Противостояние и победа... Гл. 1

Гайкова Нина Николаевна
  Противостояние и победа...
Глава первая «Вырванное жало смерти…»
  Когда-то – почти десять лет назад говорили мы о творчестве замечательного поэта – Н.А.Заболоцкого – вернее – о том, что за пределы любого творчества, любого времени выходит. О стихах его, созданных в те годы, когда, кажется, вся земля, весь воздух «пропитаны» были памятью о страшной войне и Великой Победе, когда живы были те, что жизнь отстояли, победив очередного слугу антихриста, срубив головы фашистскому дракону.  И молодыми ещё были. Всего год прошёл, как последние залпы отгремели…
Поэт, непонятно за что ссылку переживший, по Милости Божией живым оставшийся. Репрессированный поэт, имя которого каким-то чудом даже под запрет не попало...
И герой известного фильма - ветеран Великой Отечественной войны песню на стихи его пел, разумеется, выпустив слова о «целомудренно бедной заутреней» и финал о «капле Божественной», о том, что «встанет утро победы торжественной на века» - т.е. по сути о победе над смертью Воскресением Христовым.
Все поняли, наверное, что вспомнили мы стихотворение «В этой роще берёзовой»                (См. Эссе «Утро Вечной Жизни»).
Беседовали мы тогда и о другом произведении,  созданном несколько позже - но и тогда память о войне живою была и победители ещё молодыми были.
А поэту лишь два года по земле ходить оставалось...
Не создаётся значительное, масштабное, «сверхвременное»  в юности, даже самыми талантливыми... 
 Стихотворение «Противостояние Марса» - только оно, конечно, не об астрономическом явлении. «Кровавый Марс» - бог войны, безжалостный языческий идол, которому жизни человеческие в жертву приносятся, для которого «все средства хороши».
А в финале Воскресенье Христово тоже побеждает смертоносного идола – потому что…
 есть на свете
Планета малая одна,
Где из столетия в столетье
Живут иные племена.
И там есть муки и печали,
И там есть пища для страстей,
Но люди там не утеряли
Души единственной своей.
 А ещё потому что там…
 золотые волны света
Плывут сквозь сумрак бытия...
  И потому что «эта милая планета - Земля воскресшая». Земля лирического героя и всех людей, души не утративших.
(Тоже см. Эссе «Утро Вечной Жизни»).
Похожие мысли звучат и у Б.Л.Пастернака в знаменитой «Ожившей фреске», написанной, наверное, в честь Победы в Сталинградской битве -  в 1943 году. Там где мальчик-танкист «перешёл земли границы». Там Святой Георгий и Святой Архистратиг Михаил помогают русскому танкисту «топтать вражеские танки с такой же чешуёй», как у кровожадного дракона.
И потому…
  Будущность, как ширь небесная,
Уже бушует, а не снится,
Приблизившаяся, чудесная…
 И тоже звучит тема Бессмертия  - Бессмертия тех, кто жизнь свою за Отечество положил.                (См. «Благословенное русское воинство». Часть Первая «Заступничество Воинства Небесного и причастность вечности русских воинов»)…
Только тема безжалостного «властителя мира», богом себя возомнившего, тема противостояния - вернее победы Воскресения Христова над идеей лишённого души, лишённого сострадания антихриста прекрасными строками поэта «постсеребряного века» и лауреата Нобелевской премии  не исчерпывается – слишком актуальна она, тем более                в связи с событиями последнего десятилетия. Но об этом несколько позже…
А ещё хочется вспомнить картину, написанную героем Отечества В.В.Верещагиным – «Побежденные. Панихида по убитым». Художник погиб за десять лет до начала Первой Мировой войны – а картина словно «иллюстрирует» произведение Н.С.Гумилёва «Смерть», созданное в 1915 году…
 Здесь товарищ над павшим тужит
И целует его в уста.
Здесь священник в рясе дырявой
Умиленно поет псалом,
Здесь играют марш величавый
Над едва заметным холмом.
 Великое вне времени – вернее – над временем.
(См. «Благословенное русское воинство». Часть Вторая  «Белый полк»)…
Мы об этом потому вспомнили, что есть стихотворение, тоже названное «Противостоянием Марса» - только созданное более, чем через полвека после проникновенных и в чём-то пророческих строк Н.А.Заболоцкого. В совсем другую эпоху.
Автор этих строк не столь известен – потому беседу о стихотворении, о противостоянии «кровавой» планеты и нашей «милой» земли в следующей главе продолжим…

(Продолжение следует...)