Зима Дмитрия Шибаева

Людмила Куликова-Хынку
Персональная выставка молдавского художника Дмитрия Шибаева, открывшаяся в Русском доме, -  посвящена пейзажу – живописному жанру с давней историей.
Если в эпоху царствования академизма пейзажу в порядке значимости было отведено четвёртое место из пяти, то в 19 веке французские импрессионисты
возвели этот жанр на высокий пьедестал.  Особенно пленэрный пейзаж.
Ему и отдаёт предпочтение Дмитрий Шибаев. Он пишет натурные пейзажи в разное время года.

Его картины с изображением зимы – тема особая. Зимний пейзаж издавна привлекал русских художников.
И у каждого – своя зима. У Ивана Шишкина – занесенный снегом непроходимый сосновый лес; звонкий морозный день с блестящим на солнце снегом и ярким фольклорным колоритом – это Кустодиев, а бирюзовые тени на подтаявшем февральском снегу - Грабарь.

И работы Дмитрия Шибаева – особые. Особый взгляд, образ, манера. Он не гонится за ярким эффектом, не стремится изобрести ноу-хау. Он откровенен и оригинален.
Из-за страсти к путешествиям художника называют Летучим голландцем. Он побывал во многих странах, на многих континентах. Его влекут Дальний Восток и Сахалин, Камчатка и Крайний Север - края, где лето холодное и короткое, зимы долгие, реки месяцами скованы льдом, а снег – не просто снег, а целый художественный мир. И привозит пейзажи. Суровые, неласковые, не приторно-красивые. Это не банальная коммерческая живопИсь, а старая добрая тональная жИвопись. Глубокая. Тонкая. Живопись, где примесь белого цвета большей или меньшей силы работает на образ.

Может показаться неожиданным, но я хочу сделать сравнение с иконописью. Для неё характерно не столько изобразить сам предмет или субъект, сколько выразить ИДЕЮ. Оттого удлиненные пропорции. Идея их в том, чтобы показать трансформацию, переход из одного состояния в другое.
В полотнах Дмитрия – важен не мотив, а сама идея зимы – снежного поля, рвущейся метели, мглы, затянувшей небо, звонкого морозного воздуха. Пейзаж одухотворенный, живой. В нем - своя жизнь.

И что-то есть. А когда мы говорим «что-то есть» - это значит, есть нечто притягательное, подспудное, что мы скорее ощущаем, чем анализируем. А это «нечто» – настроение, состояние, которым славилась русская пейзажная живопись со времен Саврасова и его гениального ученика Левитана.

Сегодня, в эпоху противостояний авангардного искусства всех мастей  и «арьергарда»  -  сделать подобную экспозицию – нужна определенная смелость.