И еще раз о критике

Антон Боровиков
Виссарион Григорьевич Белинский едет по вечернему Петербургу на извозчике. Извозчик видит — барин незаносчив, из простых, пальтишко на нём худое, фуражечка, — в общем, можно поговорить. Спрашивает:
— Ты, барин, кем будешь?
— А я, братец, литературный критик.
— А это, к примеру, что ж такое?
— Ну вот писатель напишет книжку, а я ее ругаю…
Извозчик чешет бороду, кряхтит:
— Ишь, говна какая…

Недавно в одном сообществе литературном меня попросили поучаствовать в обсуждении статьи об Элизабет Гилберт ("Ешь, молись, люби", "Город женщин)
, в которой писательница утверждает, что совсем не читает критических обзоров и комментариев, а читает исключительно хвалебные. Вот что получилось:

Вообще мне кажется, что госпожа Гилберт несколько лукавит - всё она (или её ассистенты) читает, книги Гилберт - продукт коммерческий (никакой негативной коннотации), поэтому отслеживание критики есть неотъемлемый элемент маркетинга.
Начнем с того, что я пишу не для критиков, я пишу для своего читателя. И мнение читателей важнее всего, а уж о чем будут судачить досужие критики - это их проблемы. Полагаю, что в принципе любой творческий человек должен выработать в себе определенный уровень толстокожести. Всегда будут злопыхатели, хейтеры, да и просто городские сумасшедшие, которые единственной своей целью ставят уколоть тебя. Поэтому когорту «профессиональных» критиков я воспринимаю как комаров летом - ну да, жужжат назойливо, лучший выход - просто не обращать внимания. Пользы от них никакой, на мой взгляд, ну вот такой способ зарабатывания на хлеб они избрали.
К кому я готов прислушиваться, какой бы жесткой критика ни была? Прежде всего, к уважаемым мной собратьям по перу. Как правило, эти люди если и критикуют, то исключительно по делу (например, композиция, лексика, структура и прочее). Но, уверяю вас, таковых могу пересчитать по пальцам. И такая критика, будучи полезной, действительно может повлиять на то, что и как я пишу.
A priori ожидать от критиков и комментаторов доброжелательности? Я вас умоляю! Было чересчур идеалистично, человечество еще не достигло стадии всеобщей мимимишности, заряды известной субстанции летели и будут в вашу сторону лететь. Вопрос только в том, как это воспринимать. «Ах, Маня Пупкина в комментах в ВК меня раскритиковала!» И что? Мир рухнул? А если Маня - просто безграмотная дура, все еще будем на ее высеры реагировать? Оно вам надо? Так что, как говорил Исаак Бабель, «холоднокровнее», пишите и помните, что все решает читатель, а не пара высоколобых комплексующих придурков, называющих себя критиками.
Ну, и в завершение - рецензия на книгу г-жи Гилберт «Город женщин», надеюсь, не обидится: http://proza.ru/2021/12/22/1788
Dixi

Иллюстрация Gerd Altmann, pixabay.com