Мой кумир и вдохновитель

Юрий Эглкскалн
С 1 сентября 1958 года началась моя учеба в техникуме, которая меня увлекла, ибо появились новые интересные педагоги и предметы, среди них школьные базовые математика, химия, физика и новые, такие, как инженерная графика, включая черчение с написанием шрифтов и текстов стеклянными трубочками на ватмане, начертательная геометрия, сопромат, теоретическая и строительная механики, строительные машины, материалы и конструкции из них с расчетами и проектированием. Школьные базовые предметы, по названию как бы повторяются, но там они были на первичном, ознакомительном уровне с обезличенными “икс” и “игрек” в математике, знакомством с множеством химических элементов в таблице Менделеева, задачки на выявление времени заполнения водой ванны одной трубой с убытием ее через две, или определение через сколько часов встретятся два поезда и где, вышедшие навстречу друг друга из пунктов А и Б с разными скоростями. Все это познавательно и полезно для тренировки мышления и повышения интеллекта. В техникуме же эти предметы нацелены на материализацию окружающего нас мира, состоящего из многокомпонентных объектов и многофакторных явлений со своими физическими, химическими и прочими характеристиками, которые можно выявлять и корректировать в сторону получения необходимого положительного или отрицательного эффекта. Начинаешь понимать, что после выявления химического состава компонентов и физических характеристик, например, цемента, можно повышать его прочность в широких пределах, вводя дополнительные химические добавки или меняя температурно-влажностный режим при его производстве. На выходе потребители, проектировщики и исследователи строительной индустрии получают широкий ассортимент с различной маркой прочности продукта. И это касается любого строительного материала, жидкого, сыпучего и твердого, будь то чугун, сталь нормальная, упрочненная, легированная, нержавейка, арматурная круглая или профилированная, листовая, профильная.

В то же время новые предметы сопромат, термех, строймех и другие позволяют окружающие тебя объекты представлять в виде связанных между собой отдельных конструктивных элементов или стержней, каждый из которых в отдельности и в совокупности пространственного каркаса может от воздействия внешних сил и нагрузок сопротивляться, сжимаясь, изгибаясь или растягиваясь. Зная величину силы воздействия на элемент и его поперечное сечение, можно легко определить силу внутреннего отпора или напряжение в сечении, а доведя стержень до разрушения, предельно допустимую силу или нагрузку и соответственно предельно допустимое напряжение в сечении данного элемента. Так вот почему деревья растут все выше, утолщая свой ствол в основании. При нормальной силе ветра они раскачиваются, а при урагане ломаются, как спички. В природе все гармонично и закономерно. А в быту это регулируется опытом или приобретенными теоретическими и практическими знаниями. оставленными нам в своих исследовательских, научных трудах или учебниках нашими умными предшественниками. К ним-то я на первой ступени познания научных просторов прикоснулся во время учебы именно в этом техникуме. На лекциях мы постигали теоретические основы, а в просторных мастерских, лабораториях и на стройплощадках во время прохождения производственных практик под руководством опытных мастеров приобретали навыки своей профессии своими руками.

Для меня мотивационной силой и тягой в учебе к познанию новых предметов был обожаемый мной, незаурядный, очень собранный и энергичный преподаватель математики Гольцов Александр Алексеевич. Он объяснял любую тему четко, просто и понятно, внушая нам этим уверенность в наши собственные силы и способности и отвечать нам на уроках следует поступать также, как он. Когда мы осваивали новый для нас инструмент, логарифмическую линейку, очень удобный для вычислений в “полевых условиях” без вспомогательных таблиц и записей на бумаге для произведения арифметические действий с числами, возведения в квадрат, куб или извлечения из корня тех же степеней простым перемещением бегунка с визирной вертикальной линией на его стекле и дополнительной узенькой передвижной линейкой внутри большой основной, Александр Алексеевич успевал за 20 минут раздать каждому в группе из 30 учащихся пример на вычисление с последующей демонстрацией и правильным ответом у доски. Естественно, как не влюбиться в такого славного и талантливого преподавателя-педагога и не постараться все его уроки выполнять на отлично, чтобы завоевать у него взаимное доверие и уважение к себе. Благодаря математике я с большим интересом и рвением постигал для меня новые предметы, связанные с вопросами несущей способности отдельных элементов и в совокупности в каркасе здания или любого другого сооружения, которые излагались в сопромате, строительной механике и других учебниках, упомянутых мной выше. После успешно сданных зачетов и экзаменов за первый семестр со второго полугодия я стал получать повышенную стипендию. А кроме того, мне дали место в огромном здании нового общежития, которое находилось на перекрестке главной улицы с бульваром для вечерних прогулок Комсомольская с поперечной Березовой, на которой совсем рядом располагался наш техникум. До того я с моими двумя одноклассниками из школы поселка Первомайский снимали комнату у хозяйки в частном доме на окраине города, и это было не очень комфортно, так как приходилось самим готовить еду и запасаться продуктами, испытывать стесненные условия быта и прочее. 

Теперь, когда пишу эти строки, я решил найти в интернете что-нибудь о своем кумире и вдохновителе, пробудившего во мне так много позитивного к интеллектуальному росту в будущем и веру в свои силы на не простом, но интересном пути в жизни.  На сайте Poisk.re Память народа - электронный банк документов периода Великой Отечественной войны я нашел скупую, но очень важную информацию об Александре Алексеевиче Гольцове. Оказывается, он родился в Сибирском селе Степное Марьяновского района Омской области 28 августа 1923 года. Там учился в школе и даже в каком-то более высоком учебном заведении, например, в Омском педагогическом институте. Думаю, что когда была начата гигантская стройка по возведению нового химического комбината и города Сталиногорска, то к ней устремились тысячи добровольцев того далекого довоенного времени со всех концов страны. Население небольшого городка стремительно увеличилось до 50 тысяч, и среди них могли быть либо родители или без них сам Александр Алексеевич. Доподлинно известно из учётно-послужной картотеки офицерского состава, что Гольцов А.А. был призван на военную службу Сталиногорским горвоенкоматом (ГВК) Московской области в 1941 году, конкретная дата и месяц не указаны. Вероятно, это было ближе к осени, поскольку местом его службы был ГВК (части и подразделения ВС РА), а не фронт. В звании лейтенанта Гольцов занимал должность помощника начальника 1 части Сталиногорского военкомата, а завершил службу до окончания войны, 20 марта 1945 года в воинском звании старший лейтенант. После этого он стал работать преподавателем строительного техникума, и мне посчастливилось учиться у него.
Александр Алексеевич не спекулировал публично своими способностями и талантом педагога, был прост в общении со своими коллегами и учениками. Не спроста один из них называл его в чатах “Классный мужик”, а другой добавлял первому “Да! Он называл нас сынками”. Думаю, его доступность собеседнику и простота в общении исходила из его рождения и детства, проведенного в Сибирском селе, и его родители там были наверняка обычными, скромными, дружелюбными и коммуникабельными селянами этого местечка, а в дальнейшем Александр Алексеевич пробивал свою дорогу в жизни сам без посторонней поддержки и помощи. Мне было очень приятно узнать, что через нескольких лет в возрасте 40 лет после моего окончания техникума Гольцов Александр Алексеевич заслуженно возглавил мое учебное заведение в качестве директора. Для меня он в памяти остался как истинный кумир и обожаемый настоящий педагог, вселивший в меня уверенность в своих способностях к позитивному движению вперед на последующих этапах моей жизни.

Юрий Эглескалн
23.02.2024 г.