Несокрушимая и легендарная

Раиса Лунева
                Родилась ты под знаменем алым
                В восемнадцатом грозном году,
                Всех врагов ты всегда побеждала,
                Победила фашистов орду.

                (Из песни о Советской Армии) 

            
       Создание Красной Армии как вооружённой силы молодой Советской Республики, этой сложнейшей проблемы, происходило в исключительно тяжёлой внутренней и внешней обстановке. Опыта создания и формирования вооружённых сил ни у кого из представителей высшей власти страны не было.  Шёл 1918 год.

        Тревожное положение  сложилось в связи с массовым уходом солдат с фронта в тыл.  Оно усугублялось  продолжающимся развалом старой армии. По-прежнему был велик рост военной угрозы со стороны империалистических государств Европы.  Верховный главнокомандующий и нарком по военным делам Николай  Васильевич  Крыленко доложил телеграммой в Совнарком:

       «положение на фронте принимает безнадёжный характер» и поэтому «необходимы конкретные меры по формированию армии в тылу».

       Одновременно с этим Крыленко послал на фронт телеграмму, содержащую проект приказа о создании новой социалистической армии. Он писал:

         «Товарищи! Армия устала. Армия изнемогла… Должна быть создана новая армия вооружённого народа. К такой армии, зачатками которой явилась Красная гвардия рабочих,  я призываю всех, кому дорога свобода. Должна быть создана повсюду революционная Народная социалистическая гвардия на фронте и в тылу… Всякий вошедший в ряды Народно-социалистической рабоче-крестьянской гвардии должен знать, что он идёт в ряды борцов, чья обязанность жить, сражаясь и умереть в борьбе. Те, кто не может, кто не чувствует в себе силы идти на эту борьбу, пусть не идут. Нам нужна революционная армия бойцов, а не армия тех, кто думает о своей хате. Самая крепкая революционная дисциплина должна господствовать в этих частях»…

       21 декабря 1917 (3 января 1918 года) на экстренном совещании представителей Наркомвоена (Народного комиссариата по военным делам), Всероссийского бюро фронтовых и тыловых военных организаций при ЦК РСДРП (б) и Главного штаба Красной гвардии Петрограда было решено приступить к разработке организации новой армии.

       Поисками путей и форм строительства новой армии занимались также солдатские организации, Управления фронтов и Ставка. 22 декабря(4 января 1918 года) командующий Северным фронтом А. Щербаков и комиссар фронта Б. Позерн телеграфировали всем комиссара армий, корпусов, Центробалту, морским комиссарам:

       «Просим поставить в известность вопрос во всех организациях, начиная с ротных комитетов, о необходимости одновременно с демобилизацией приступить тотчас же к Созданию Красной революционной Армии, в рядах которой должны оставаться из числа увольняемых старших сроков службы добровольцами все, кто чувствует в себе силу идти на борьбу с контрреволюционной буржуазией, откуда бы она ни повела наступление, изнутри или извне России».

        22 декабря 1917 (7января 1918 года) в Народном комиссариате по военным делам состоялось экстренно совещание для обсуждения вопроса об усилении защиты Советской Республики. На этом совещании присутствовали: от Совнаркома и ВЦИК – В.И. Ленин и И.В. Сталин, от коллегии Наркомвоена – П.Е. Дыбенко, К.А. Мехоношин, Н.И. Подвойский, Э.М. Склянский, начальник Генерального штаба Н.М. Потапов и несколько его сотрудников. Принятое совещанием «ПОЛОЖЕНИЕ…» подчёркивало:

        создаваемые части новой армии будут добровольческими;
        их сцементируют красноармейцы и матросы;
        Правительство и Советы должны проявлять максимум заботы о солдатах новой армии  армии.

        Народный комиссариат по военным делам считал, что пришло время выпустить от имени Совнаркома манифест к трудящимся о создании новой армии и издать соответствующий декрет. Однако Владимир Ильич с этим не согласился, отметив при этом, что решение о создании новой армии надо провести демократическим путём, то есть через Советы, начав с Петроградского, к голосу которого прислушается вся страна.   

