Лужский рубеж против Воздуха

Александр Щербаков 5
Недавно наша страна отмечала 80-летие снятия полной блокады с города Ленинграда. У меня в этом городе живут родственники, знакомые. А потом узнал, что  наш кинематограф решил отметить эту дату фильмом «Воздух», снятого сыном известного кинорежиссера  Алексея Германа. Решил посмотреть, но сразу не сообразил, а ведь антисоветская поделка «Воздух» это - подарок на 80 лет снятия блокады Ленинграда. Вот так подарочек вышел! Настолько меня эта картина «восхитила», что бросился пересматривать старинную «Блокаду» по Чаковскому. Насколько могучее кино. Кто не знает, напомню, что «Лужский рубеж» - первая серия фильма «Блокада», снятого по роману Чаковского.

Про знаменитого дирижёра фон Карояна как-то рассказывали, что после очередной неудачной репетиции он попросил сыграть ему простое трезвучие. Просто чтобы в ушах перестала звучать нестройная какофония несыгранного оркестра. Вот «Блокада» 1973 года – как раз именно такое трезвучие.

Часто бывает, запомнился фильм или книга как замечательные, а берешься перечитывать или пересматривать – совсем не то. В детстве перечитал всего Вальтера Скотта, уж больно нравились истории про суровых шотландцев. А взял в руки потёртый томик – читать не могу.

Отвыкли мы от неспешного тягучего темпа. Когда на три страницы только костюм и оружие каждого героя описывают. Совсем в других ритмах живём, всё спешим куда-то.

Так и с «Блокадой», думал разочаруюсь. Шутка ли, полвека картине! Ничего подобного, картина настолько увлекательная и могучая, что не сказать. Когда-то с удовольствием читал и книгу Чаковского. В фильме её довольно сильно переделали, но вышло, на удивление, даже лучше.

В семидесятые сняли аж четыре фильма подряд. Но это не модный сериал, это именно полноценные фильмы с продолжением, каждый больше часа. Думал глянуть наискосок, а стал смотреть и затянуло, очнулся только когда закончился четвёртый фильм.

И ведь трагизма в картине куда как больше, чем в нынешней поделке «Воздух». И трогает до слёз. Это не фигура речи, давно не помню, чтобы от картины настолько сильные эмоции были. А казалось бы, обычные вещи показывают, решения и поступки простых людей. Может именно поэтому они и трогают так, что настоящие?

Но поразительно, что при этом всём фильм светлый. Нет от него ужасающего осадка на душе. Печаль есть, но светлая. Большое искусство про блокаду так снять. Героическая история города Ленина показан глазами военного строителя, инженера Звягинцева. Играет его недавно ушедший Юрий Соломин. И играет блистательно.

Да там и нет провальных ролей. Любого персонажа возьми – нельзя его из картины убрать. Хоть слегка комичного немолодого архитектора, который окажется подлинным героем. Хоть молодую девушку – доктора Веру. Хоть заводчан с Кировского завода.

Первый фильм «Лужский рубеж». Вот такое надо школьникам показывать. Там и политика, и дипломатия, всё нагляднее некуда.

Чего стоит одно выступление Гитлера перед своими генералами: «Многие думают, что я хочу завоевать эту страну. Нет, я хочу её уничтожить… Всю эту смесь недочеловеков, возомнивших себя людьми».

Кстати, что Гитлер, что его высшие командиры решены в картине очень любопытно. Нет в них карикатурности раннего послевоенного кино, нет бесноватости кино застойного. Нет, перед нами умные, хитрые и злобные враги. Ни искорки безумия не пляшет в глазах фюрера. Он собран и деловит. Одолеть такого непросто.

Сталин говорит ровно об этом. Гитлер – не дурак и не безумец. Нам показывают день накануне Великой Отечественной. Поступила информация, что перебежчик, якобы, назвал дату германского нападения. Как быть?
Тяжёлый выбор – двинуть войска к границе и попасться в ловушку. Что если это провокация? Что если мы станем в глазах мировой общественности агрессором? Может на это и рассчитывают фашист?

Сталин принимается рассуждать. С одной стороны, Гитлер не может быть настолько глуп, чтобы напасть на нас сейчас, не покончив с Англией. Разве сможет он потянуть два фронта сразу? А с другой, Гитлер мог вполне договориться с Англией. Черчилль мог убедить его перенести удар на Восток. Как показала история, что-то похожее и произошло. Капиталисты ёрзали, крутились, но второй фронт открыли только летом 1944 года. Что это, как не тайная договорённость с фашистами?

