Европа нацистская. Русские остаются Русскими

Николай Сологубовский
Русские всегда остаются Русскими!

23 февраля 1942 года приговоренных к смерти Русских антифашистов повезли на расстрел...

Агрессия Германии Гитлера  против Европы  стала вызовом для Русских, оказавшихся за рубежом. Каждому из них предстояло сделать  выбор:  остаться  в стороне или сражаться против нацизма.
Одним из таких эмигрантов  стал Борис Вильде – русский поэт и  этнограф.
Вместе с другом и коллегой Анатолием Левицким он создал одну из первых ячеек  Французского Сопротивления, «Группу Музея Человека».

 «Любовь к смелости»

Борис Владимирович Вильде родился 25 июня 1908 года в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего.  Борис учился в Тартуской русской гимназии, после окончания которой поступил в Тартуский университет на физико-математический факультет.   Вильде   вступил в «Юрьевский цех поэтов» и в студенческую корпорацию «Славия»,   посвящал время изучению языков и литературе. Поэт Д. В. Маслов   вспоминал: «Юрьевский период жизни Бориса Вильде – время становления характера, отталкивание от пошлости, любовь к смелости…»
В 1930 году он переехал в Германию, где работал переводчиком и библиотекарем, читал лекции о русской культуре. В одном из писем к матери он пишет: «Дорогая мамочка — не беспокойся обо мне. Ты знаешь, что я молод и здоров и все, что со мной ни случается, мне нипочём. Я верю в свою судьбу, и мне всё равно, как и что случается с моей жизнью…».
Самым важным событием в тот период стало знакомство с французским писателем Андре Жидом, ставшим лауреатом Нобелевской премии по литературе. Именно Андре порекомендовал Борису переехать жить во Францию, и Борис последовал его совету.
В Париже он  получил французское гражданство, успешно закончил Сорбонну и нашел работу в Музее Человека – филиале Парижского музея естествознания. 
В то же время под псевдонимом Борис Дикой он печатался в литературных журналах «Русский магазин» и «Полевые цветы», в сборнике «Новь», участвует в работе литературных объединений "Круг" и "Кочевье". Его популярность растет...

 Агрессия нацистов против Европы

1 сентября  1939 года нацистская Германия нападает на Польшу.
3 сентября Франция объявляет войну Германии.
Бориса Вильде, как гражданина Франции,  призывают на фронт.  Сначала  потянулись месяцы «странной войны», во время которой французские власти, обуреваемые советофобией,  еще надеялись, что  «линия Мажино» «неприступна и надежно защищает Францию», что Гитлер пойдет на восток и разгромит «ненавистный Советский Союз вместе с большевизмом и коммунизмом».
  Французская армия была   готова противостоять серьезному противнику.  Но нацисты не были дураками: «линию Мажино», где и была сосредоточена французская армия, они обошли с севера, пройдя стальным танковым катком по   маленьким  европейским странам. 
В битве при Арденнах французский воин Борис Вильде на себе  почувствовал, какая трагедия обрушивается на Францию,   когда  бомбардировщики 3-го воздушного флота нацистского Люфтваффе  сбрасывали град  бомб на позиции союзников.
«Мы не замолкали несколько часов, в яростном безумии расстреливая небо, пока оставались снаряды… Немцы стремительно носились над нами, поливая всё огнём, и были словно неуязвимы» - позже опишет  те события Борис.
После этого сражения он попал в плен.  Но уже а следующий день после пленения  русский Вильде вместе с французом Полем Баффару совершил побег. Им помогли бельгийцы, снабдив  беглецов гражданской одеждой и пищей.
Вернувшегося из плена  Бориса   повышают  до сержантского звания,  и  он снова отправляется  на фронт.   В боях с нацистами за город Меши его взвод теряет  половину состава.
«Помнишь, как ты сказал на похоронах товарищей, погибших там, под Меши: «Настанет день, когда мы, быть может, позавидуем их смерти»? Хотел бы ты умереть как они — не имея времени на страдание и страх!», - напишет потом Вильде.
В июне    1940 года Франция капитулировала, большую часть территории страны оккупировали нацисты, а на юге,  в Виши  коллаборационисты-предатели Франции   создали «правительство Петена».
Позвольте процитировать свою статью, опубликованную в «Международной жизни» 6 мая 2011 года…
«18 июня 1940 г. по Лондонскому радио было передано историческое воззвание французского генерала де Голля: «От имени Франции я твердо заявляю следующее: абсолютным долгом всех французов, которые еще носят оружие, является продолжение сопротивления. Сдача оружия, оставление участка фронта, согласие на передачу какой-либо части французской земли под власть противника будут преступлением против родины. В данный момент я говорю, прежде всего, обращаясь к французской Северной Африке, не захваченной врагом… Прямой долг всех честных людей – отказаться выполнять условия противника… Пламя французского сопротивления не должно погаснуть и не погаснет».
Среди честных людей, которые откликнулись на призыв генерала, были русские эмигранты».