        В этот же день на Пленуме Петроградского Совета было принято единодушное обращение к рабочим и солдатам города по вопросу создания новой социалистической армии:

         «Петроградские рабочие должны показать промер рабочим всей России. Записывайтесь в социалистическую армию, вербуйте воинов в ряды славных социалистических полков… Пусть же десятки тысяч петроградских рабочих откликнуться немедленно. Пусть закипит работа по вербовке добровольцев в социалистические полки. Время не ждёт. Да здравствует социалистическая армия!».

        Призыв партии и правительства об организации Красной Армии поддержали Советы Москвы, Иваново-Вознесенска, Казани, Саратова, промышленных центров Урала и Сибири. Началась массовая политическая кампания по созданию новой армии Советской Республики.

        Однако пока ещё не было единого мнения о том, как называть новую армию.

        Наркомвоен, Военная организация при ЦК РСДРП (б) называли её Социалистической армией.
        Ставка – Народно-социалистической гвардией       
        Управление Западного фронта – Народной гвардией.
        Управление Северного фронта – Красной народной гвардией.
        Центральный комитет действующей армии и флота – Интернационально-социалистической армией.

        Но основное было не в названии. В поддержку о создании новой армии выступали и воинские формирования. Революционно настроенные солдатские массы принимали резолюции, приветствующие создание новой, социалистической армии. Вот, к примеру, отклик солдат 219-го Котельнического полка:

        «Приветствуем идею создания народно-социалистической армии и призываем всех, в ком бьётся сердце революционера, кто готов жизнь свою отдать в борьбе за народное дело, вступить в её ряды».

           В тон ему высказались и солдаты гвардии Егерского резервного полка:

          «Мы, солдаты Егерского полка, в решительный момент мёртвой схватки между трудом и капиталом будем биться в рядах социалистической армии, которая нанесёт последний удар мировому капитализму».

         Это было суровое и опасное время для молодой страны Советов. Первое –  прямая угроза интервенции, и в первую очередь со стороны Германии. Второе – ликвидация Советского государства как суверенного образования.


         Из всех стран Антанты Российская Советская Социалистическая Республика (РСФСР – так она стала называться с января 1918 года вместо – Российской Советской Республики) поддерживала отношения только с Германией и вела с ней пока безрезультатные переговоры. Германия ставила фактически невыполнимые, ультимативные требования – передачи ей Польши, Прибалтики и Гродненской губернии.  Угроза интервенции со стороны Германии возрастала.

          На заседании 11 (24) января 1918 года ЦК РСДРП (б), который всё чаще стал активно вмешиваться в решение государственных вопросов, большинством голосов было принято предложение: войну прекратить, мир не заключать, армию старую (царскую) распустить. Это потребовало принятия немедленных и решительных мер от руководства страны и от военного ведомства по созданию новой армии.

        14 (27) января вопрос о создании Красной армии был поставлен на обсуждение солдатской секции третьего Всероссийского съезда Советов. Солдаты-фронтовики поддержали представленный Совнаркомом проект декрета о создании Красной армии. В докладе на третьем съезде о работе Совнаркома  В.И. Ленин, характеризуя новые черты создаваемой Красной армии как армии трудящихся, сказал: «…Пускай сотни… голосов кричат нам: «диктаторы», «насильники» и т.п. слова. Мы знаем, что в народных массах поднимается теперь другой голос; они говорят себе: теперь не надо бояться человека с ружьём, потому что он защищает трудящихся и будет беспощаден в подавлении господства эксплуататоров».

        15 (28) января третий Всероссийский съезд принял «Постановление Третьего Всероссийского съезда Советов об основных положениях конституции РСФСР», где определялись основные направления по разработке первой конституции РСФСР.

