Ум. Часть 1 Образование ума

Анатолий Федосов
                Образование ума не прибавляет.
                Александр Солженицын


Эта фраза заставляет задуматься – а что тогда прибавляет?
И потом – какое образование? Дошкольное, школьное, высшее?
Ах, если бы Александр Исаевич раскрыл секрет – а что такое УМ? Один рождается умным, а другой – глупым? Если это так – зачем ходить в школу – жизнь и так научит всему. И как тогда понимать фразу: «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек» - выходит, и языки ничего не дают для ума. Допустим, три раза ты человек – и все три раза – не умный. А где же тогда его – ум то – тогда брать? Неужели в Генах записан!? Тогда, как может быть записано то, что ещё не открыто и не известно на момент рождения – а ребенок вырос, возмужал и открыл то, что до него никто ещё не знал. Полнейшая ерунда получается и будет оставаться таковой, пока мы не определим – что такое УМ.
Вот древние греки знали что такое ум:

Ум (др.-греч. ;;;;) — познавательные и аналитические способности человека.

Выходит, один человек рождается со способностями познавать и анализировать, а другой – нет. Это как с бочкой – у одного бочка не течет, у другого, рассохлась – сколько ни лей – бесполезно. А кто льет и что льёт? А вдруг нальют такого, что люди только и скажут – в лучшем случае – «Умный, но дурак!».
Выходит – важная, если не главная черта ума – умение анализировать информацию, чтобы не засорять ум. Так, опять же, анализировать можно и так, и эдак – критерии могут быть разные – одному интересно то, а другому – другое. Один, ещё в животе у мамочки только музыку и слышал – родился в семье музыканта – вот и будет интересоваться и накапливать только то, что касается музыки, математика будет ему не интересна. Он вырастет умным или нет? Опять же: «Односторонний специалист подобен флюсу». А если он гениальный композитор или талантливый исполнитель – тогда как – умный он или нет?

Вы только представьте – сколько факторов должно сойтись воедино, чтобы образовался, нет – не односторонний, а вполне себе полноценный ум: Гены, Семья, Школы, Сподвижники, Друзья и Образцы для Подражания……..и пр.пр.пр.
А если для всестороннего развития ума не  хватит, ни сил, ни времени? Что тогда – каков выход? И есть ли он? Он есть!
И заключается он в том, что уже с раннего возраста (чем раньше – тем лучше) УМ должен стремиться, не только к развитию, но и к ОРГАНИЗАЦИИ. Нет, нет, здесь речь идет, скорее, не о критериях отбора информации, а о самой системе работы Нейронной сети головного мозга, который формируется до 20 лет. А иначе – мозг будет напоминать то, как выглядят все вещи перед переездом на новую квартиру – долго ищешь тарелки, чтобы покушать уже в новой квартире. Полок то и шкафов и шкафчиков – с избытком, только вот как разложить, чтобы все было «под рукой», да и для новых вещей место ещё осталось. Здесь, ведь, никакого секрета нет – переезжают, как правило, чтобы было рациональнее и удобнее жить. Скажу больше – Нейронная сеть, как основной и образующий элемент ума, тоже влияет на нашу жизнь – и это влияние взаимообразно и двусторонне: «Состояние и работа нейронной сети формирует образ нашей жизни, а образ жизни, в свою очередь, формирует нейронную сеть, а следовательно и наш ум». Если в раннем возрасте жизнь человека упорядочена, расписана, как правило, по времени, формам занятий, то с течением времени, самостоятельность начинает преобладать, над обязанностями и распорядком – и человек может уже вносить весомые помехи и даже наносить уроны своему уму. Нарушением режима дня, пренебрежением сменой и чередования форм деятельности – голова уже устала – надо бы заняться физической нагрузкой или просто послушать музыку, прогуляться, отдохнуть – а мы продолжаем нагружать мозг, который уже устал, истощая его ресурс и силы.

Т.е. вместо того, чтобы продолжать разумно и грамотно воспитывать и организовывать свой мозг, мы вступаем на «тропу воны» со своей нейронной сетью, а следовательно и своим умом. И он, обязательно ответит нам тем же: отсутствием сосредоточенности, плохой памятью и несосредоточенностью в самый неподходящий момент, головной болью,  плохим сном и постоянно всплываемыми отрицательными эмоциями и памятью отрицательных моментов прошлого. Будет страдать логика, ухудшаться рабочая память и много чего ещё может преподнести нам, в качестве нежелательных сюрпризов, организатор и устроитель нашей жизни. Более того – он может вообще бросить «слушаться» нас, ведя себя, как маленький ребенок, капризничая и плача: «хочу того, не хочу этого…!»
Организация работы своего ума – сложное дело, но зато стоит того, очень стоит – это же как здорово иметь в себе, внутри, умного человека, мудрого советчика, предсказателя и ответственного исполнителя. Обо все этом стоит поговорить отдельно.