Философия постмодерна в двух словах

Пётр Басков
Конспект составлен по статье о философии постмодерна:

• наррати;в – самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.
• метанарратив – нечто вроде единой, полной, универсальной и эпистемически достоверной истории обо всем, что есть.

     Философия постмодерна –  философское движение, возникшее во второй половине 20 века как критический ответ на предположения, якобы присутствующие в модернистских философских идеях относительно культуры, идентичности, истории и языка, которые были разработаны в эпоху просвещения [1, 2].  Постмодернисты разработали такие концепции, как различие, повторение, след (деконструкция) и гиперреальность [3]. Многие постмодернисты отрицают существование объективной реальности и отрицают существование объективных моральных ценностей
     Постмодернисты отвергают метанарративы, потому что они отвергают концептуализацию истины – истина у них всегда зависит от исторического и социального контекста, а не является абсолютной и универсальной. Истина всегда частична и спорна, а не полна и определенна. Философ должен  чётко различает понятия, поскольку понятие понимается в контексте его противоположности – существование и небытие, нормальность и ненормальность, речь и письмо и тому подобное [7].

1. Просвещение
     Постмодернисты критикуют определённые ценности Просвещения XVIII века. Постмодернистские труды часто занижают рост власти и идеологии в формировании дискурса и убеждений. Философия постмодерна разделяет онтологические сходства с классическими скептическими и релятивистскими системами верований.

2. Истина и объективность
Ключевое допущение постмодернизма: предположение о том, что в "природе" или "истине" нет общего знаменателя, гарантирует возможность нейтрального или объективного мышления.
Пример постмодернистского убеждения: исследования в области социальных наук никогда не смогут генерировать объективные или заслуживающие доверия знания [13].
Заявление Лиотара в 1984 году о том, что он определяет постмодерн как недоверие к метанарративам, распространяется и на недоверие к науке. Так Фейерабенд считал, что современная наука оправдана не более, чем колдовство, и осудил "тиранию" таких абстрактных понятий как истина, реальность, объективность, которые сужают видение людей и способы существования в мире [14, 15, 16]. Он также защищал астрологию, принимал альтернативную медицину и сочувствовал креационизму.

3. Из истории зарождения 
     Философия постмодерна зародилась в основном во Франции в середине ХХ века. На нее в XIX веке большое влияние оказали труды Серена Кьеркегора, Фридриха Ницше  и других философов начала-середины ХХ века, включая труды феноменологов Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, психоаналитика Жака Лакана, структуралиста Ролана Барта, Жоржа Батая, а также более поздние работы Людвига Витгенштейна. Философия постмодерна также опиралась на мир искусства и архитектуры, практиковавших коллаж, а также на архитектуру Лас-Вегаса и Центра Помпиду.

4. Философы постмодерна
Мишеля Фуко часто называют ранним постмодернистом, хотя лично он отвергал этот ярлык. Следуя Ницше, Фуко утверждал, что знание создается посредством действий власти и коренным образом меняется в разные исторические периоды. //Это верно, частично, лишь в части менталитета.
Жан Бодрийяр (известен своей теорией моделирования) утверждал, что опыт и восприятие реальности индивидом полностью основаны на идеалах и образах, распространяемых средствами массовой информации. Реальное и фантастическое становятся неразличимыми, что приводит к появлению широко распространенной симуляции реальности.
Труды Лиотара (Jean Fran;ois Lyotard) были в значительной степени посвящены роли нарратива в человеческой культуре. Он утверждал, что современные философы узаконили свои утверждения об истинности не на логических или эмпирических основаниях, а скорее на основе общепринятых знаний о мире. Его пророчество: после краха современных метанарративов люди разработают новую "языковую игру" – ту, которая не претендует на абсолютную истину, а скорее прославляет мир постоянно меняющихся отношений
Жак Деррида – отец деконструкции, практиковавший философию как форму текстологической критики. Критиковал западную философию за то, что она отдает предпочтение концепции присутствия и логотипов.
Ричард Рорти ставил под сомнение смысл вопроса о том, соотносятся ли наши конкретные концепции с миром надлежащим образом, можем ли мы оправдать наши способы описания мира по сравнению с другими способами. Он утверждал, что истина заключается не в правильном понимании или представлении реальности, а есть часть социальной практики. Что древние языки иногда непереводимы на современные, потому что они обладают другим словарным запасом и сегодня бесполезны.