Сталин принимает решение не поддаваться на провокации. И до конца непонятно ошибка это или мудрость вождя. Вопрос повисает в воздухе.
Впрочем, лёгкий укол в картине есть. Чуть позднее нам покажут Сталина в расстёгнутом кителе за столом. На столе трубка с рассыпавшимся табаком. Вождь явно погружён в нерадостные думы.

В лучших традициях разоблачения культа закадровый голос нам сообщает, что вождь гадает, что же могло пойти не так, почему наша армия отступает, терпит поражения. И припечатывают, что всему виной вера Сталина в собственную непогрешимость.

Впрочем, тут же картина возвращается на советские рельсы. Нам говорят, что уже на следующий день все увидят прежнего Сталина, великого военачальника и лидера народов. Даже этот обязательный укольчик сделан с максимальным уважением к эпохе. Позднее так же кольнут маршала Ворошилова, но опять вскользь.

Но фильм не про вождей. Нам показывают, как фашисты штурмуют линию Сталина. Ну как штурмуют, войск на ней почти нет, оружие вывезено. Но вот один ДОТ огрызается огнём. Враги подгоняют огнемётные танки и принимаются поливать холмик рекой огня. Никаких шансов удержаться у одинокого ДОТа нет.

Фашисты подключаются к телефонной линии. Солдат на ломанном русском предлагает сдаваться. В ответ обескураженно говорит, что не понимает. Русские отвечают что-то непонятное про нашу матушку и фюрера. Наверное, не хотят сдаваться.
Да-да, в картине сплошь и рядом забавное соседствует с трагическим. Как и в жизни, оттого и пронимает до хребта.
Вдруг в ДОТе гремит взрыв. Красноармейцы сами подорвали себя, чтобы не сдаваться в плен врагу. Нордический офицер лениво листает красноармейские книжки убитых.
«Иванов ВКП(б), Васильев ВКП(б)… Потом ВЛКСМ. И двое БП. Очевидно, у Советов есть ещё какая-то организация?»

Ну да, беспартийные – партия ничуть не менее страшная для фашистов, чем коммунисты. При этом нацистский командир искренне не может понять почему защитники ДОТа не сдались. Как понять этих русских, до этого в Европе все сдавались?

Есть в картине и любовная линия, но в ней нет ни капли пошлости картин нынешних. Молодая доктор Вера, ей явно нравится майор Звягинцев. Её друг студент-комсомолец из интеллигентной семьи сильно ревнует и нервно листает альбомы с фото, пока девушка танцует с майором.

Перед самым началом Отечественной студент Толя увяжется за своей любовью на море, в маленький городок на отдых. Но тут грянуло и молодые люди бросаются на поезд в Ленинград. В поезде с ними рядом сидит довольно неприятный поначалу тип. Говорит резко, вместо имени называется Кравцовым. Поезд оказывается под бомбами врага, вагоны пылают.

В лесу молодые ребята снова встречают Кравцова. Он тяжело ранен в ногу и не может идти. Втроём едва доковыляли до деревни. Но спасение ненадолго, в деревню входят немецкие части. Девушку солдаты тянут в тёмный угол, Толя пытается вступиться, его избивают и тянут к офицеру. На расстрел.
А там и старый знакомый Кравцов уже со следами пыток. Оказалось – старый чекист, шёл после важного задания, да вот не дошёл. Сдал его фашистам местный бывший кулак Жогин.

Студент принимается бить себя пяткой в грудь и кричать как ненавидит советскую власть. И особенно чекистов, своими руками бы этого Кравцова задавил! Да у него самого отца царского офицера в девятнадцатом расстреляли!

Повеяло нынешним кино? Ну да, как там без этого. Вон в новой картине «Воздух» про блокаду у главной героини именно так и было. Взяла советская власть и ни за что поставила к стенке честного офицера.

Ну и напрасно повеяло. Потому что никаких расстрелянных офицеров в роду у Толи не было. Выполняет он наказ товарища Кравцова. Ещё в лесу по секрету рассказал чекист, к кому прийти в Большой дом на Литейном и какие кодовые слова сказать. И что сказать фашистам, чтобы не запороть задание.

А фашистский офицер, любимчик Гитлера фон Данвиц, только смеётся. Не любишь чекистов - возьми мой парабеллум. Ну-ка, отомсти за папку, а мы посмотрим. Вот – где накал. Как застрелить честного советского человека? Но и не выстрелить нельзя. И сколько отваги в глазах измучанного врагами чекиста. Когда он чуть не грудью лезет на пистолет, помогая студенту решиться. Давай, стреляй, гадина белогвардейская. Как сыграно, потрясающе!
Но зрителя пожалели. Пистолет вываливается из руки студента. Парабеллум тут же услужливо подхватывает кулак Жогин. Не имейте волнений, Ваше благородие, - говорит он фашисту, - я сумею.

Тут в одной сцене человеческой трагедии и накала больше, чем в десятке «Воздухов» и прочих нынешних киноподелок. И какой издёвкой звучат слова немецкого адъютанта Толе: «Мы скоро будем в Петербург и ты сможешь сам говорить благодарность майор Данвиц, который есть настоящий тевтонский рыцарь».

Рыцари тевтонские, фюрера их матушку. Которые только что пытали и убили товарища Кравцова, избили студента. Которые и сейчас на чердаке рвут на части девушку-доктора. Настоящие, патентованные рыцари.

Нам показывают, как майор Звягинцев строит Лужский рубеж. Весь город вышел по призыву партии строить укрепления. До горизонта берег усеян стариками и женщинами с лопатами.

Вдруг из-за облаков сваливаются германские самолёты, строители бросаются на землю, но привычных выстрелов или бомб не слышно. Наоборот, с неба сыпятся белым дождём листовки. Бумажки с явным малоросским акцентом сообщают: «Русские мадамочки, не ройте вы нам ямочки. Придут наши таночки, зароют ваши ямочки».

Насколько понимаю, это вполне реальный текст архивной листовки. Интересно, какая же замечательная личность из бывших наших рифмовала им такой текст? Уж точно сами немцы такое не сочинили.
Крайне мощная сцена, когда Звягинцеву приводят лейтенанта из разбитых, отступающих частей. Строитель говорит с ним грубо, даже презрительно. Настолько, что даже его сослуживец - бывший директор музея имени Ленина - неодобрительно высказывает начальнику. Нельзя так с людьми.

Лейтенант говорит, что командует батальоном. Только весь батальон с ним, едва рота осталась от батальона. Да и сам лейтенант взлетел стремительно: командовал взводом, потом ротой, потом батальоном пришлось - немец помог. И без слов всё понятно.

Именно про него бывший директор музея, эдакий народный, умудрённый жизнью человек скажет: «Этот лейтенант не похож на прошлых, его уже агитировать не надо, он свой университет в боях прошёл».

Завершает первую картину очень и очень сильно задуманная сцена. Враг прёт танками на едва-едва построенные укрепления. Да и в окопах не кадровые части, а ополчение, в основном, люди вполне гражданские. Нет опыта, нет уверенности. Как радуется рабочий, когда от первого «коктейля Молотова» вспыхивает танк - оказывается, их танки всё-таки горят!

Мы видим в окопах немолодого архитектора. Персонаж вначале фильма, скорее, комический. Эдакий слегка карикатурный интеллигент с дворянскими манерами. Как забавно он отчитывает рабочих, посмевших рыть траншеи прямо у стен исторического здания петровской эпохи!

Но вот дедушка-архитектор в ополчении, хотя брать известного мастера архитектуры никто в ряды не хотел. Настоял военкому, тот ещё и отцом Веры оказался, попавшей к фашистам. А сын архитектора - тот самый спасшийся студент Толя. Как ловко закручено в сценарии, удивительно.

И вот главная сцена фильма. Танки прямо на окопы, бывалый солдат и тот дрогнет. Чудовищной силы машина вблизи. Не выдержал и наш интеллигент, бросается спасаться куда-то в крытый брёвнами блиндаж. Всё понятно, чего уж.

Только через мгновение немолодой архитектор со смешной чеховской бородкой появляется снова. В руках у него бутылки горючей смеси. Как трогательно протягивает он их бойцу: «Пожалуйста, извините, мне не добросить».

Казалось бы, чего такого. А я не могу, слёзы наворачиваются. Фантастической силы сцена. Как это вообще придумали? Как это сыграли? Куда делось сегодня такое мастерство?

Замечательная картина, вот такой отметить освобождение Ленинграда не грех. Как говорил в фильме товарищ Сталин: «Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира. Но готовы ответить ударом на удар поджигателям войны».

Проблема современного отечественного кино о Великой Отечественной войне заключается в следующем: авторы настолько по-своему видят историю, что начинают грубо ей противоречить. В результате зритель видит перевернутый мир.

Более полутора десятилетий тому назад режиссер Владимир Меньшов отказался вручать приз фильму «Сволочи», назвав его «достаточно подлым и позорящим мою страну».

Авторы «Сволочей» утверждали, что их история основана на реальных фактах — якобы в НКВД было сформировано штрафное подразделение из уголовников-подростков для действий в немецком тылу.

На реальности сюжета настаивал автор сценария Владимир Кунин, уверявший, что и сам состоял в этом штрафном подразделении. К слову, на момент создания ленты Кунин уже много лет проживал в Германии. Впоследствии историки документально подтвердили — вся история о подобной подготовке малолетних диверсантов является мифом от начала до конца.

