Николай Губенко. Война, родившая сирот...

Наталья Морсова
НИКОЛАЙ ГУБЕНКО. Я РОДОМ ИЗ ВОЙНЫ. 
 (1941-1920г.г.)

  Любимый мною замечательный фильм Николая Николаевича Губенко «Подранки» - учебник жизни для каждого из нас. Прошло почти 80 лет после войны, а сиротство не убавляется. Почему до сих пор сохраняются детские дома? Почему в благополучной стране родители бросают своих детей? Кто виновен в сиротстве детей?
     Картина советской эпохи «Подранки» - редкий гость на наших экранах, - не вписывается в формат развлекательных шоу и пустых фильмов - однодневок, которыми пичкают одуревших от катаклизмов россиян. В чём значимость этого фильма?  Зачем он нам, детям и взрослым?
     Вышедший в 1976 году фильм о послевоенных детях – сиротах тщательно готовили к показу в Каннах. Приглашённые гости пришли в вечерних нарядах и дорогих костюмах, после просмотра фильма их ожидал вкусный вечер с блинами, икрой и деликатесной рыбой. Перед показом нарядная публика прогуливалась по залам с бокалами шампанского и недоумевала: почему неизвестный миру режиссёр Губенко привёз фильм с непонятным названием «Подранки». Вероятно, про какого-то недобитого зверя. И приняли приглашение холодно. Но ужин! 
   После просмотра, когда в зале зажгли свет, - все увидели, как модная публика прячет за веерами и программками заплаканные лица. На самом деле, - это ничего не значило: война давно прошла, переживания стёрлись, да   Европа и не знала масштабов трагедии, как наша страна, зачем напоминать? На пресс-конференции непонятливая публика задавала вопросы не по содержанию фильма, а про политику Советского Союза, не будет ли у режиссёра проблем оттого, что купил джинсы за рубежом, и почему русские через тридцать лет после войны делают фильмы про войну. Вам не надоело? – спрашивали гости. На что Губенко жёстко ответил:
    - А про что я должен делать кино, если я родом из этой войны?
И в самом деле, сценарий «Подранков» Николай Николаевич писал с себя, - про мальчишку, который родился в катакомбах Одессы в августе 41-го, его   отец погиб в боях за Одессу, когда ребёнок еще не появился на свет, а мать умерла, когда ему было 11 месяцев. Про голод, страх он знает лучше других, как и про интернат для сирот. Так Николай Губенко высказался об ответственности взрослых, которые вершат судьбами мира. Он и артистов подобрал, рождённых в войну: Будрайтис - 1940 год, Калягин 42-й, Болотова, как и сам Губенко, - 41-й.
    Фильм посвящён детям войны, оставшимся без родителей, погибших на войне, и переданным на попечение воспитателей детского дома. Испытавшие на себе бомбёжки, голод, ранения, разделившие непомерные тяготы со всей страной, «подранки» получили самое тяжёлое ранение – душевное одиночество. Николаю Николаевичу Губенко повезло – его сердце отогрелось возле любимой супруги, актрисы Жанны Болотовой, ей он всю жизнь был благодарен за поддержку и понимание. Но многие из них так и останутся «подранками» с замороженными душами, - это «увечье» не отпустит их никогда.
    Изломанные войной детство рождало озлобленное сиротство, но не только – и много талантливых людей. Среди них герой фильма - мальчик Алексей Барсенев, в будущем – писатель. Алексею повезло: он не бродяжничал, как его брат и сестра, отец погиб на фронте, мать, не выдержав испытаний, повесилась. Воспитатели пытаются заменить родителей, но сами они - участники войны – не имеющие педагогических способностей, тоже «подранки». Но только бы это: они не могут дать самое главное – родительскую любовь. Герой Николая Губенко – учитель физкультуры, участник войны, многократно раненый, потерявший семью, отличался особой жестокостью, - из-за ранения руки - всегда в кожаных перчатках, - он готов ударить любого. Как он, озлобленный на жизнь, может воспитывать сирот? Учитель не понимает, что его подопечные – не узники тюрьмы, а дети войны. Душа его самого – «подранка», кровоточит от собственной горя, безысходности и тоски, и он прикрывает незаживающую рану сердца беспощадной грубостью. Оскорблённый мальчик называет учителя фашистом, и вдруг большой и сильный дядя начинает плакать навзрыд, в голос, как ребёнок. 
    За кадром проникновенно и к месту звучит стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью» в исполнении самого режиссёра под звуки бессмертного Adagio Марчелло. С поэтом и сценаристом Шпаликовым Николай Николаевич подружился на съёмках фильма «Застава Ильича». Фильм «Подранки» посвящён и Шпаликову в том числе, потому, что тот в раннем детстве остался без отца, погибшего на фронте, Геннадий погиб незадолго до начала съёмок фильма:   

…Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу —
Кто меня вернёт? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.
 