5.  Критика обвиняет
постмодернизм в том, что ему не хватает согласованности и он враждебен таким понятиям, как истина, логика и объективность. В частности, считается, что постмодернизм может быть бессмысленным, пропагандирует мракобесие и чрезмерно использует релятивизм в культуре, морали, знаниях.

6. Постмодернизм в ХХI  веке
Эпоха греческой и латинской философии была основана на бытии в довольно точном смысле: существовании, осуществляемом вещами независимо от человеческого восприятия и отношения. Гораздо более короткая эпоха современной философии основывалась скорее на инструментах человеческого познания, но, таким образом, бытие было скомпрометировано.          
В ХХI веке наступила новая философская эпоха, обещающая стать самой богатой эпохой для человеческого понимания. Эпоха постмодерна позиционирует себя как синтез на более высоком уровне – уровне опыта, где бытие вещей и деятельность конечного познающего дополняют друг друга.

Источники информации

1.  Дуиньян, Брайан. "постмодернизм (философия) (британская энциклопедия)". Британская энциклопедия.
2.  "Определение постмодерна". www.merriam-webster.com.
3.  Эйлсворт, Гэри (2015). "Постмодернизм". В книге Залта, Эдварда Н. (ред.). Философская энциклопедия Стэнфорда (изд. весной 2015 г.). .
4.  Лиотар, Дж.-Ф. (1979). Состояние постмодерна: отчет о знаниях. Издательство Университета Миннесоты.
5.  Сим, Стюарт. Спутник Рутледжа в постмодернизме.
6.  Тейлор, Виктор и Чарльз Винквист. Энциклопедия постмодернизма "Бинарная оппозиция".
7.  Деррида, Жак; Басс, Алан (2001). "7 : Фрейд и сцена написания". Написание и различие (Новое изд.). Лондон: Ратледж. стр. 276. 0203991788 ISBN
8.  Проблематизация глобальных знаний. Теория, культура и общество. Том 23 (2-3). Sage, 2006.
9.  https://plato.stanford.edu/entries/postmodernism/
    
10.  Баграмян, Мария и Картер, Дж. Адам, "Релятивизм заархивировано 18 марта 2019 года в Wayback Machine", Стэнфордская философская энциклопедия (летнее издание 2017 года).
11.  Блэкберн, Саймон (2005). "Постмодернизм". Оксфордский философский словарь. Издательство Оксфордского университета, Великобритания. ISBN 9780198610137.
12.  Эрмарт, Элизабет Дидс. Постмодернизм, 1998, doi:10.4324/9780415249126-N044-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис.
13.  Совет по национальным исследованиям; Образование, Отдел поведенческих и социальных наук и; Образование, Центр; Исследований, Комитет по научным принципам образования (2002). Научные исследования в образовании. Изд. Национальной академии наук. стр. 20, 25.
14. Престон, Джон (2016). "Paul Feyerabend". Философская энциклопедия Стэнфорда. Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет. 
15. Филлипс, Дени Чарльз; Бурбулес, Николас К. (2000). Постпозитивизм и образовательные исследования. Роуман и Литтлфилд. стр. 1. ISBN 9780847691227.
16.  Кидд, Иэн Джеймс (21 декабря 2016 г.). "Был ли Фейерабенд постмодернистом?". Международные исследования в философии науки. 30 (1): 55-68.
                Опубликовано: 23.02.2024