        15 (28) января 1918 года проект декрета о создании Красной армии был вынесен на рассмотрение Совнаркома. Декрет нуждался в основательном редактировании и уточнении. Владимир Ильич лично взялся за его редактирование, на что ушло около часа. А затем декрет был принят единогласно.

        29 января (11 февраля) 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «Об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота» В нём говорилось: «…Флот, существующий на основании всеобщей воинской повинности царских законов, объявляется распущенным, и организуется Социалистический Рабоче-Крестьянский Красный Флот».

        Красная Армия и Красный Флот создавались на интернациональных основах и впервые в отечественной истории строились на добровольной основе. Создание новой армии и флота шло медленно. К тому же страна находилась в разрухе после четырёх лет войны.


         Враги поспешили использовать бедственное положение в Советской стране и подготовили специальную операцию. Основные силы по этому плану сосредоточились на трёх направлениях: петроградском, центральном (в Белоруссии) и южном (на Украине).

         По прошествии двух месяцев переговоров о заключении мирного договора между Германией и Советской Республикой дело не продвинулось ни на шаг.  Заключив 27 января (9 февраля) сепаратный мирный договор с Украиной, Германия по-прежнему настаивала на территориальных притязаниях к нашей стране. Глава советской делегации Л.Д. Троцкий подтвердил решения ЦК РСДРП (б) от 11 (24) января о невозможности принятия таких требований.


         Тогда германское командование 16 февраля заявило о прекращении переговоров и возобновлении военных действий. В назначенное время началось общее наступление войск Четвёртого союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария). Враг был кровожаден,  он неистово готовился расправиться с вновь созданной страной, прекрасно сознавая, что за столь короткое время она не успела набрать мощь.

        Наступление развернулось на широком фронте от Ревеля (Таллина) до Галаца. Под натиском такой армады войска Советской Республики начали отступать вглубь страны. Видя реальную угрозу советской власти в результате этого нашествия, Совет Народных Комиссаров в ночь на 19 февраля послал в Берлин радиограмму с протестом против вероломного наступления и о согласие подписать мирный договор на тех условиях, которые делегации держав выдвинули в своём ультиматуме ещё 14 (27) января 1918 года.

        А тем временем немецкие войска захватили ряд крупных городов, в том числе Минск, Луцк и другие, а также железнодорожных узлов.

 
        Промедление могло привести к гибели советской власти. Враг рвался вперёд, к Петрограду. В ночь на 20 февраля Совет Народных комиссаров принял обращение «К трудящемуся населению всей России». В этом обращении Советское правительство   заявило о своей готовности заключить мир с Германией на самых тяжёлых условиях с целью спасти Советскую Республику. Одновременно с этим Совнарком призвал все местные Советы, армейские организации и всех трудящихся напрячь все силы для укрепления Красной Армии, пополнения её рядов, установления повсюду строжайшей дисциплины.

         21 февраля Совнарком принял знаменитый декрет-воззвание «Социалистическое Отечество в опасности!». Это уже программный документ, в котором определены меры, направленные на отпор наступающим немецким войскам.

         В начальной части декрета указывалось: «Чтобы спасти изнурённую, истерзанную страну от новых военных испытаний, мы пошли на величайшую жертву и объявили немцам о нашем согласии подписать условия мира… Немецкое командование, очевидно, медлит с ответом. Оно явно не хочет мира. Выполняя поручение капиталистов всех стран, германский милитаризм хочет задушить русских и украинских рабочих и крестьян, вернуть земли помещикам, фабрики и заводы – банкирам, власть – монархии. Германские генералы хотят установить свой «порядок» в Петрограде и Киеве. Социалистическая Республика Советов находится в величайшей опасности».

