Шлёп, шлёп - идёт по дороге мальчик. Держит в руках большой белый хлеб и две банки консервов.
Долог будет его путь. Куда он придёт?
Снова посмотрел Ас кино "Афоня". Есть такой дурацкий телеканал, где крутят старые советские фильмы. Опять вырвала у него слёзы финальная сцена, когда Екатерина Снегирёва на деревенском аэродроме окликает Афанасия.
Вспоминал Ас себя. Лежит он один в молодости в двухкомнатной квартире в городе с выдуманным названием Тутуми и не знает, куда податься.
Тётка у него на Украине. На днях получил от неё посылку: индийские джинсы. Щепетильная женщина чек приложила: 60 рублей. Всем хороши джинсы из Индии, но не линяют. Тутуми - портовый город на Чёрном море. Моряки привозят сюда настоящие джинсы, из Италии. Стоят они, правда, в несколько раз дороже, но зато трутся.
В дверь стучат. Встать с постели и открыть дверь у Аса после вчерашней субботы нет сил. Хорошо погудел с друзьями! А дверь открыть, кроме него, некому, один он, как Афоня.
Мальчик идёт по летней, раскалённой солнцем асфальтовой дороге, обнимая руками хлеб и консервы. Ему лет десять. Не уронить бы продукты. Со звоном пролетает пулька в виде алюминиевой скобки, выпущенная каким-то пацаном в кустах из рогатки, и врезается в хлеб. Мама ждёт сына дома с продуктами из военторга.
- Ты чего делаешь?! - кричит мальчик вредному пацану, который начинает методично обстреливать свою жертву из рогатки.
Выспавшись, Ас берёт индийские джинсы и идёт с ними на рынок, чтобы продать. В Тутуми, как и в любом другом среднем советском городе, только один Центральный рынок и только колхозный, плодоовощной. Частникам - бой! Рынок двухэтажный, Ас ходит по его стройным рядам и предлагает торговцам купить у него индийские джинсы.
Это уже не первый визит Аса на рынок. На нём солнцезащитные очки в тонкой позолоченной оправе, модная льняная рубашка в клетку со стильными карманчиками и планочкой и сногшибательные итальянские джинсы Монтана с молниями на задних карманах, хоть и подпачканные краской от скамейки, на которую он оплошно сел. Спекулянт должен внушать уважение своим видом.
Мальчик пытается убежать от стрелка, роняет на асфальт консервы.
- Тефтели! - потешается над названием консервов и над своей трусливой, неуклюжей жертвой вооружённый рогаткой "охотник".
Может, дать ему в лоб? Но с хлебом, консервами... Бросить на землю? Хлеб?! Мальчик делает вид, что пытается вступить в бой, но противник отбегает и продолжает стрелять. Хорошо, что шорты в 1967-м году ещё не в ходу, удары пулек принимают на себя брюки, рубашка, хлеб и консервы.
- Тефтели! Тефтеля!
Войдя в рынок, Ас начал предлагать джинсы сначала за 150 рублей. Хорошая цена. Но дураков нет. Никто не знает, что это индийские джинсы, они почти похожи на фирменные, но вызывают сомнение. Да и потом: 150 рублей! Больше средней месячной зарплаты в СССР. Кто за такие деньги сразу купит? Ас помнит, что его первая зарплата во взрослой жизни в 1976-м году была 62 рубля 50 копеек.
Пожилой продавец сулугуни тщательно вытирает белой тряпкой свои влажные ладони, прежде чем взять у Аса джинсы.
- Саидан хар, бичо? - спрашивает он. - Откуда ты, парень?
- Тутумэли вар, - бойко отвечает Ас. Отсюда, мол.
- Картули ици? Знаешь грузинский?
- Чуть-чуть. Цота, цота.
- Не боишься? - спрашивает торговец, показывая глазами на джинсы.
Ас неуверенно пожимает плечами.
Торговец проницательно смотрит на Аса:
- Местный, значит? Я всегда говорил, если русский вырос в Грузии, куда до него евреею, куда армянину!
Ас, польщённый, снижает цену до ста рублей.
"Где вы купите такие за 100 рублей? - думает он. - Мои Монтана обошлись мне в 230! Тётка на Украине небось в очереди за индийскими джинсами не один час стояла. Так ведь то на Украине, а в Тутуми такие джинсы вообще никогда не завезут в магазин".
Но продавец сулугуни возвращает Асу джинсы со словами: продашь - приходи за сыром.
Двое солидных мужчин из потока рыночных покупателей внимательно осматривают товар Аса.
- Сто рублей?
- Да! Фирменные! Берите, не пожалеете.
Но они отходят.
- Тефтеля! Тюфтеля! - кричит довольный своей победой пацан с рогаткой, провожая мальчика с хлебом и консервами до самого подъезда его дома. Мама открывает сыну дверь квартиры, принимает от него продукты.
- А это что такое? - удивляется она, доставая из хлеба одну за другой алюминиевые скобки.
- Тюфтеля! - доносится в квартиру победоносный крик со двора.
Мама смотрит на название консервов, на расстроенное лицо сына.
- Исторический ты у меня человек, - вздыхает она, прижимая голову сына к себе, к своему затянутому в платье мягкому, тёплому животу. - Как Ноздрёв. Вечно попадаешь в истории.
- За 60 рублей возьмёте? - не выдерживает Ас после того, как какая-то тётка долго осматривает, мнёт и трёт его индийские джинсы.
Она охотно соглашается, достаёт 6 розово-красных советских десятирублёвых бумажек , как вдруг их обоих крепко хватают те двое предыдущих солидных мужчин и тащат в пункт милиции на рынке. Плакал товар Аса и его свобода!
Молодого человека везут в районный отдел милиции, долго допрашивают, берут с него письменные объяснения, шьют ему статью о спекуляции.
Ас слабо возражает: джинсы-де действительно стоят 60 рублей, я вам принесу чек на них, он у меня остался дома. Где вы видите факт спекуляции? Я продавал их за свою цену.
Милицейский начальник недоверчиво качает головой:
- Принеси.
Расстроенный, Ас плетётся домой. Около дома он сталкивается со своим приятелем, вчерашним собутыльником.
- Я к тебе уже приходил, - говорит тот. - Стучал, стучал в дверь. Приходил за джинсами. Помнишь, ты предлагал их мне вчера за 150 рублей? Я деньги принёс. Где джинсы, дома?
- Нет, - мрачно отвечаю Ас, - в милиции.