерное для самцов, а самки – харак-
терное для самок, потому что с момента оплодотво-
рения яйцеклетки до момента, когда зверьки станут
взрослыми, их мозг развивается строго заданным об-
разом, как это происходит и с человеческим мозгом.
Оказывается, точно такие же гены, какие отвечают за
поведение полевок, влияют и на наше поведение.
Разумеется, мы расскажем о последних открыти-
ях, сделанных в области исследований на людях. Вы
узнаете, что недавно появилась возможность управ-
лять человеческими эмоциями с помощью тех самых
веществ, которые использовались в опытах на живот-
ных.
Несмотря на всю важность вопроса о романтиче-
ской любви, проблемы, затронутые в этой книге, вы-
ходят далеко за пределы темы романтических отно-
шений – они касаются природы нашего общества. То,
что социальная нейробиология рассказывает о люб-
ви, относится и к нашей жизни в целом, и к миру, в ко-
тором мы существуем. Люди, страдающие аутизмом,
социальной тревожностью, шизофренией, явно избе-
гают малейших социальных взаимодействий: назван-
ные нарушения психики уничтожают способность че-
ловека вступать в отношения с другими людьми. Лю-
бое общество, любая культура – это здание, постро-
енное из кирпичиков, скрепленных социальными свя-
зями, начиная от первого взгляда матери на своего
ребенка, от дружеских рукопожатий и улыбок покупа-
теля и продавца и кончая первым поцелуем влюблен-
ных. Поэтому всё, что нарушает прочность этих свя-
зей, оказывает такое же сильное влияние на обще-
ство, как и на отдельного человека.
Намерение изложить перед вами великую теорию,
в которой объединены закономерности работы мозга,
секс и любовь, теорию, дающую ответы на вопросы,
тревожившие античных философов и Коула Портера,
заставляет нас немного робеть, отчасти потому, что
выводы, предложенные в этой книге, могут оказаться
спорными. Важно помнить, что многое из того, о чем
вы прочтете на этих страницах, – всего лишь гипоте-
зы о природе любви. Эти гипотезы основаны на науч-
ных данных, но пока не нашли строгого подтвержде-
ния в рамках научной теории. Мы считаем свою книгу
смелой попыткой объяснить то, что прежде казалось
необъяснимым. В конечном итоге критики и читате-
ли сами решат, достигли мы поставленных целей или
нет. По крайней мере, прочитав эту книгу, вы будете
намного больше знать о любви, о том, почему ее сле-
дует считать вовсе не безумием, а заложенным в нас
механизмом действия. Впрочем, мы допускаем, что
это знание вряд ли вас утешит, когда однажды фев-
ральским утром вы проснетесь в незнакомом засне-
женном городе, где-нибудь в Миннесоте.
Глава 1
Мозг: мужской или женский?
Чуть более шестидесяти лет назад Симона де Бо-
вуар в своей книге «Второй пол» написала: «Человек
не рождается женщиной, а становится ею». Высказы-
вание де Бовуар превратилось в универсальный де-
виз феминисток и дизайнеров моды. Вероятно, мо-
дельеры не до конца понимают смысл, вложенный
де Бовуар в эту фразу. Она считала, что тендерное
поведение навязано женщине патриархальным об-
ществом, а модельеры полагают, что женственность
можно придать человеку, надев на него изящное пла-
тье и пару туфель на высоком каблуке. Всё же суть тут
одна: женское и мужское поведение – результат воз-
действия извне. Между тем сведения о детях из ма-
ленького городка Лас-Салинас в Доминиканской Рес-
публике показывают, что Симона де Бовуар ошиба-
лась.