         В тот же день Верховный главнокомандующий Н.В. Крыленко подписал приказ, в котором объявлял революционную мобилизацию. Наромвоен издал приказ об  учреждении  Чрезвычайного штаба Петроградского военного округа, которому поручалось   привести Петроград в осадное положение. Несмотря на решительные меры Совнаркома и других властных структур, положение на фронтах оставалось катастрофическим. За четыре дня наступления (с 18 по 21 февраля) враг на отдельных участках продвинулся вглубь страны на 300 и более километров. Утром 22 февраля газета «Правда» и другие большевистские газеты вышли с тревожными заголовками. В газетах были опубликованы все принимаемые меры и действия Советского правительства. Газеты почти единодушно писали, что Страна Советов вступила в смертельную схватку с германским империализмом.


          Исполком Петроградского Совета принял решение – объявить субботу 23 февраля 1918 года «Днём защиты Социалистического Отечества». По тревожным гудкам заводов, фабрик, паровозов и кораблей Балтийского флота к Смольному, штабу революции, стекались группы и отряды вооружённых рабочих, солдат и матросов. Около 20 тысяч были сразу же отправлены на все фронты, где велись боевые действия против наступающих войск Антанты.

         По примеру Петрограда в Москве также был создан Чрезвычайный штаб военного округа, взявший в свои руки формирование красногвардейских отрядов из рабочих и солдат полков старой армии.

          В эти дни в Красную Армию добровольно вступили тысячи рабочих Белоруссии, Украины (не оккупированные области), Поволжья и Урала.


         Массовый подъём нашего народа на защиту социалистического Отечества и мужественное сопротивление отрядов Красной Армии в первые же три дня резко изменили обстановку на фронтах. Было остановлено наступление немцев по линии Ревель, Нарва, Псков. 
          В районе Ревеле (станция Хегель) успешно действовал отряд под командованием А.М. Пельде (член исполкома Советов Эстонии).
           На Нарвском направлении сражались сводный отряд балтийских моряков и путиловцев, а также сводный красноармейский отряд под командованием Ксявс-Клявина.
           На подступах к Пскову вели бои 2-й Краснознамённый полк под командованием А.И. Черепанова, отряды латышских стрелков, псковских красногвардейцев, солдат железнодорожных войск и красноармейские отряды, прибывшие из Петрограда, отряд солдат-сибиряков (450 человек) под командованием фельдфебеля И.М. Дашкевича. На юге города Пскова успешно воевал красноармейский отряд под руководством члена ВЦИК  Я.Ф. Фабрициуса.
           На центральном направлении сопротивление германским войскам оказывали Витебский, Оршанский и Могилёвский отряды, которыми руководил командующий Западным фронтом А.Ф. Мясников, и отряды под командованием Р.И. Берзина.


          Возрастающее сопротивление советских войск убедило германское командование в невозможности одним ударом покончить с Советской властью. Мирные переговоры возобновились.

         3 марта 1918 года был подписан мирный договор РСФСР и Германии.

         А День 23 февраля стал отмечаться, как всенародный праздник.

           Начало этому было положено в 1923 году, к 5-й годовщине РККА. Праздник определили как «День Красной Армии».

            В 1946 году название немного изменилось – «День Советской Армии и Военно-Морского флота».

            В 1995 году стал «Днём защитника Отечества».

             
               Но какое бы название не носил этот праздник, он посвящён всем тем, кто когда-то вставал на защиту нашей Родины и был готов пожертвовать своей жизнью ради её свободы и независимости. Мы склоняем головы перед их подвигом.

             А тем, кто сегодня стоит на таком важном посту, желаем Победы и скорейшего возвращения в родные города, посёлки, к родителям, жёнам, детям…
 
             С праздником Вас, дорогие товарищи, с «Днём защитника Отечества».


            Литературные источники:
 Антонов А.Е. Боевой восемнадцатый год: боевые действия Красной Армии в 1918-1919 гг. М. Воениздат, 1961
Военная энциклопедия. В 8-и т. : Воениздат, 1990-2005.
Кляцкин С.М. На защите Октября. М.: Наука,1975.
Пятьдесят лет Вооружённым силам СССР. М.: Воениздат, 1968.
Черепанов А.И. Поле ратное моё. М.: Воениздат, 1984