О людях и собаках

Кабаков-Кабацкий
 
   Предисловие к сборнику рассказов «Собаки и волки»


…Все мои охотничьи книги написаны на одну тему – отношения человека и природы, хотя конечно, очень часто это рассказы об охоте. Но и в этом случае, охота выступает, как повод, к рассказу о той или иной ситуации происходящей или происшедшей в природе. В любом случае человек присутствует в «кадре» или за «кадром», даже если рассказ идёт от лица медведя или собаки, - говорят то они на человеческом языке!
Безусловно, человек – главное действующее лицо этого сборника, не уступающий по значимости ни собакам, ни волкам, но очевидно так же, что история Собаки послужила отправной точкой авторского замысла.

Собаки с детства привлекали меня, и я помню свою привязанность к дворняжке, которая к моему огорчению не стала моей, а жила во дворе. Родители не разрешали нам иметь своих собак и мечта иметь четвероногого друга сохранилась во мне до сегодняшнего дня…

Живя в Англии, каждый раз при встрече, я с завистью смотрю на замечательно крупных и лёгких английских грейхаундов и представляю, как с ними можно охотится на волков.
Однако тогда, в России, сделавшись взрослым, при первой возможности я завёл собаку - лайку. До этого, в шестнадцать лет, я перечитал гору книжек об охотничьих собаках, об их воспитании и натаске. Уже тогда, я начал отличать одну породу собак от другой, но живя в Сибири, естественно наибольшую тягу имел к охотничьим лайкам…
Первой моей личной собакой был Саян - полугодовалый щенок восточносибирской лайки - которого отдал мне мой приятель – егерь живший в деревне, неподалеку от города. Отдал, потому что посчитал – из Саяна хорошей рабочей собаки не получится.
Я перевёз собаку в город и каждый день, вернувшись с работы, выгуливал Саяна, уходя с ним на несколько часов в пригородные леса.
Прошло время, и Саян стал взрослой собакой: умной, спокойной, преданным другом…
Позже, уже имея «собаководческий» опыт, я понял, что он, может быть, был лучшим из более чем дюжины собак, которых я держал после него.
Анализируя свой опыт выращивания и содержания охотничьих собак, я понял, что уровень работы собаки, её охотничья продуктивность зависит от опыта хозяина – охотника.

Первая собака – это всегда испытание в терпении и доброте, преодоление незнания и неумения отличать хорошее от плохого, легенды от реальности. Мы ждём от первых питомцев слишком многого и, как правило, горько разочаровываемся.
Мне в Саяне не нравилась некоторая медлительность, сравнительно небольшой рост и даже его спокойный характер, хотя сейчас я думаю, что это не помеха, а иногда и достоинство, ибо быстрым должен быть прежде всего охотник!
И ещё одна простая истина - охотничью собаку можно сделать даже из дворняжки – всё зависит от педагогических талантов хозяина и его настойчивости.
Я потерял Саяна глупо, по незнанию – вначале отдал его другу на роль дворовой собаки, а потом, полтора года спустя, застрелил его – он заразился бешенством и я вынужден был убить его!
Это воспоминание до сих пор тревожит меня, хотя иначе я не мог поступить – тогда Саян жил у друзей, на цепи у дома в опасном районе. Когда с ним случилось несчастье, в доме жила только молодая женщина с новорожденным ребёнком и помочь ей было некому!

Потом были другие собаки: породистые и не породистые, с хорошим характером и с плохим, умные и тупые. Каждая собака имела свои особенности и темперамент. Одни были мрачны и драчливы, другие трусливы и дружелюбны, третьи веселы и даже саркастичны…
Да, да, саркастичны!
Вспоминаю, как Лапка – чудная, умная собачка, когда мы шли зимой из леса и я вёл её на поводке, вдруг легла на снег, протестуя, что я её тащу и дёргаю. Я протянул её по снегу несколько метров, а потом, посмеиваясь, отпустил с поводка…
Собаки имеют ум, и тому, я встречал много доказательств.
Когда я жил и работал на БАМе, у меня была собачка Рика. И вот однажды, пообедав в столовой, рядом с входом в Северо-Муйский тоннель, я вынес ей сухарик. Рика зажала его в зубах окунула в лужу, а потом уже, «размочив», съела - чем это не «инструментальный» ум, которым говорят человек отличается от животных!
Однажды, та же Лапка, о ней я уже упоминал, каталась на укатанной снежной горке – она разгонялась, падала на бок, и с довольной «улыбкой» ехала вниз.
И ещё можно вспомнить много уникальных случаев поведения моих собак, но об этом в сборнике.
В завершении, хочу сказать всем охотникам – держите своих собак. Это поможет вам открыть многие удивительные тайны природы и глядя на собак, вы сможете лучше понять себя!

… Волки!!! От этого слова для русского человека веет опасностью и беспокойством. В жизни русского человека, волки занимали своё место, были героями легенд, сказок и былин. И почти всегда, волк – это символ вражды и беспощадности к миру человека.
Однако недавно, я видел в зоопарке, как девушка служительница, через металлические прутья клетки, гладила и целовала волка, а тот облизывал её лицо и вилял хвостом. Волчица рядом ждала своей доли ласки!
«Значит, волки могут быть так же приветливы, как собаки – подумал я.
- Всё заключается в воспитании!»
Однако, тут же, я вспомнил бесчисленных, задранных волками косуль, кабанов, оленей, лосей…
Вспомнил грустный рассказ егеря из Кировской области, у которого волки украли в лесу крупного и красивого гончака и он, нашёл на месте гибели собаки только несколько обрывков шкуры и следы почерневшей крови…
Вспомнил рассказ вятского охотоведа и телеведущего Михаила Павлова, который рассказывал мне, что однажды, на записи телепередачи, когда дети стояли рядом с прирученным волком, этот зверь вдруг неожиданно бросился на одного из школьников!
Вспомнил рассказ того же Павлова, как его монографию «Волк», не стали издавать в Швеции, только потому, что тамошние «защитники природы», не поверили его описанию волков – людоедов, существовавших в Кировской области, в войну.
И после этих воспоминаний подумал – всё далеко не так просто в отношениях человека к собакам и волкам…

В этом сборнике, я и хочу, как умею, рассказать о своих собаках, о встречах с волками, о истории вражды волков, собак и человека…
Надо отметить, что в рассказах, не все герои из реальной жизни – собаки, волки и люди в них – часто вымысел автора. Поэтому нельзя отождествлять героев рассказов с реально существовавшими и существующими, конкретными собаками, волками и людьми.
Надеюсь, что эта тема заинтересует читателей – любителей природы…

В эту книгу включено несколько рассказов из раннего сборника: «Говорят, медведи не кусаются», который первый раз был издан в 1998 году.
Есть в ней и отрывок из романа, который был написан несколько лет назад и ещё не опубликован. Надеюсь, что читатели смогут его увидеть на прилавках магазинов и в интернете в ближайшее время…
 

                2002-2024 год. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/  или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal