Когда-то в стародавние годы мы и чая-то нормального не знали. Лежали на полках унылые мятые кубики с неяркими названиями сортов чая: «Азербайджанский», «Грузинский», «Краснодарский», «Цейлонский» и «Индийский «со слоном». (Пожалуй вот и все).
При заварке в большинстве случаев чаинки превращали кипяток в блеклый безвкусный, подчас мутноватый напиток, неопределенного цвета. Увы, наверное, еще и потому, что мы и не очень умело заваривали. Хотя конечно, были разнокалиберные заварные чайнички, ситечки и расписные тряпичные матроны для должного приготовления к церемонии.
Особо ценился, по радостным и восторженным словам моей тещи «Индийский чай «со слоном». Достать, который считалось особенной удачей, ибо в магазинах он не задерживался, и относился к особенно дефицитным товарам, потому-то в придачу нему шли менее популярные консервированные кильки в томатном соусе, 3х литровые банки с березовым соком или зелеными помидорами. Но тем не мене от этого спрос на него не падал.
Об огромной популярности чая в мире мы узнали не только со времени появления огромных специальных чайно-кофейных отделов и даже специальных чайно-кофейных магазинов с подчас экзотическими товарами, но и после посещения стран юго-восточной Азии, откуда эти товары поступали.
Оказалось, что самые многообразно лучшие, целебные, бодрящие, возбуждающие и прочая, прочая это китайские чаи. Это мы узнали посетив Китай. Причем от обилия сортов и назначения каждого из них при первом знакомстве просто теряли дар речи, а по мере постижения науки чаеприготовления и чаепития постепенно превратились в фанатов этого волшебного создания творца.
И действительно, как правило, в подобных магазинах владельцы не скупятся на жесты угождения, на посеяв семена удивления при посещении и удовольствия от ритуала удовлетворение желаний. Увидав восторженные взгляды посетителя, тем боле европейца в стремлении превратить его в покупателя.
Кипяток где-то уже приготовлен, далее после выяснения твоих вкусовых предпочтений, могут ублажить их или преподнести свои.
Причем делается все в форме торжественного обряда за низким столом со скупо обставленной сервировкой, без сахара и кондитерских изделий отвлекающих от основного – восприятия вкусовых составляющих чая наполнителей.
Приторно вежливый распорядитель восседает напротив тебя на низкой банкетке и внимательно следит за реакцией потенциального покупателя и провозглашает при каждом глотке:
- Холосё, холосё, осень холосё?.
И после каждой выпитой чашечки, блажено улыбаясь, ты еще не чувствуешь, что барахтаешься в искусно расставленных китайско-торговых сетях, рассуждаешь:
- И как же я мог жить без этого торжества вкуса. БЕРЕМ!. БЕРЕМ!... БЕРЕМ!
По окончании первого десятка набранных пакетиков, соображаешь – Хватит, и наверно загипнотизировано улыбаясь расплачиваешься. (корень - плач). По возвращении понимаешь, что в общем-то белый, зеленый и волшебный чаи это не твоё.
Остается только традиционный черный и обязательно байховый, который отличается от прочих насыщенным и ярко выраженным терпким вкусом с табачным оттенком.
По окончани чаепития не сразу понимаешь - то ли выпил чашку, то ли покурил,
Как ни странно, но в молодости ни я, ни жена не понимали прелести чая и чаепития. Любовь к церемонии и напитку пришла не сама, а потом вот таким образом её привили китайцы, и года.
С годами организм начинает нуждаться в лекарствах, а чай и использовали давным давно, как лекарство, это позже он стал восприниматься нами, как божественно объединяющий и бодрящий напиток.