Монг. АДУУ, даг. АДОО в ав. яз

Магомед Мусаев 2
Монг. АДУУ, даг. АДОО в ав. яз.

Халха-монг. АДУУ(н) "табун, лошадь, лошади, коневодческий", адуу мал "скот", АДУУЧ(ин) "табунщик, конюх".

Дагур. АДОО "стадо скота (о лошадях, крупном рогатом скоте), АДООЛГУ "пасти скот, ходить за табуном", АДООЧИН "табунщик, скотовод".

На первый взгляд может показаться, что такого слова вообще нет в ауарском языке. Но это не так. Есть подобная основа, но с несколько иным значением, что вполне объяснимо, так как Монголия давным-давно никак не соприкасается с Нагорным Дагъестаном, прошли века, сменились эпохи и поменялись соседи. Нелегко порой уловить связь между теми или иными лексемами, но мы её всё же обнаружили. Это значение - "голова". То есть здесь представлено значение "голова (скота), штука (животного)".

Ав. ГIАД ('ad) "нулевая форма утрачена, сохранились ГIАДАЛЪ БОСИЗЕ "уяснять, запоминать, иметь ввиду" (букв. "брать в голову"), ГIАДАДА БАЗЕ "бить по голове",  "разбить о голову", ГIАДАГIО "череп", ГIАДАЛНАХ "мозг", ГIАДАЛЪИЗЕ "сходить с ума, глупеть", "совершать нелепые поступки". Ср. халха-монг. АДРАХ "упрямиться, капризничать, делать наперекор" 

Мы предпологаем, что эта ауарская основа стала угасать и как-бы выпадать из языка, потому что прежним её содержанием могло быть "ГОЛОВА СКОТА", "КОЛИЧЕСТВО ГОЛОВ СКОТА В ТАБУНЕ". Этот термин должен был использоваться при перечислении количества некоторых животных (лошадей?),т.е. голов скота.

ВНЕШНИЕ СВЯЗИ

Венг. AGY (чит. адь) "головной мозг", "мозг, голова, ум", "мозговой".

Предлогаем для выяснения причинно-следственных связей обратить внимание на значение лат. "голова"

Лат. CAPUT "голова" (перен. значение -"человек, лицо"); 2. "голова, единица, штука (о животных)"; "головка"; "начало, исходный пункт"; "главное, суть, основной капитал"; "главный город, столица".

Здесь для нас важным явл. значение "голова, единица, штука (о животных)". Кстати, в совр. турецком adet "штука".