Тем не менее и сегодня многие, кто смотрел «Сволочей», не знают, что все это абсолютная неправда. В отличие от гитлеровских попыток использовать детей с оккупированных территорий для диверсионных действий.

Новый фильм Алексея Германа-младшего «Воздух», посвященный советским девушкам-летчицам, до таких поворотов не доходит. Но и здесь наблюдаются очень далекие от истины допущения.

Первый раз про девушек-летчиц на войне было рассказано в картине 1945 года «Небесный тихоход». Главный герой в исполнении Николая Крючкова после ранения отправляется командовать эскадрильей ночных бомбардировщиков, состоящей из девушек. И хотя к этой ленте критики предъявляли множество претензий за «легкий жанр», против истины авторы не погрешили — именно «ночные ведьмы» на По-2 стали легендой военной авиации СССР.

Той же темы коснулся фильм «В бой идут одни старики» — там также фигурирует подразделение девушек на По-2. И, наконец, в 1981 году вышла лента «В небе «ночные ведьмы», посвященная девушкам из 588-го, впоследствии 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка.

Герман-младший коснулся другого вопроса — девушек-истребителей на войне. Эту тему в советском кино поднимала в 1966 году режиссер Лариса Шепитько, снявшая картину «Крылья» с Майей Булгаковой в главной роли. Но фильм Шепитько, в героине которой угадывается Лидия Литвяк, — это больше психологическая драма, посвященная послевоенной жизни фронтовичка. Кстати, реальная Литвяк погибла на фронте.
В настоящее время продолжается работа над картиной «Литвяк», которую снимают Андрей Шальопа и Ким Дружинин.

Так лента Германа — это одна из первых попыток осветить данную тему. И с исторической точки зрения она не слишком удачна.

В фильме «Воздух» девушки-истребители прибывают на Ленинградский фронт в апреле 1942 года, чтобы защищать «Дорогу жизни». Если даже убрать тот момент, что как раз в этот период ледовая «Дорога жизни» остановилась из-за таяния льдов, никаких девушек-истребителей в районе Ленинграда не было и быть не могло.

Осенью 1941 года по инициативе Героя Советского Союза Марины Расковой, добившейся поддержки Сталина, было решено сформировать три женских авиаполка — 586-й истребительный (самолеты Як-1), 587-й бомбардировочный (самолеты Пе-2) и 588-й ночной бомбардировочный (самолеты По-2).

Если с бомбардировщиками план в целом был успешно реализован, то с истребителями возникли большие проблемы. С перегрузками, которые возникали на этом классе самолетов, девушки справлялись с трудом. В итоге 586-й полк был закреплен за ПВО и оставлен оборонять район Саратова, где и располагался учебный центр. Более того, уже в 1942 году полк начали укреплять летчиками-мужчинами, так что он стал смешанным.

Ни о какой отправке женщин-истребителей под Ленинград весной 1942 года не могло быть и речи — рисковать девушками командование не хотело, поэтому им и поручили воздушную охрану тыла.

В сентябре 1942 года по настоянию Расковой и самих девушек, группу лучших летчиц 586-го полка отправили под Сталинград, в распоряжение 434-го авиаполка. Речь идет о 8 летчицах, которых никогда не задействовали в звеньях без мужчин. Девушки были героическими, сражались более чем достойно, но в целом было признано, что использование женщин в истребительной авиации неэффективно. Поэтому ни о каком дополнительном наборе девушек на эту специальность речи не было.

В фильме «Воздух» девушки-летчицы прибывают на Ленинградский фронт в качестве пополнения, и это подается так, словно командование привлекает женщин из-за нехватки мужчин. Как уже говорилось выше, в действительности это была инициатива самих женщин, встреченная военным командованием скептически.

Никакой подготовки женщин в качестве летчиков-истребителей на базе военных училищ не велось, все они были воспитанницами Осоавиахима.
Как только стало ясно, что девушки с истребителями не справляются, их участие в боевых действиях стали максимально ограничивать.

Если бы СССР жил так, как рисуют его в постсоветском кино, командование ВВС РККА собрало бы чисто женский полк истребителей и, страшась гнева вождя за невыполнение его распоряжения, отправило бы девушек массово умирать. На практике, как уже сказано, женщин берегли и старались ими не рисковать.

Режиссер картины «Воздух» Алексей Герман-младший называет это «допущениями» при рассказе «саги о подвиге женщин». Но у нового поколения знания истории хромают на обе ноги, а тут им снова выдают сюжет о том, как нехватку мужчин-летчиков приходилось «затыкать» молоденькими девчонками.
Конечно, это не «Сволочи», но вопросов к такому подходу остается немало.