Рождение Французского Сопротивления

Движение Сопротивление, знаменитое R;sistance! 
Среди Русских, поднявшихся на защиту   Франции: мать Мария Скобцова, Вера Оболенская, Николай Вырубов, певица Анна Смирнова-Марли, Анатолий Левицкий, Борис Вильде и многие другие.
Членство в R;sistance определялось не национальностью, происхождением или политическими воззрениями. Все антифашисты  были едины в одном – в ненависти к нацизму и готовности сражаться против него всеми способами.
Подпольные ячейки появляются в разных    городах – в Париже, Марселе, Тулузе, Лионе.  Одна из первых   -  «Группа Музея Человека»  В типографии Музея   Борис Вильде вместе с   Анатолием Левицким печатали брошюры, листовки  и распространяли их  со своими товарищами по всей Франции. Антинацистские материалы содержали  советы о том, как сражаться против  нацистам. 
Деятельность R;sistance заключалась не только в  этом. «Музей Человека» активно участвует в создании сети своих агентов, собирает информацию   и передает ее  союзникам.  В том числе информацию о  месте дислокации подводных лодок нацистов, а также о   строительстве ими секретного аэродрома. При помощи «Музея» многие добровольцы формировали вооруженные партизанские отряды в самой Франции или перебирались в другие страны, чтобы вступить в ряды армий союзников.
Главным детищем Вильде стало издание подпольной газеты «Сопротивление», первый номер которой вышел 15 декабря 1941 года, в разгар Битвы за Москву. Название газеты, задуманное Борисом,  дало имя всему французскому антинацистскому подполью. Он говорил: «Сопротивление – это уже значит не сдаваться ни умом, ни сердцем, сохранить себя. Но главное – действовать, делать что-то реальное, конкретное, действовать осмысленно и целесообразно». Номера газеты  тайно доставлялись   в Англию, ее материалы  зачитывалась по лондонскому радио, которое стало  источником информации для граждан Франции, не принявших капитуляцию.

Напомним, что Шарль де Голль, выступая по радио Лондона, не раз говорил о  Советской армии, громившей нацистов на востоке,  и о  Русских: «Французскии; народ восторженно приветствует успехи и рост сил русского народа, ибо эти успехи приближают Францию к ее; желаннои; цели — к свободе и отмщению».
20 января 1942 года,  после разгрома  нацистов под Москвой, Шарль де Голль скажет:
"В то время как мощь Германии и ее престиж поколеблены, солнце русской славы восходит к зениту. Весь мир убеждается в том, что этот 175-миллионный народ достоин называться великим, потому что он умеет сражаться, то есть превозмогать невзгоды и наносить ответные удары, потому что он сам поднялся, взяв в свои руки оружие, организовался для борьбы и потому что самые суровые испытания не поколебали его сплоченности...
Но если в военном отношении до сих пор не произошло ничего более важного, чем поражение, нанесенное Гитлеру Сталиным на восточноевропейском фронте, то в политическом отношении тот факт, что завтра Россия, несомненно, будет фигурировать в первом ряду победителей, дает Европе и всему миру гарантию равновесия, радоваться которому у Франции гораздо больше оснований, чем у любой другой державы...
Страдающая Франция - вместе со страдающей Россией.
Сражающаяся Франция - вместе со сражающейся Россией.
Повергнутая в отчаяние Франция  - вместе с Россией, сумевшей подняться из мрака бездны к солнцу величия".
 