 Где искали юных актёров? В детских домах! Дети - сироты, сами пережившие немало страданий, успешно вписались в образы своих героев. Посмотрите эмоции погибающего от взрыва мальчика Вальки! Это измученное лицо ребёнка, растерянного, обиженного несправедливостью, как бы вопрошающего – почему за забором интерната пленные немцы мирно живут, сытно едят, громко хохочут, поют свои гимны, весело играют на губной гармошке, а он, недокормленный ребёнок, прошедший муки ада в устроенном фашистами концлагере, где была расстреляла его семья, должен им завидовать? Роль сына героя войны - Вальки, с лагерным номером на руке, погибшего от взрывного устройства в детском доме, сыграла девочка Зоя Евсеева! На роль Алексея Бартенева нашли мальчика в московском интернате для сирот, его имя Алексей Черствов. Тысячи детей детских домов прошли тщательный отбор. Режиссёр искал глаза – пронзительное, настрадавшееся, - и нашёл.
    Главный герой фильма, писатель Алексей Бартенев, возвращается в город, где в детском доме прошло его детство, он предаётся воспоминаниям и   разыскивает родных. Судьба разбросала всех. Один брат умер в младенчестве, другой был усыновлён состоятельными людьми, стал успешным архитектором, третий – вор – рецидивист. Сестра, после гибели на фронте отца и самоубийства матери, заботилась о самом младшем - о рассказчике. Они вместе голодали и воровали пропитание. Потом она умерла. Мальчику повезло - он попал в детский дом, расположенный в разрушенном старинном особняке. И там, в окружении искалеченных войной детей и не менее искалеченных педагогов, формировалась его личность. Братья нашлись, но встречи никому из них не принесли радости: родные по крови, они остались чужими, - им не о чем было говорить, нечего вспоминать - у них не было общего детства, общих игр и забав, они не помнили родителей. Своих родных братьев Николай Николаевич Губенко разыскал через 20 и 30 лет. И эти встречи с близкими людьми оказались невыносимо тяжелыми. 
     Фильм поднимает вопросы детского одиночества. Через годы после войны сиротства стало меньше, но потребность в детских домах не исчезла. В советское время, когда вся страна была коммуной – большой коммунальной квартирой, было больше коллективизма, сострадания, понимания, что помогало решать проблему сиротства. С распадом СССР, с разрушением духовной - культурной среды в России, разбежались не только страны, но и родственные связи, в душах поселилась разобщённость, нетерпимость, безответственность за стариков и детей, - что привело к росту числа «ненужных» людей, которые не вписываются в стандарты сытого    благополучия. Когда в скудеющих душах мало места для любви, освобождается место для бездушия.
    Пока живы наши много повидавшие родители, умудрённые огромным жизненным опытом, потомки могут быть спокойны, - у них есть будущее. В раннем детстве родители прокладывают тропки, по которым пойдёт ребёнок  в большую жизнь, своим примером формируют его личность, учат нести   ответственность за себя и за семью, понимать радость труда и счастье творчества. Бабушка вяжет чулок, дедушка читает книгу, внучка заботится о стариках, родители усердно трудятся, кошка ластится к ногам, огонь пылает в печи, - вот оно счастье! Никакие шторма не страшны семье, где правит бал душевное тепло, забота о ближнем, ответственность за каждое своё дело и за общее дело в своём Отечестве. На семье крепится устойчивость страны, преемственность поколений. Обруби корни семейного уклада, и засохнет родовое дерево, облетят пожухлые листочки на ветру, и останутся потомки неприкаянными сиротами, словно былинки в непаханом поле бытия.
     Вот и сейчас, через 80 лет от войны, детские приюты не пустеют. И какие бы хорошие воспитатели ни окружали детей в детском доме, и какие бы интересные события не происходили в их жизни - влюбленность в красивую учительницу, радость детской дружбы, совместные игры - ничто не сможет сокрушить бетонную стену душевного одиночества. 
    Пронзительный фильм Губенко, честный, рвущий душу своей искренностью, достоверностью, заставляет задуматься о многом отвратительном в мире взрослых. Кажется, живут сироты обособленно, нас не беспокоят, что ещё надо? И вдруг осознаёшь трагедию ни в чём не повинного ребенка, выдернутого из родового корневища, с оборванной родовой нитью, соединяющей в единый поток прошлое, настоящее и будущее, посаженного в одиночную камеру души на пожизненный срок, из которой никогда не вырвешься. Растерянные, не понимающие жизни сироты, ощущают себя ненужными, лишними на этой земле, ущербность прячется в складках их искалеченных душ. Лишённые семейной любви и ласки «подранки», не умеют любить, благодарить, заботиться. Что станет с ними? Какими вырастут? Чем заполнят душу взамен любви? Сумеют ли прервать нить сиротства на своих детях?
Вот почему фильм Николая Николаевича Губенко «Подранки» - учебник жизни для каждого из нас.