«Я с улыбкой встречаю смерть…» 

Нацисты  схватили  Бориса Вильде 26 марта 1941 года в центре Парижа.
До ареста Вильде вышло только два из пяти номеров «Сопротивления». Остальные были сделаны  и распространены  товарищами по подполью.
Дело «Музея Человека» стало одним из самых громких дел в Париже периода нацистской оккупации.
В предсмертном письме жене Борис Вильде напишет: «Да, я с улыбкой встречаю смерть, как некое новое приключение, с известным сожалением, но без раскаяния и страха».
Анатолий Левицкий также, как и его друг, сохранял спокойствие. В письме своим близким он писал: «Не могу себе простить горя, которое я вам причиняю, и умоляю вас простить меня всем сердцем... Я не ожидал столь быстрой развязки, но, быть может, лучше, что это так. Я готов уже давно и совершенно спокоен. Мне кажется, что душа моя в мире с Богом. Да исполнится Его воля».
23 февраля 1942 года приговоренных к смерти подпольщиков повезли на расстрел в Форт-Валериен. В часовне форта они простились друг с другом…
 
И есть русский Пантеон. Он в памяти  Русских и Французов

Русские эмигранты своими действиями явили Европе и миру образец доблести и благородства. Их жизнь в изгнании, полная испытаний, была украшена подвигом бескомпромиссной борьбы с нацизмом, которая для многих закончилась смертью на чужбине.
Ради чего?
Ради    будущих поколений, сражаясь за  Россию во Франции. 

Руководитель Французского Сопротивления генерал Шарль де Голль посмертно наградил Бориса Вильде  медалью участника французского Сопротивления, а на здании Музея Человека установлена мемориальная доска со словами Шарля де Голля:
«Вильде, выдающийся пионер науки, с 1940 года целиком посвятил себя делу подпольного сопротивления, будучи арестован чинами гестапо и приговорён к смертной казни, явил своим поведением во время суда и под пулями палачей высший пример храбрости и самоотречения».
Русский писатель  Владимир Варшавский в книге «Незамеченное поколение» напишет: «В этой высшей области духовного творчества младшим эмигрантским поколением было сделано не меньше, чем каким-либо другим поколением русской интеллигенции, и ничего не меняет, что эмиграция не помнит и не хочет помнить о своих погибших сыновьях – они по праву входят и будут вечно пребывать в Пантеоне самых доблестных и светлых русских героев».

В мае 2020 года  Президент  России Владимир  Путин опубликует статью «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим». Приведем отрывок из нее:

«Не забудем бойцов “Сражающейся Франции”, которые не признали позорную капитуляцию и продолжали борьбу с нацистами…
Прямо и недвусмысленно Нюрнбергский трибунал осудил и пособников нацистов, коллаборационистов различных мастей.
Это позорное явление имело место во всех государствах Европы. Такие «деятели», как Петен, Квислинг, Власов, Бандера, их приспешники и последователи, хоть и рядились в одежды борцов за национальную независимость или свободу от коммунизма, являются предателями и палачами. В бесчеловечности они зачастую превосходили своих хозяев. Стараясь выслужиться, в составе специальных карательных групп охотно выполняли самые людоедские поручения. Дело их кровавых рук – расстрелы Бабьего Яра, Волынская резня, сожжённая Хатынь, акции уничтожения евреев в Литве и Латвии.
И сегодня наша позиция остаётся неизменной: преступным деяниям пособников нацистов не может быть оправдания, им нет срока давности».
http://www.kremlin.ru/events/president/news/63527